УДК 373.2(470.57)

ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ИСТОРИИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ БАШКИРСКОЙ АССР

Алексеева Вероника Викторовна
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
аспирант кафедры педагогики

Аннотация
В статье, на основе архивных материалов и малоизвестных опубликованных работах, рассмотрены формы и методы работы педагогов дошкольного образования по просвещению родителей. Рассмотренные традиционные и нетрадиционные формы работы педагогов с семьей. Дан анализ позитивного влияния работы воспитателей по повышению педагогической составляющей родителей.

Ключевые слова: Башкирская АССР., детский сад, дошкольное воспитание, история педагогики, семейное воспитание


EDUCATION OF PARENTS IN THE HISTORY OF PRESCHOOL PEDAGOGY OF THE BASHKIR ASSR

Alekseeva Veronika Viktorovna
Bashkir State Pedagogical University M. Akmulla
postgraduate student of the Department of pedagogy

Abstract
The article, based on archival material and little known published works, the author considers the forms and methods of work of preschool teachers for parent education. Are considered traditional and non-traditional forms of work of teachers with the family. The analysis of the positive impact of the work of educators to improve the pedagogical component of the parents.

Библиографическая ссылка на статью:
Алексеева В.В. Просвещение родителей в истории дошкольной педагогики Башкирской АССР // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6613 (дата обращения: 26.05.2017).

При анализе особенностей педагогического просвещения лиц, являющихся родителями детей дошкольного возраста, мы опирались на архивные документы и работы дореволюционных  и современных авторов. Так были использованы материалы Национального архива Республики Башкортостан (НА РБ, г. Уфа) и Архивного отдела Администрации городского округа г. Уфы (Архивный отдел АГО г. Уфа). Среди авторов опубликованных работ необходимо выделить таких как В.С. Агте, Б.Г. Цыбаев [1], Т.М. Аминов [2], И.А. Игнатова [3], С.В. Карпова [4], В.Я. Стоюнин [5].

Появление ребенка в семье всегда было счастливым событием для родителей и близких. Сегодня все родители мечтают видеть малыша гармонически развитой личностью – умного, физически и психически здорового, трудолюбивого, вежливого, уважающего старших, любящего свою Родину. И сразу возникает множество проблем по воспитанию, которые волнуют родителей. Наравне с вопросами по правильному уходу, полноценному питанию и физическому развитию, возникает множество вопросов воспитательного характера.

Сегодня основные положения о воспитании детей и педагогическом просвещении родителей регламентируются правовыми актами. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года в статье 64 прописано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи…» [6, с. 95].

Поскольку именно родители в первую очередь воспитывают ребенка, им необходимо получить соответствующие педагогические знания. О важности такого просвещения писал еще отечественный педагог XIX века В. Я. Стоюнин, образно называя его «лучом света в семейном воспитании» [5, с. 42]. Об этом много размышляли и мыслители Башкортостана, среди которых можно выделить видного просветителя тюркских народов Р. Фахретдинова [7]. Каждый из этих деятелей вносил свой вклад в развитие теории и практики дошкольной педагогики. Как справедливо отмечает в своей работе Т. М. Аминов, «потребность в новых теориях, подходах и технологиях, необходимых в педагогическом процессе, имеет закономерную тенденцию возрастать, что очевидно, и обусловлено постоянным обновлением общества и отдельной личности» [8, с. 31].

Из вышеизложенного вытекает то, что организация системы педагогического просвещения родителей является актуальной во все времена. Но, как отмечает в своем исследовании И. А. Игнатова [3], в настоящее время формы просвещения, принятые в страны ранее, утрачены, а новые формы педагогического просвещения еще не стали применяться в массовой работе воспитателями. Продолжая эти идеи С. В. Карпова в своей диссертации [4] отмечает, что в сегодня необходимы новые формы работы, основанные не на субъектном, а на личностном подходе.

Для того, что бы правильно организовать современную систему педагогического просвещения родителей, имеет смысл обратить внимание на то, как функционировала подобная система в прошлом. В этом отношении Башкирская АССР представляет достаточный интерес. Как писал один из упоминавшихся выше авторов «система образования… Башкирии представляло собой уникальное явление, таких регионов в России было немного» [9, с. 318].

С самого начала становления системы дошкольного образования в регионе педагоги уделяли много внимания просвещению родителей. Так, еще в 1920-е годы ХХ века, как мы отмечали в одной из своих работ «сотрудниками детских садов проводилась работа с родителями о важности общественного воспитания детей» [10, с. 90]. Приведем воспоминания работавшей в эти годы М. П. Стебаковой, где она рассказывала родителями о важности общественного воспитания [1]. Впоследствии, на протяжении 1930-х годов педагоги проводили радио-лекции, беседы с родителями о позитивном влиянии дошкольного воспитания.

В годы Великой Отечественной войны данная работа продолжалась. Так, например, в БАССР для просвещения родителей применялись разные методы, например, в виде «открытого занятия» [11, л. 3]. Также были организованы чтения  докладов по различным темам. Например,  по теме «Воспитание воли и характера ребенка». Еще одной, ставшей традиционной, была такая форма работы как родительские собрания. На них рассматривались вопросы по всем направлениям воспитания. Например, по вопросу проведения летней оздоровительной кампании. На ней были выявлены следующие вопросы: обеспечение детей головными уборами (панамками). Так как педагоги и врачи предупреждали, что во время принятия солнечных ванн родителям необходимо было обеспечить детям головные уборы – панамки [11, л.2]. С родителями также проводились беседы по закаливанию детей.

Особой и очень важной в годы войны стала работа по организации системы патронирования детей. Это было обусловлено тем, что в связи с эвакуацией населения дети оставались нередко без родителей. Отдавать этих детей в детские дома или разрешить их усыновление, при возможном наличии родителей, было бы не всегда правильно. Живы родители или нет, было неизвестно. А дети, многим из которых было по 2-4 года, ничего не могли рассказать о себе: ни название города, ни адреса своего проживания. В связи с этим, в стране проводилось патронирование, то есть происходила временная передача детей в семью на воспитание. Когда родители находились, детей им возвращали. При организации этой работы проводилось множество мероприятий, среди которых были родительские собрания, встречи с семьями, консультирование. Были организованы «Доски почета» с указанием имен тех, кто брал детей на воспитание [12, л.8].

В послевоенные годы подобная работа продолжалась. Кроме вышеперечисленных методов, и форм, в детских садах были организованы «уголки для родителей», где вывешивалась различная полезная информация. Например, режим работы детского сада, меню детского питания, фотографии из жизни детей и коллектива, рекомендации по организации режима дня в семье в вечернее время и в выходные дни. Кроме педагогов, вопросами просвещения родителей занимались и медицинские работники. Например, в детских яслях г. Уфы с родителями проводили беседы на медицинские темы: профилактика простудных заболеваний, предупреждение инфекционных болезней, рекомендации о правильном закаливании организма [13, л. 15].

Получила популярность и такая форма работы как родительские конференции. Например, в городе Черниковске было организовано и проведено три городских родительских конференции. В августе 1958 года  в г. Кумертау была проведена родительская конференция, на которой было принято «Обращение ко всем родителям города Кумертау». На конференции было принято решение об улучшении трудового воспитания детей и поддержании постоянной связи с дошкольными учреждениями.

Одной из форм работы по просвещению родителей были выступления по радио. К ним были привлечены заведующие детских садов, воспитатели, медицинские работники, председатели родительских комитетов [14, л. 8.]. На радиобеседы приглашали и родителей. Они рассказывали о своем положительном опыте по воспитанию своих детей. Например, о том, как поставлено дома трудовое воспитание, какие виды труда выполняют дети дошкольного возраста в семье.

В конце 1950-х годов в просвещении родителей происходят определенные перемены, она становится более системной. Интересным представляется педагогическая работа с родителями в городе Кумертау [15, л. 122]. Так в местной газете «Горняк» в течение более трех лет в 69 номерах было помещено свыше ста заметок, статей, иллюстраций, авторами которых выступало все население города по различным вопросам воспитания детей. В своей повседневной практике, воспитатели столкнулись с непониманием родителей к правилам и нормам воспитания детей. Одни семьи, имея высокие заработки, приобретали дорогие игрушки. Другие родители, отдав ребенка в круглосуточный детский сад, считали, что они свободны от процесса воспитания, переложив ответственность на педагогов. Для исправления сложившейся ситуации заведующая детским садом № 4 В.Ф. Смирнова написала статью в газету «Горняк», которая называлась: «Родители несут ответственность за воспитание своих детей» (№ 76 от 26.06.1956 г.). Статья получила большое количество откликов. Увидев и оценив пользу данного метода для просвещения родителей в педагогических вопросах, воспитатели, стали помещать в газету описание жизни детей в детском саду.

В 1980-е годы тенденцией была проработка отдельных педагогических задач, что было обусловлено условиями модернизации отдельных сфер жизни общества. Например, воспитатели разъясняли родителям курс в области языковой политики в условиях перестройки экономической системы и демократизации социальной и политической сферы. Для чего проводились собрания, на которые приглашали филологов. [16, л. 58]. Среди формы работы рассматриваемого хронологического периода, был принят родительский всеобуч. Другими формами работы были «вечера вопросов и ответов», «дни открытых дверей» [17, лист не пронумерован]. Например, в Калининском районе г. Уфы проводилась «Неделя семьи», а также был организован родительский университет при кинотеатре «Победа», «Дни открытых дверей для родителей» [17, л. 18]. То есть применялись нетрадиционные формы педагогического просвещения семьи.

В итоге необходимо отметить, что кроме основной цели – педагогического просвещения родителей, эта работа обусловливала повышение квалификации самих педагогов. Для того, что бы прочитать лекцию на предприятиях, провести беседу на радио, написать статью в газете, это требовало от педагога не только личного, практического опыта работы с детьми, но и чтение методической литературы. Подготовка и проведение мероприятий по педагогическому просвещению родителей позволило добиться объединения теоретических знаний и практической работы. Это приводило к рефлексии педагогического работника, итогом которой стало улучшение и повышение качества его работы в детских дошкольных учреждениях. И конечно, эта деятельность повышала качество воспитания детей в семье.


Библиографический список
  1. Агте В. С., Цыбаев Б. Г. Жизнь, посвящённая детям: о жизни одного из пионеров становления дошкольного образования в Башкирии М. П. Стебаковой: документально-биографический очерк. Уфа: ИРО РБ, 2014. 112 с.
  2. Аминов Т. М. Признаки профессионального образования // Искусство и образование. 2008. № 9. С. 44-48.
  3. Игнатова И. А. Педагогическое просвещение как подготовка родителей к семейному воспитанию детей с особенностями развития: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2009.
  4. Карпова С. В. Подготовка студентов к психолого-педагогическому просвещению родителей. Дисс … канд. пед. наук: 13.00.08 Петрозаводск, 2007.
  5. Стоюнин В. Я. Луч света в педагогических потемках // Историко-педагогический журнал. 2016. № 4. С.38-45.
  6. Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. на 01.09.2015 г). М.: ТЦ Сфера, 2016.192.
  7. Алексеева В. В. Взгляды Ризаэтдина Фахретдинова на дошкольное образование: философско-педагогический аспект / Библиотека в контексте российской социокультурной истории: краеведческий аспект мат-лы. всеросс. науч. конф. Уфа: 2016. С. 231-235.
  8. Аминов Т. М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования системы профессионального образования // Образование и наука. 2009. № 8 (65). С. 31-44.
  9. Аминов Т. М. Развитие системы профессионального образования в Башкирии (начало XVII века – до 1917 года). Дисс. … д-ра пед. наук. Уфа, 2012.
  10. Алексеева В. В. Начало становления советской системы дошкольного образования в регионах страны (на примере Башкирской АССР) / Гуманист. наследие просветителей народов Евразии в культуре и образовании. Мат-лы X межд. науч.-прак. конференции Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. С. 88-90.
  11. НА РБ. Ф. 8918. О. 1. Д. 76. Л. 2-3.
  12. НА РБ. Ф. 8918. О. 1. Д. 74. Л.8.
  13. НА РБ. Ф. 7116. О. 1. Д. 1. Л. 15.
  14. НА РБ.Ф.  Р-796 О. 2. Д. 135. Л.8.
  15. НА РБ. Ф. Р-798. О. 9. Д. 3009. Л. 122.
  16. Архивный отдел АГО г. Уфа Ф. 796. О.1. Д. 816. Л. 58.
  17. Архивный отдел АГО г. Уфа Ф. 796. О.1. Д. 801. Лист не пронумерован.Л. 18.


Все статьи автора «Алексеева Вероника Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: