Проблемы сохранения здоровья младших школьников в последние десятилетия являются темой обсуждения многих специалистов, работающих в данной области, - врачей, педагогов, ученых, т.к. по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской Академии медицинских наук количество здоровых дошкольников составляет около 10%, среди поступающих в школу хронические заболевания имеют 50% детей. Введение последних стандартов образования и соответствующие изменения согласно новому закону «Об образовании в РФ» предполагают внедрение здоровьесберегающих методов и приемов работы с обучающимися, в том числе с младшими школьниками. Предполагается активное участие в учебно-воспитательном процессе медицинских работников, школьных психологов, учителей-логопедов и других специалистов.
Устав нашего образовательного учреждения декларирует обучение и оздоровление, социализацию и адаптацию детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Чаще всего в такой помощи нуждаются дети из семей социального риска или дети, чьи родители лишены родительских прав. На практике это означает, что ребенок младшего школьного возраста не только не подготовлен к школе, но не владеет даже первичными навыками гигиены и санитарии, слабо знаком с нормами поведения в обществе. Обучить ребенка всему этому, привить навыки личной гигиены, ознакомить с правилами поведения со взрослыми и сверстниками, при необходимости провести коррекцию поведения, дать ребенку необходимый уровень дошкольных и школьных знаний по всем предметам, воспитать, в конечном итоге, достойного члена общества – задача работников нашего Центра.
Для этого необходима слаженная работа медицинских работников, воспитателей, учителей и педагога-психолога. Для координации нашей деятельности была выработана комплексно-целевая программа сохранения здоровья детей с особыми образовательными потребностями, т.е. детей с отдельными отклонениями в развитии. В своей повседневной практике учителя начальных классов разрабатывают и применяют индивидуальные адаптированные программы обучения, рассчитанные на учащихся со сниженными когнитивными навыками, кратковременной памятью, неустойчивым вниманием, нарушением эмоц – вол сферы. В разработке программ участвует педагог-психолог, учитель-логопед, медицинские работники, которые при необходимости проводят консультации и выдают свои рекомендации. В основу разработки программ положены здоровьесберегающие технологии обучения.
Воспитатели, работающие с младшими школьниками с особыми образовательными потребностями, также руководствуются индивидуальными авторскими разработками, которые представляют собой индивидуальные маршруты развития, дневники наблюдений в рамках реализации курса санитарно-гигиенического просвещения. Особенно актуальна она для младших школьников, овладевающих этими знаниями позднее своих сверстников из полноценных семей. Посредством практикумов, ролевых игр, реальных и виртуальных экскурсий, театральных представлений воспитывается самостоятельность ребенка в санитарно-гигиеническом обслуживании, происходит знакомство с правилами личной гигиены, усваиваются понятия об основах физиологии человека, о простейших приемах сохранения здоровья.
В повседневной практике обучения и воспитания зачастую требуется помощь педагога-психолога как в определенных экстремальных ситуациях, так и в перманентном процессе. Поэтому включение программы индивидуальной работы психолога по коррекции поведения младших школьников в общешкольную Программу является логически оправданной и мотивированной. С особо трудными учащимися психолог работает как индивидуально, так и в группе, где дети участвуют в занятиях «Сказкатерапия», песочная терапия, сеансах в группах психологической разгрузки, в лекотеке, темной сенсорной комнате. Базовой основой работы школьного психолога является ранняя коррекция поведения, образовательная психокоррекционная помощь каждому нуждающемуся в ней ребенку с учетом уровня развития каждого ребенка.
Для успешной реализации этой программы требуется отладка всех систем взаимодействия в образовательно-воспитательном процессе: воспитатель – учитель – психолог – ребенок, а также наличие положительного отношения к подобной системе образования в обществе. Важным этапом в освоении ребенком мира и приобщении к социуму является получение необходимых в повседневной жизни знаний, умений и навыков. Получаемые на раннем этапе развития знания расширяют круг возможностей ребенка, развивают его как личность. А результативность образовательно-воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее была начата работа.
Библиографический список
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием// АЛЬМАНАХ ИКП, 2001.- №4
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка, М., 2000
- Буре Р.С. Воспитатель и дети.- М.: Просвещение, 2006.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. -СПб. Питер, 2007
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
- Дошкольная педагогика/Под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой -М.: Просвещение, 1988
- Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- Саратов: СГУ, 1999
- Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., 2010