УДК 372.8

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ОСНОВАМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СРЕДЕ KODUGAMELAB

Зайдуллина Галия Маликовна
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
студент магистрант

Аннотация
Представленная статья посвящена обучению детей основам программирования с использованием визуальной среды KoduGameLab. Речь пойдет о среде Kodu и её возможностях. Также в статье представлена структура содержания разработанного курса и его задачи.

Ключевые слова: визуальная среда, образование, обучение детей, обучение программированию, основы программирования, структура содержания, учебный курс


TEACHING STUDENTS THE BASICS OF PROGRAMMING IN ENVIRONMENT KODUGAMELAB

Zaydullina Galiya Malikovna
Magnitogorsk State Technical University. GI Nosov
undergraduate student

Abstract
The presented article is devoted to teaching children the basics of programming with the use of visual media KoduGameLab. It's about Kodu environment and its opportunities. The article also presents the structure of the course content developed and its tasks.

Keywords: Kodu Game Lab


Библиографическая ссылка на статью:
Зайдуллина Г.М. Обучение учащихся основам программирования в среде KoduGameLab // Современная педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6689 (дата обращения: 02.10.2017).

Современный уровень информатизации общества предполагает активное использование информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Однако существует проблема недостатка квалифицированных специалистов на рынке труда.

Осознание данной проблемы способствует выработке разумных стратегий ее решения. Одним из первых путей в процессе создания системы отечественного ИТ-образования должен быть сделан образовательными учреждениями общего образования. То есть можно ввести специальные дополнительные курсы в области информационных технологий, которые ориентировали бы обучающихся на выбор наукоемких профессий, связанных с ИТ-сферой.

Одним из способов такой профориентационной работы на начальной и основной ступенях общего образования является внедрение курса изучения основ программирования с использованием визуальной средыKoduGameLab, которая предназначена для создания компьютерных игр.

В рамках исследования был разработан курс по основам программирования в среде KoduGameLab

Целью данного курса обучения программированию является формирование интереса обучающихся к инженернотехнологическому образованию в области информационных технологий путем организации проектной деятельности, направленной на создание интеллектуального продукта.

Задачи курса:

  • научить основам программирования;
  • сформировать мотивацию к получению образования в ИТ-сфере посредством организации продуктивной творческой деятельности;
  • познакомить с программным продуктом «KoduGameLab»;
  • ознакомить с основными алгоритмическими структурами;
  • развить алгоритмическое мышление.

Целевая аудитория: учащиеся 3-4 классов (9-10 лет).

 «KoduGameLab» – это программный продукт для юных разработчиков(наиболее успешно его применяют дети от восьми лет и подростки) по знакомству с основами объектно-ориентированного и визуального программирования и созданию 3D игр. Игры, созданные в лаборатории KoduGame можно воспроизводить на компьютере или XBox.

Среда коду включает:

  • Дружественный интерфейс,с помощью которого пользователь сможет манипулировать объектами на экране, задать поведение объекта, управлять визуальным отображением, звуками и сценарием.
  • Возможность визуализации написанного сценария, что позволяет проследить соответствие между планируемыми действиями объекта и его реальным поведением
  • Драг энд дроп (Drag-and-drop) программирование используется с так называемым языком высокого уровня KoduLanguage. С его помощью можно управлять параметрами и настройками игрового мира, коллизиями, цветом и визуализацией
  • Для создания миров используется библиотека, включающая около 200 стандартных игровых сценариев и базовых элементов, редактор поведения, 20 различных персонажей с разными способностями.

Манипулируя объектами в виртуальных мирах, обучающиеся получат свой первый опыт работы с основными алгоритмическими структурами: при программировании в среде KoduGameLabвыбираются визуальные объекты для условия и действия, т.е. обучающиеся получат представление о базовых алгоритмических конструкциях.

Применение визуальной среды программирования KoduGameLabбудет способствовать выполнению следующих целей изучения предмета «Информатика и ИКТ», которые приведены в примерной программе по информатике для основной ступени общего образования:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях предмета;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • развитие умений составлять алгоритм для конкретного исполнителя;
  • формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
  • знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической и др.

Среда не имеет высоких требований, и разработана для самой популярной операционной системы семейства Windows. К тому же процесс установки максимально автоматизирован, и не требует от пользователя специальных знаний.

Представим структуру содержания учебного материала по курсу:

  1. Алгоритмы и исполнители: понятие «алгоритм», формы их записи, ветвления, циклы;.
  2. Знакомство с Kodu: загрузка установщика с официального сайта Microsoft.com, пошаговая установка среды программирования KoduGameLab, знакомство с интерфейсом программы, настройки, принципы и правила работы программы, первая игра.
  3. Создание объектов: знакомство с логикой работы программы, создание нового мира, создание ландшафтов.
  4. Новые возможности перемещения и связи объектов. Опции “путь”, “родитель”, циклы.
  5. Дополнительные опции в игре: подсчёт баллов и здоровья, таймер, операторы условия.
  6. Сложное поведение объектов.
  7. Разработка полноценной игры от «А» до «Я».

В таблице 2.1 представлено тематическое планирование курса.

Таблица 2.1 – тематическое планирование

№ занятия Тема занятия

I

Алгоритмы и исполнители.

1

Введение. Техника безопасности и правила поведения.

2

Алгоритм – как фундаментальное понятие в информатике.

3

Исполнители вокруг нас

4

Формы записи алгоритмов. Блок-схемы алгоритмов.

5

Линейные алгоритмы.

6

Ветвление в алгоритме.

7

Ветвления в построчной записи алгоритма

8

Циклические алгоритмы.

9

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов

II

Программирование в среде KoduGameLab.

10

Общие сведения о программировании.

11

Знакомство с Kodu.

12

Понятие «объект»

13

Создание родительских объектов

14

Перемещение персонажей в макросреде Koduc использованием клавиатуры и мыши.

15

Создание ландшафтов (миров), добавление объектов.

16

Режим программирования, основные операторы Kodu.

17

Создание путей, выбор поведения персонажей. Создание клонов.

18

Разработка стратегии и атмосферы игры.

19

Страницы, функции, ракурс обзора.

20

Таймер, индикатор здоровья. Опция «Родитель»

21

Мини-проект на тему: «Разработка и создание собственного мира в KoduGameLab.

22–23

Защита проекта

Формы и методы проведения занятий: в данном курсе будут использованы активные методы обучения, игровые, беседа, выступление, решение задач, иллюстрирование. Курс будет состоять из практических и лекционных занятий.

Срок реализации: 1 год обучения 23 часа, по одному занятию в неделю.

Технические и материальные средства: кабинет, оборудованный компьютерами, локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийная доска, среда KoduGameLab, MS Power Point, плакаты со схемами.

Перед началом проведения курса следует провести входное тестирование учащихся, чтобы определить уровень подготовки и распределить по группам соответственно уровню знаний. Также необходимо деление на возрастные категории. Например, для детей 8 лет лучше использовать только визуальную среду и только потом перейти уже к кодировке. А для учащихся 9 классов знакомство с визуальной средой не займет много времени, к тому же, скорее всего, у них уже будут базовые знания о программировании. В таком случае можно параллельно с визуальной оболочкой начать разработку кода.

К концу изучения курса, в качестве итоговой работы, учащиеся должны создать и защитить проект. Проектом является создание своей собственной игры.

Таким образом, среда KoduGameLab имеет большой потенциал для проведения уроков в классе или на внеурочных занятиях. С помощью среды «KoduGameLab» обучающиеся смогут получить представление об основах объектно-ориентированного программирования,познакомиться с процессом создания компьютерных игр, и попробовать себя в роли программистов-разработчиков. Она поспособствует ранней профориентации, формированию необходимых для ИТ-специалист навыков, поможет развитию у обучающихся алгоритмического и критического мышления, коммуникации, навыков презентации и работы в команде.


Библиографический список
  1. Брыксина О.Ф. Внеурочная деятельность в условиях ФГОС. Визуальное программирование в Kodu: первый шаг к ИТ-образованию – М., 2013.
  2. Овчинникова И.Г., Карманова Е.В. Объектно-ориентированный анализ и моделирование: учебное пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. -150 с.
  3. Климова Т.Е. Подготовка учителя к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие/Т.Е. Климова, Е.П. Романов, Е.В. Федченко. -Магнитогорск, МаГУ, 2006. -175 с.
  4. Карманова Е.В. Методика использования сетевых социальных сервисов Web 2.0 в учебном процессе: учебно -методическое пособие/Е.В. Карманова, М.А. Яковенко. -Магнитогорск: МаГУ, 2008. -59 с.


Все статьи автора «Галия Зайдуллина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: