Сравнение образовательных систем стран постсоветского пространства (ПСОП) не должно проводиться без соответствия ведущим тенденциям развития международной методологии сравнительных исследований качества образования. Специфика современного этапа развития педагогической компаративистики заключается в тесном взаимодействии с развитием методологии педагогических измерений. В ХХI веке процессы глобализации в обществе отразились на изменении парадигмы оценивания качества образования: от экспертной оценки к объективному и измеряемому оцениванию. Реформирование национальных стандартов, национальных систем качества образования ведется с оценкой реальной эффективности образовательной организации с учетом образовательного и социально-экономического фона, измерительной квалификации педагогов в междисциплинарном оценивании.
Международная методология педагогических измерений в педагогической науке стран ПСОП до сих пор слабо представлена. Педагогическая компаративистика по-прежнему является описательной, мало используются объективные и достоверные методы измерений при сравнительных исследованиях. Требуется охарактеризовать адаптационные механизмы развития образования с позиций методологии педагогических измерений. А также проинтерпретировать процессы глобализации педагогической компаративистики в контексте педагогических измерений качества образования в странах мира и ПСОП. Важной проблемой является и определение стратегий развития педагогических измерений в ПСОП, а именно: а) реформирование стандартов, систем оценки качества образования на разных уровнях принятия управленческих решений; б) оценивание эффективности образовательных организаций в повышении качества образования как интегральной оценки, а не только повышения уровня учебных достижений при предметном обучении; в) развитие программ повышения измерительной квалификации педагога.
В дальнейшем необходимо осмыслить теоретико-методологические аспекты адаптации международной методологии оценки качества образования в мировом образовательном пространстве в условиях глобализации; проанализировать глобализационные процессы в оценке качества образования стран постсоветского образовательного пространства; разработать новые методы интегрального измерения качества образования; реализовать пошаговую модель мультиплексного измерения качества образования; выявить специфику математических методов в педагогической компаративистике; проанализировать опыт стран мирового образовательного пространства в модернизации стандартов, в адаптации международной методологии сравнительных исследований в национальных системах оценки качества образования.
Сегодня в глобальном мире развитие систем образования протекает иначе: учитываются все изменения в изменяющемся мире, адаптируются современные методологии, развиваются национальные ценностные установки.
Стратегии развития
В мировом образовательном пространстве (МОП) существует разные стратегии и сценарии развития национальных систем образования. Как в российском мультиплексе интегрального измерения качества образования детальная классификация проводится в соответствии с принципом триангуляции [1]. Поэтому можно ввести такую классификацию стратегий развития, характерных для стран бывшего Советского Союза:
1. Стратегии концентрированного роста (улучшение национальной системы образования без радикальных изменений может проводится тремя путями) –
А) Усиление позиций в МОП по итогам международных исследований качества образования.
Б) Новые разработки разного контента развития систем образования стран ПСОП, используемые в МОП.
В) Расширение своего образования за счет новых услуг и продвижение на международном уровне в различных аспектах.
2. Стратегии интегрированного роста (улучшение национальной системы образования с адаптацией международных методологий, подлежащей постоянному мониторингу и коррекции) –
А) Обратная вертикализация – мониторинг внутри страны по первичным выборочным стратам международным инструментарием.
Б) Вертикальная адаптация – мониторинг системы формального образования адаптированным инструментарием.
В) Горизонтальная адаптация – создание адаптационной модели оценивания качества образования в образовательных организациях.
3. Диверсифицированный рост (модернизация системы образования на всех уровнях принятия управленческих решений) –
А) Централизация – новый продукт из традиционных продуктов, направленный на развитие системы образования с учетом современных требований.
Б) Горизонтальная диверсификация – расширение направлено на все образовательные организации разных ступеней образования.
В) Конгломерация – объединение разных продуктов с разных уровней управления с целью создания единой системы развития.
4. Стратегия сокращения – радикальная модернизация системы образования.
А) Ликвидация – отказ от нерентабельных (в смысле роста качества образования и его соответствия международным стандартам) элементов системы образования.
Б) Апробация – модернизация в краткосрочной перспективе без ориентации на результат с целью освоения новых продуктов и технологий.
В) Стандартизация – убираются контентные и технологические пересечения, например, изучение музыкальной грамоты остается в общей школе, а основы рисунка – нет; вводится единая линейка обучения по языковым коммуникациям, программа изучения русского языка по структурным элементам обучения изменяется с целью единой структуры обучения и т.п.
Реализация любой стратегии строится по единым принципам в разных формах [2]. Но всегда адаптация любой методологии в действующую систему образования включает внесение существенных изменений в разные сферы функционирования системы образования, а именно редактируются:
- Законодательство.
- Система управления качеством образования.
- Формы и бюджеты финансирования.
- Программы обучения в негосударственном секторе.
- Формы и показатели количественной статистики.
- Структура и содержание педагогического образования.
- Программы нравственно-этического (духовно-нравственного) воспитания.
- Стандарт дошкольного развития (образования).
- Содержание общего образования.
- Стандарты профессионального образования.
- Структура и стандарты непрерывного образования.
- Региональный компонент системы образования..
- Формы интеграция на постсоветском пространстве.
- Формы интеграция на международном образовательном пространстве.
- Технологии и модели дистантного образования.
Результатом выхода стран на международное образовательное пространство, прежде всего, являются внедрение в национальную систему образования современных образовательных технологий и моделей дистанционного образования [3].
Принципы инновационного обучения
С целью адаптации международных технологий сравнительной педагогики следует определить основные принципы развития обучения в современном русле. В мировом образовательном пространстве базовыми можно назвать семь принципов не просто обучения, а инновационного обучения [4; 5]. Среди них: 1) индивидуализация, 2) социализация, 3) эмоциональность, 4) инновационность среды обучения, 5) групповое темпирование обучения, 6) оценка для обучения, а не оценка результата обучения, 7) междисциплинарность и направленность на потребности реального мира.
Итак, первый принцип: уйти от фокуса на учителя к фокусу на ученика в ежедневной практике обучения. Учащиеся должны быть в центре всех мероприятий, которые происходят в классе и направлены на их развитие. Они должны активно участвовать в процессе обучения, чтобы стать саморегулируемыми учащимися, которые способны контролировать свои эмоции и мотивации в процессе решения учебной проблемы, ставить цели, и самостоятельно следить за собственным процессом обучения.
Второй принцип. Обучение является социальной практикой и не может произойти в одиночку. Люди – социальные существа и учатся, взаимодействуя друг с другом. Структурированная совместная работа в группах полезна для всех учащихся, так как в группе все обучаются по-разному, но по одинаковой тематике.
Третий принцип. Эмоции являются неотъемлемой частью обучения. Учащиеся и студенты понимают идеи лучше, когда есть взаимодействие между эмоциями, мотивацией и познанием, так как положительное представление о себе являются основной частью достижения более глубокого понимания. Власть эмоций и мотивации управляет обучением в классе, но часто забывают об эмоциональной составляющей обучения. Тем не менее большинство учителей знают, что если учащийся расстроен, что-то произошло дома или в школе, его трудно научить в данный момент. Мотивированность учащегося в обучения должна быть отправной точкой любого обучения. Ученик должен понимать, почему данный урок имеет значение в дальнейшей жизни, тогда обучение для него становится более важным.
Образовательная среда – это четвертый принцип развития систем образования. Инновационные учебные среды адаптированы под индивидуальные запросы и нужды учеников. Каждый учащийся приносит в класс свой опыт учения, свои предварительные знания. Таким образом, образовательная среда предоставляет возможности для обучения всем ученикам по их потребностям. Поэтому учитель в учебном процессе использует разные методы обучения. Этот принцип понятен каждому педагогу, который испытывает разочарование при ориентации обучения на «среднего» ученика, которого в целом и не существует в реальности.
Пятый принцип. Учащиеся, безусловно, дифференцируются при обучении, соблюдая разумную середину. Особенно, это касается дошкольного образования: с одной стороны, много воспитанников с разным уровнем усвоения, а с другой, педагог – один. Поэтому важно найти золотую середину как для педагога, так и для каждого воспитанника. Педагог должен попытаться предотвратить как чрезмерный всплеск, так и почти полное отсутствие усвоения. Студенты (воспитанники, учащиеся, курсанты и др. – далее часто будут называться студентами) должны в процессе обучения испытывать как успехи, так и неудачи. А главное, чтобы в процессе образования (обучении, воспитании и развитии), студент находился в процессе открытия проблемы и самостоятельного ее решения. Поэтому работа над проектами и в малых группах больше всего подходит для дошкольной образовательной организации (ДОО), так как студенты могут помогать друг другу на разных уровнях восприятия.
В-шестых, оценка должна быть для обучения, не оценкой только результатов обучения. Оценки важны, прежде всего с целью измерения, как структурировать следующий урок с максимальной эффективностью. Процесс оценивания должен быть значимым по своей измерительной сущности, объективным, оказывать значительное влияние на формирование самой образовательной среды внутри ДОО. Этот процесс занимает значительное часть трудового времени у хорошего педагога, если он подходит к нему неформально. Но чтобы процесс оценивания был эффективным и валидным, необходима целая структура и методология измерения, причем интегральные методы измерения в рамках смешанной методологии сравнительных исследований [6].
И, наконец, седьмой принцип: обучение должно быть тематически связано с обучением и воспитанием в различных аспектах дошкольного образования и по своим целям нацелено на решение проблем, существующих в реальном мире. Обучение не может быть значимым, если студенты не понимают, почему эти знания будут полезны для них в будущем, как он может применить их в жизни. Понимание связи между субъектами и идеями имеет большое значение для способности усваивать знания и умения как навыки и адаптироваться к любой проблемной повседневной задаче в соответствии с возрастом.
Формы педагогики при дошкольном образовании
В мировом образовательном пространстве существуют три формы для студентов раннего возраста и в соответствии с уже проведенными исследованиями относятся к детям от четырех лет, особенно затрагивают предшкольное образование: 1) обучение детей раннего возраста – форма ОРВ или форма обучения, связанная только с обучением; 2) воспитание и присмотр за детьми в ДОО без обучения – форма ВРВ; 3) обучение, воспитание, присмотр и развитие – форма ОВРВ.
Английские аббревиатуры этих форм: ECE, ECC, ECEC. Страны ПСОП пока не участвуют в этих исследованиях [7].
Образование детей в ДОО ведется в рамках двух парадигм: традиционной и современной педагогики. Следует сравнить этапы развития образования в этих парадигмах. Назовем три самых важных этапа модернизации дошкольного образования:
- Обновление стандарта во всех трех формах.
- Форма образования в группе.
- Образовательная среда.
Первый этап, который сейчас находится в активном состоянии в РФ и ряде других стран ПСОП, затрагивает стандарт дошкольного образования. Главное, не скатится в этом стандарте только до первых двух форм, образование на постсоветском пространстве было сильно не только почти 100-процентным охватом детей раннего возраста в ДОО (в РФ – с трех лет), но и наличием именно третьей формы, то есть обучения, воспитания, присмотра и развития. На этом этапе в традиционной парадигме совершенствуются: содержание (главный аспект модернизации), дисциплинарное обучение несвязанно между тематическими аспектами, обучение ведется от учителя (накопление знаний пассивно), прогресс обучения закрыт от детей и их родителей и тематически дискретен. В современной же парадигме: модернизация не только содержания образования, но и процесса обучения; интегрированное тематическое обучение; не накопление знаний, а научить детей учиться; непрерывный прогресс в обучении и воспитании с разным темпом усвоения и открытость с детьми и родителями.
Второй этап – обучение в группе. Если в традиционной парадигме в центре обучения учитель, то в современной – ученик. Обучение в группе отражает школьное образование, то есть реализуется поурочный подход в традиционной парадигме, в современной парадигме применяется смешанный подход, не только поурочный. В традиции обучение детей пассивно, сегодня обучение должно быть активным. Обучение ведется не только по заданной методике, как в традиционной парадигме, но и с привлечением других ресурсов обучения.
Третий этап – среда. Традиционная парадигма – соревновательная среда; единое системное управление качеством образования; ученики являются управляемыми субъектами процесса обучения; иерархическая структура. Современная парадигма – кооперативная среда; независимое управление качеством образования, ориентированное внутри ДОО; ученик обладает своими правами в процессе обучения и расширенными возможностями в тематических аспектах, например, может на занятиях по лепке из пластилина выбрать лего-конструирование (тема – развитие моторики); коллегиальная структура на профессиональном уровне.
Специфика изменений в РФ
В 2014 г. в России объявлен конкурс по развитию дошкольного образования среди ДОО, управленческих структур и других организаций, связанных с разными формами дошкольного образования, включая вузы. Этот конкурс назван как «Восемь жемчужин дошкольного образования» РФ. То есть объявлено восемь направлений:
- Здоровый дошкольник (закаливание, подвижные игры, психологический климат).
- Лучший детский сад наукограда (компетентности по оздоровлению, патриотическому, интеллектуальному и эстетическому воспитанию) – среди детских садов наукоградов, закрытых территориальных объединений, технополисов.
- Ребенок и воспитатель в высокотехнологичном обществе (повышение профессионального роста и статуса воспитателей с помощью современных технологий с учетом опережающей профориентации детей на 2014-2028 гг.).
- Системная поддержка традиций и инноваций (развивающая среда, безопасность жизнедеятельности, основы патриотического воспитания, коллективное взаимодействие детей и взрослых).
- Лучший менеджер ДОО (управленческий и организационно-методологический опыт, портфолио руководителя, внедрение социальных технологий).
- Интеграционный подход в поддержке семьи и детства (коммуникативная грамотность, игровые речевые технологии).
- Первая виктория (в рамках Года Культуры творческие работы и проекты).
- Расти, малыш (семейное воспитание, оздоровительно-воспитательная деятельность ДОО).
Из всего вышеперечисленного видно, какое большое внимание уделяется развитию дошкольного образования в РФ как самой крупной по территории страны на постсоветском пространстве. Данный проект направлен на повышение профессионального и социального статуса педагогов дошкольной ступени обучения, формирование культуры ответственного родительства, совершенствование технологий разной направленности в ДОО [8].
Библиографический список
- Найденова, Н.Н. Измерение общей функциональной грамотности в современном мире [Текст] / Н.Н. Найденова. – Бюро философии образования и теоретической педагогики РАО, 29.10.2014.
- Стратегии развития образования до 2030 г. – начинаем с Москвы. / Под ред. Ю.В. Громыко. – НИИ ИСРО.
- Education indicators in Focus. Part 11. 2013 / 02.
- Groff, J. (2009). Transforming the Systems of Public Education. Nellie Mae Education Foundation.
- Groff, J. Technology-Rich innovative learning environments. 2013, Febriary.
- Найденова, Н., 2012. Мультиплексное измерение качества школьного образования. Отечественная и зарубежная педагогика, 1: 224-234.
- Footnote Anning, A and Cullen, J. and Fleer, M. (2004) Early childhood education. London: SAGE.
- Вестник образования. 06.10.2014.