УДК 37.02

АДАПТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МЕТОДОЛОГИИ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ)

Найденова Наталья Николаевна
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
к.п.н, зам. зав. Центра педагогической компаративистики

Аннотация
В статье рассмотрена проблемы адаптации международной методологии сравнительных исследований качества образования на дошкольной ступени обучения. При этом приведены стратегии развития и принципы инновационного обучения. А также представлены формы дошкольной педагогики и специфика изменений в России.

Ключевые слова: адаптация, глобализация, дошкольная педагогика., инновационное обучение, международные исследования, стратегии развития


ADAPTING THE INTERNATIONAL METHODOLOGY OF COMPARATIVE STUDIES FOR THE QUALITY OF EDUCATION (PRE-SCHOOL LEVEL)

Naydenova Natalia Nikolaevna
Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education
Ph.D., Deputy Director of the Center for Comparative Education, winner of the RF Government Prize in 2009

Abstract
The article deals with the problem of adapting the international methodology of comparative studies of the quality of education at pre-school level. This shows the strategies of development and principles of innovative teaching. As well as forms for pre-school pedagogy and specific changes in Russia.

Keywords: adaptation, development strategies, globalization, innovative training, international studies, pre-school pedagogy


Библиографическая ссылка на статью:
Найденова Н.Н. Адаптация международной методологии сравнительных исследований качества образования (дошкольная ступень) // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6610 (дата обращения: 26.05.2017).

Сравнение образовательных систем стран постсоветского пространства (ПСОП) не должно проводиться без соответствия ведущим тенденциям развития международной методологии сравнительных исследований качества образования. Специфика современного этапа развития педагогической компаративистики заключается в тесном взаимодействии с развитием методологии педагогических измерений. В ХХI веке процессы глобализации в обществе отразились на изменении парадигмы оценивания качества образования: от экспертной оценки к объективному и измеряемому оцениванию. Реформирование национальных стандартов, национальных систем качества образования ведется с оценкой реальной эффективности образовательной организации с учетом образовательного и социально-экономического фона, измерительной квалификации педагогов в междисциплинарном оценивании.

Международная методология педагогических измерений в педагогической науке стран ПСОП до сих пор слабо представлена. Педагогическая компаративистика по-прежнему является описательной, мало используются объективные и достоверные методы измерений при сравнительных исследованиях. Требуется охарактеризовать адаптационные механизмы развития образования с позиций методологии педагогических измерений. А также проинтерпретировать процессы глобализации педагогической компаративистики в контексте педагогических измерений качества образования в странах мира и ПСОП. Важной проблемой является и определение стратегий развития педагогических измерений в ПСОП, а именно: а) реформирование стандартов, систем оценки качества образования на разных уровнях принятия управленческих решений; б) оценивание эффективности образовательных организаций в повышении качества образования как интегральной оценки, а не только повышения уровня учебных достижений при предметном обучении; в) развитие программ повышения измерительной квалификации педагога.

В дальнейшем необходимо осмыслить теоретико-методологические аспекты адаптации международной методологии оценки качества образования в мировом образовательном пространстве в условиях глобализации; проанализировать глобализационные процессы в оценке качества образования стран постсоветского образовательного пространства; разработать новые методы интегрального измерения качества образования; реализовать пошаговую модель мультиплексного измерения качества образования; выявить специфику математических методов в педагогической компаративистике; проанализировать опыт стран мирового образовательного пространства в модернизации стандартов, в адаптации международной методологии сравнительных исследований в национальных системах оценки качества образования.

Сегодня в глобальном мире развитие систем образования протекает иначе: учитываются все изменения в изменяющемся мире, адаптируются современные методологии, развиваются национальные ценностные установки.

Стратегии развития

В мировом образовательном пространстве (МОП) существует разные стратегии и сценарии развития национальных систем образования. Как в российском мультиплексе интегрального измерения качества образования детальная классификация проводится в соответствии с принципом триангуляции [1]. Поэтому можно ввести такую классификацию стратегий развития, характерных для стран бывшего Советского Союза:

1. Стратегии концентрированного роста (улучшение национальной системы образования без радикальных изменений может проводится тремя путями) –

А) Усиление позиций в МОП по итогам международных исследований качества образования.

Б) Новые разработки разного контента развития систем образования стран ПСОП, используемые в МОП.

В) Расширение своего образования за счет новых услуг и продвижение на международном уровне в различных аспектах.

2. Стратегии интегрированного роста (улучшение национальной системы образования с адаптацией международных методологий, подлежащей постоянному мониторингу и коррекции) –

А) Обратная вертикализация – мониторинг внутри страны по первичным выборочным стратам международным инструментарием.

Б) Вертикальная адаптация – мониторинг системы формального образования адаптированным инструментарием.

В) Горизонтальная адаптация – создание адаптационной модели оценивания качества образования в образовательных организациях.

3. Диверсифицированный рост (модернизация системы образования на всех уровнях принятия управленческих решений) –

А) Централизация – новый продукт из традиционных продуктов, направленный на развитие системы образования с учетом современных требований.

Б) Горизонтальная диверсификация – расширение направлено на все образовательные организации разных ступеней образования.

В) Конгломерация – объединение разных продуктов с разных уровней управления с целью создания единой системы развития.

4. Стратегия сокращения – радикальная модернизация системы образования.

А) Ликвидация – отказ от нерентабельных (в смысле роста качества образования и его соответствия международным стандартам) элементов системы образования.

Б) Апробация – модернизация в краткосрочной перспективе без ориентации на результат с целью освоения новых продуктов и технологий.

В) Стандартизация – убираются контентные и технологические пересечения, например, изучение музыкальной грамоты остается в общей школе, а основы рисунка – нет; вводится единая линейка обучения по языковым коммуникациям, программа изучения русского языка по структурным элементам обучения изменяется с целью единой структуры обучения и т.п.

Реализация любой стратегии строится по единым принципам в разных формах [2]. Но всегда адаптация  любой методологии в действующую систему образования включает внесение существенных изменений в разные сферы функционирования системы образования, а именно редактируются:

  • Законодательство.
  • Система управления качеством образования.
  • Формы и бюджеты финансирования.
  • Программы обучения в негосударственном секторе.
  • Формы и показатели количественной статистики.
  • Структура и содержание педагогического образования.
  • Программы нравственно-этического (духовно-нравственного) воспитания.
  • Стандарт дошкольного развития (образования).
  • Содержание общего образования.
  • Стандарты профессионального образования.
  • Структура и стандарты непрерывного образования.
  • Региональный компонент системы образования..
  • Формы интеграция на постсоветском пространстве.
  • Формы интеграция на международном образовательном пространстве.
  • Технологии и модели дистантного образования.

Результатом выхода стран на международное образовательное пространство, прежде всего, являются внедрение в национальную систему образования современных образовательных технологий и моделей дистанционного образования [3].

Принципы инновационного обучения

С целью адаптации международных технологий сравнительной педагогики следует определить основные принципы развития обучения в современном русле. В мировом образовательном пространстве базовыми можно назвать семь принципов не просто обучения, а инновационного обучения [4; 5]. Среди них: 1) индивидуализация, 2) социализация, 3) эмоциональность, 4) инновационность среды обучения, 5) групповое темпирование обучения, 6) оценка для обучения, а не оценка результата обучения, 7) междисциплинарность и направленность на потребности реального мира.

Итак, первый принцип: уйти от фокуса на учителя к фокусу на ученика в ежедневной практике обучения. Учащиеся должны быть в центре всех мероприятий, которые происходят в классе и направлены на их развитие. Они должны активно участвовать в процессе обучения, чтобы стать саморегулируемыми учащимися, которые способны контролировать свои эмоции и мотивации в процессе решения учебной проблемы, ставить цели, и самостоятельно следить за  собственным процессом обучения.

Второй принцип. Обучение является социальной практикой и не может произойти в одиночку. Люди – социальные существа и учатся, взаимодействуя друг с другом. Структурированная совместная работа в группах полезна для всех учащихся, так как в группе все обучаются по-разному, но по одинаковой тематике.

Третий принцип. Эмоции являются неотъемлемой частью обучения. Учащиеся и студенты понимают идеи лучше, когда есть взаимодействие между эмоциями, мотивацией и познанием, так как положительное представление о себе являются основной частью достижения более глубокого понимания. Власть эмоций и мотивации управляет обучением в классе, но часто забывают об эмоциональной составляющей обучения. Тем не менее большинство учителей знают, что если учащийся расстроен, что-то произошло дома или в школе, его трудно научить в данный момент. Мотивированность учащегося в обучения должна быть отправной точкой любого обучения. Ученик должен понимать, почему данный урок имеет значение в дальнейшей жизни, тогда обучение для него становится более важным.

Образовательная среда – это четвертый принцип развития систем образования. Инновационные учебные среды адаптированы под индивидуальные запросы и нужды учеников. Каждый учащийся приносит в класс свой опыт учения, свои предварительные знания. Таким образом, образовательная среда предоставляет возможности для обучения всем ученикам по их потребностям. Поэтому учитель в учебном процессе использует разные методы обучения. Этот принцип понятен каждому педагогу, который испытывает разочарование при ориентации обучения на «среднего» ученика, которого в целом  и не существует в реальности.

Пятый принцип. Учащиеся, безусловно, дифференцируются при обучении, соблюдая разумную середину. Особенно, это касается дошкольного образования: с одной стороны, много воспитанников с разным уровнем усвоения, а с другой, педагог – один. Поэтому важно найти золотую середину как для педагога, так и для каждого воспитанника. Педагог должен попытаться предотвратить как чрезмерный всплеск, так и почти полное отсутствие усвоения. Студенты (воспитанники, учащиеся, курсанты и др. – далее часто будут называться студентами) должны в процессе обучения испытывать как успехи, так и неудачи. А главное, чтобы в процессе образования (обучении, воспитании и развитии), студент находился в процессе открытия проблемы и самостоятельного ее решения. Поэтому работа над проектами и в малых группах больше всего подходит для дошкольной образовательной организации (ДОО), так как студенты могут помогать друг другу на разных уровнях восприятия.

В-шестых, оценка должна быть для обучения, не оценкой только результатов обучения. Оценки важны, прежде всего с целью измерения, как структурировать следующий урок с максимальной эффективностью. Процесс оценивания должен быть значимым по своей измерительной сущности, объективным, оказывать значительное влияние на формирование самой образовательной среды внутри ДОО. Этот процесс занимает значительное часть трудового времени у хорошего педагога, если он подходит к нему неформально. Но чтобы процесс оценивания был эффективным и валидным, необходима целая структура и методология измерения, причем интегральные методы измерения в рамках смешанной методологии сравнительных исследований [6].

И, наконец, седьмой принцип: обучение должно быть тематически связано с обучением и воспитанием в различных аспектах дошкольного образования и по своим целям нацелено на решение проблем, существующих в реальном мире. Обучение не может быть значимым, если студенты не понимают, почему эти знания будут полезны для них в будущем, как он может применить их в жизни. Понимание связи между субъектами и идеями имеет большое значение для способности усваивать знания и умения как навыки и адаптироваться к любой проблемной повседневной задаче в соответствии с возрастом.

Формы педагогики при дошкольном образовании

В мировом образовательном пространстве существуют три формы для студентов раннего возраста и в соответствии с уже проведенными исследованиями относятся к детям от четырех лет, особенно затрагивают предшкольное образование: 1) обучение детей раннего возраста – форма ОРВ или форма обучения, связанная только с обучением; 2) воспитание и присмотр за детьми в ДОО без обучения – форма ВРВ; 3) обучение, воспитание, присмотр и развитие – форма ОВРВ.

Английские аббревиатуры этих форм: ECE, ECC, ECEC. Страны ПСОП пока не участвуют в этих исследованиях [7].

Образование детей в ДОО ведется в рамках двух парадигм: традиционной и современной педагогики. Следует сравнить этапы развития образования в этих парадигмах. Назовем три самых важных этапа модернизации дошкольного образования:

  1. Обновление стандарта во всех трех формах.
  2. Форма образования в группе.
  3. Образовательная среда.

Первый этап, который сейчас находится в активном состоянии в РФ и ряде других стран ПСОП, затрагивает стандарт дошкольного образования. Главное, не скатится в этом стандарте только до первых двух форм, образование на постсоветском пространстве было сильно не только почти 100-процентным охватом детей раннего возраста в ДОО (в РФ – с трех лет), но и наличием именно третьей формы, то есть обучения, воспитания, присмотра и развития. На этом этапе в традиционной парадигме совершенствуются: содержание (главный аспект модернизации), дисциплинарное обучение несвязанно между тематическими аспектами, обучение ведется от учителя (накопление знаний пассивно), прогресс обучения закрыт от детей и их родителей и тематически дискретен. В современной же парадигме: модернизация не только содержания образования, но и процесса обучения; интегрированное тематическое обучение; не накопление знаний, а научить детей учиться; непрерывный прогресс в обучении и воспитании с разным темпом усвоения и открытость с детьми и родителями.

Второй этап – обучение в группе. Если в традиционной парадигме в центре обучения учитель, то в современной – ученик. Обучение в группе отражает школьное образование, то есть реализуется поурочный подход в традиционной парадигме, в современной парадигме применяется смешанный подход, не только поурочный. В традиции обучение детей пассивно, сегодня обучение должно быть активным. Обучение ведется не только по заданной методике, как в традиционной парадигме, но и с привлечением других ресурсов обучения.

Третий этап – среда. Традиционная парадигма – соревновательная среда; единое системное управление качеством образования; ученики являются управляемыми субъектами процесса обучения; иерархическая структура. Современная парадигма – кооперативная среда; независимое управление качеством образования, ориентированное внутри ДОО; ученик обладает своими правами в процессе обучения и расширенными возможностями в тематических аспектах, например, может на занятиях по лепке из пластилина выбрать лего-конструирование (тема – развитие моторики); коллегиальная структура на профессиональном уровне.

Специфика изменений в РФ

В 2014 г. в России объявлен конкурс по развитию дошкольного образования среди ДОО, управленческих структур и других организаций, связанных с разными формами дошкольного образования, включая вузы. Этот конкурс назван как «Восемь жемчужин дошкольного образования» РФ. То есть объявлено восемь направлений:

  1. Здоровый дошкольник (закаливание, подвижные игры, психологический климат).
  2. Лучший детский сад наукограда (компетентности по оздоровлению, патриотическому, интеллектуальному и эстетическому воспитанию) – среди детских садов наукоградов, закрытых территориальных объединений, технополисов.
  3. Ребенок и воспитатель в высокотехнологичном обществе (повышение профессионального роста и статуса воспитателей с помощью современных технологий с учетом опережающей профориентации детей на 2014-2028 гг.).
  4. Системная поддержка традиций и инноваций (развивающая среда, безопасность жизнедеятельности, основы патриотического воспитания, коллективное взаимодействие детей и взрослых).
  5. Лучший менеджер ДОО (управленческий и организационно-методологический опыт, портфолио руководителя, внедрение социальных технологий).
  6. Интеграционный подход в поддержке семьи и детства (коммуникативная грамотность, игровые речевые технологии).
  7. Первая виктория (в рамках Года Культуры творческие работы и проекты).
  8. Расти, малыш (семейное воспитание, оздоровительно-воспитательная деятельность ДОО).

Из всего вышеперечисленного видно, какое большое внимание уделяется развитию дошкольного образования в РФ как самой крупной по территории страны на постсоветском пространстве. Данный проект направлен на повышение профессионального и социального статуса педагогов дошкольной ступени обучения, формирование культуры ответственного родительства, совершенствование технологий разной направленности в ДОО [8].


Библиографический список
  1. Найденова, Н.Н. Измерение общей функциональной грамотности в современном мире [Текст] / Н.Н. Найденова. – Бюро философии образования и теоретической педагогики РАО, 29.10.2014.
  2. Стратегии развития образования до 2030 г. – начинаем с Москвы. / Под ред. Ю.В. Громыко. – НИИ ИСРО.
  3. Education indicators in Focus. Part 11. 2013 / 02.
  4. Groff, J. (2009). Transforming the Systems of Public Education. Nellie Mae Education Foundation.
  5. Groff, J. Technology-Rich innovative learning environments. 2013, Febriary.
  6. Найденова, Н., 2012. Мультиплексное измерение качества школьного образования. Отечественная и зарубежная педагогика, 1: 224-234.
  7. Footnote Anning, A and Cullen, J. and Fleer, M. (2004) Early childhood education. London: SAGE.
  8. Вестник образования. 06.10.2014.


Все статьи автора «Найденова Наталья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: