УДК 37.11

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Ермилова Елена Викторовна1, Лукавцева Ольга Михайловна2, Ключникова Светлана Николаевна3, Толубаева Галина Ивановна4
1КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", воспитатель
2КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", учитель начальных классов
3КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", воспитатель
4КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", педагог-психолог

Аннотация
Авторы делятся с читателями опытом работы по реализации комплексно-целевой программы сохранения здоровья младших школьников с особыми образовательными потребностями в условиях функционирования Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Ключевые слова: Дети с особыми образовательными потребностями, комплексно-целевая программа сохранения здоровья младших школьников, работа по социализации и адаптации, совместная работа воспитателей, учителей начальных классов и школьного психолога


REALIZATION OF COMPLEX TARGET PROGRAMME HEALTHY PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Ermilova Elena Viktorovna1, Lukacheva Olga Mykhailovna2, Klyuchnikova Svetlana Nikolaevna3, Tolubaeva Galina Ivanovna4
1Semilukskiy centre of psycho-pedagogical, medical and social assistance, educator
2Semilukskiy centre of psycho-pedagogical, medical and social assistance, teacher of initial classes
3Semilukskiy centre of psycho-pedagogical, medical and social assistance, educator
4Semilukskiy centre of psycho-pedagogical, medical and social assistance, psychologist

Abstract
The authors share with readers the experience in implementation of complex target program of preservation of health of Junior schoolchildren with special educational needs in the conditions of functioning of the Centre of psycho-pedagogical, medical and social assistance.

Библиографическая ссылка на статью:
Ермилова Е.В., Лукавцева О.М., Ключникова С.Н., Толубаева Г.И. Реализация комплексно-целевой программы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями // Современная педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6661 (дата обращения: 12.07.2023).

Проблемы сохранения здоровья младших школьников в последние десятилетия являются темой обсуждения многих специалистов, работающих в данной области,  - врачей, педагогов, ученых, т.к. по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской Академии медицинских наук количество здоровых дошкольников составляет около 10%, среди поступающих в школу хронические заболевания имеют 50% детей. Введение последних стандартов образования и соответствующие изменения согласно новому  закону «Об образовании в РФ» предполагают внедрение здоровьесберегающих методов и приемов работы с обучающимися, в том числе с младшими школьниками. Предполагается активное участие в учебно-воспитательном процессе медицинских работников, школьных психологов, учителей-логопедов и других специалистов.

Устав нашего образовательного учреждения   декларирует  обучение и оздоровление, социализацию и адаптацию детей, нуждающихся в  психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Чаще всего в такой помощи нуждаются дети из семей социального риска или дети, чьи родители лишены родительских прав. На практике это означает, что ребенок младшего школьного возраста  не только не подготовлен к школе, но не владеет даже первичными навыками гигиены  и санитарии, слабо знаком с  нормами поведения в обществе. Обучить ребенка всему этому, привить навыки личной гигиены, ознакомить с правилами поведения со взрослыми и сверстниками, при необходимости провести коррекцию поведения, дать ребенку необходимый  уровень дошкольных и школьных знаний по всем предметам, воспитать,  в конечном итоге, достойного члена общества – задача работников нашего Центра.

Для этого необходима слаженная работа медицинских работников, воспитателей, учителей и педагога-психолога. Для координации нашей деятельности  была выработана  комплексно-целевая программа сохранения здоровья детей с особыми  образовательными потребностями, т.е. детей с отдельными отклонениями в развитии. В своей повседневной  практике учителя начальных классов разрабатывают и применяют индивидуальные адаптированные программы обучения, рассчитанные на  учащихся со сниженными когнитивными навыками, кратковременной памятью, неустойчивым вниманием, нарушением эмоц – вол сферы. В разработке программ участвует  педагог-психолог, учитель-логопед, медицинские работники, которые при необходимости  проводят  консультации и  выдают свои рекомендации. В основу разработки программ положены  здоровьесберегающие технологии обучения.

Воспитатели, работающие с младшими школьниками с особыми  образовательными потребностями, также руководствуются  индивидуальными  авторскими разработками, которые представляют собой  индивидуальные маршруты развития, дневники наблюдений в рамках  реализации  курса санитарно-гигиенического просвещения. Особенно актуальна она для младших школьников, овладевающих этими знаниями позднее своих сверстников из полноценных семей.  Посредством практикумов, ролевых игр, реальных и виртуальных экскурсий, театральных представлений воспитывается самостоятельность ребенка в санитарно-гигиеническом обслуживании, происходит знакомство с правилами личной гигиены, усваиваются понятия об основах физиологии человека, о простейших приемах сохранения здоровья.

В повседневной практике обучения и воспитания зачастую требуется помощь педагога-психолога как в определенных экстремальных ситуациях, так и в перманентном процессе. Поэтому включение  программы индивидуальной работы психолога по коррекции  поведения младших школьников в общешкольную Программу является логически оправданной и мотивированной. С особо трудными  учащимися психолог работает как индивидуально, так и в группе, где дети участвуют в занятиях «Сказкатерапия», песочная терапия,  сеансах в группах психологической разгрузки,  в лекотеке, темной сенсорной комнате. Базовой основой работы школьного психолога  является  ранняя коррекция поведения, образовательная психокоррекционная помощь каждому нуждающемуся в ней ребенку с учетом  уровня развития каждого ребенка.

Для успешной реализации  этой программы требуется  отладка всех систем взаимодействия в образовательно-воспитательном процессе: воспитатель – учитель – психолог – ребенок, а также наличие положительного отношения к подобной системе образования в  обществе. Важным этапом в освоении ребенком мира и приобщении к социуму является получение необходимых в повседневной жизни знаний, умений и навыков. Получаемые на раннем этапе развития знания расширяют круг возможностей ребенка, развивают его как личность. А результативность образовательно-воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее была начата работа.


Библиографический список
  1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием// АЛЬМАНАХ ИКП, 2001.- №4
  2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка, М., 2000
  3. Буре Р.С. Воспитатель и дети.- М.: Просвещение, 2006.
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. -СПб. Питер, 2007
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
  6. Дошкольная педагогика/Под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой -М.: Просвещение, 1988
  7. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- Саратов: СГУ, 1999
  8. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., 2010


Все статьи автора «Ермилова Елена Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: