УДК 159.9

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шестопалова Анна Леонидовна
МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 181"

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы эмоционального сгорания педагогов (преподавателей) младших дошкольных учреждений и высших учебных заведений. Выявлены факторы, влияющие на формирование у педагогов болезни эмоционального сгорания, даны рекомендации по уменьшению негативного влияния соответствующей рабочей атмосферы.

Ключевые слова: защита, истощение, психологическое здоровье педпгогов, Синдром эмоционального сгорания, стресс


EMOTIONAL BURNOUT IN THE IMPLEMENTATION OF EMPLOYMENT

Shestopalova Anna Leonidovna
The center of a child development - kindergarten No. 181

Abstract
In article questions of emotional combustion of teachers (teachers) of younger preschool institutions and higher educational institutions are considered. The factors influencing formation at teachers of a disease of emotional combustion are revealed, recommendations about reduction of negative impact of the corresponding working atmosphere are made.

Библиографическая ссылка на статью:
Шестопалова А.Л. Эмоциональное сгорание при осуществлении трудовой деятельности // Современная педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6802 (дата обращения: 02.06.2017).

В России сегодня наиболее остро стоят вопросы вузовского и довузовского образования. В частности от компетенций учителей и преподавателей, от того на сколько  глубоко и объективно, а самое главное увлечённо педагогические работники доводят учебные курсы до обучаемых напрямую зависти то какими специалистами в будущем станут нынешние студенты.

По мнению экспертов, подготовку высококвалифицированных кадров необходимо начинать со школьной скамьи, апробируя и повсеместно внедряя, лучшие практики и методики в образовании. При этом сами педагогические работники должны постоянно развиваться творчески, и поддерживать свою квалификацию. В соответствии с действующей в Российской Федерацией системой материального стимулирования и мотивирования преподавателей стаж и опыт (категории, ученые степени и т.д.) учителя напрямую влияет на его заработную плату.

Однако, постоянные нагрузки и стрессы могут привести к синдрому «эмоционального сгорания», что может негативно повлиять на осуществление педагогами своей профессиональной деятельности. И как следствие повлиять на образовательный процесс.

Достаточно большой вклад в изучение проблем эмоционального истощения и усталости от «сгорания» был внесен американским ученым психологом Гербертом Фройденбергером в 1970 году.

В России на наш взгляд решению данной проблемы уделяется недостаточно внимания. Более того эмоциональное истощение и «сгорание» становится присуще всё большему кругу профессий (не только педагогам, но и  врачам, социальным работникам, воспитателям и другим).

Представляется необходимым выявить основные причины формирования подобного стрессового состояния и дать рекомендации о снижении негативного воздействия.

В современной литературе выделяют несколько групп факторов «психологического сгорания»:

1) индивидуальные (семейное положение, образование, самооценка, стиль сопротивления и др.);

2) организационные (условия работы, рабочие перегрузки, содержание труда, стиль руководства и т. д.);

3) особенности профессиональной деятельности и требования профессии.

О развитии «выгорания» можно говорить при совокупном влиянии этих факторов, но в каждом конкретном случае влияние их может быть неоднозначно. Постоянные профессиональные стрессы наряду с указанными выше тремя группами факторов являются стабильной и универсальной основой формирования не только психического «сгорания», но и полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего – эмоциональной [3].

Известно, что стресс выступает комплексной и неспецифической реакцией организма на любые воздействия, и имеет приспособительное значение.

Стрессовые воздействия умеренной силы и длительности полезны (и даже необходимы) для нормального функционирования организма [1]. Однако хронические, или эмоциональные стрессы, возникающие в результате различного рода профессиональных конфликтов, при неопределенности прогноза в разрешении ситуаций, невозможности осуществления готовых программ деятельности, дефицита времени приводят к тяжелым последствиям, затрагивая уровень реакции, социального функционирования и глубинных личностных изменений [5].

Хронические, неконтролируемые и не предсказуемые стрессы могут привести к различного рода психическим расстройствам, в том числе и «психическому сгоранию». Вместе с тем, в процессе профессионального развития с различной степенью осознанности у работника формируется определенный круг защитных механизмов и способов преодоления эмоционального напряжения, вызванного сложными ситуациями профессиональной деятельности. От способов преодоления (их количества, степени эффективности, активности, гибкости, конструктивности, осознанности или стихийности) во многом зависит профессиональное развитие специалиста. В настоящее время интенсивное изучение проблемы преодоления сложных жизненных событий и ситуаций обусловлено постоянно возрастающими стрессовыми нагрузками на личность и общество в целом [2].

Условно можно выделить следующие фазы эмоционального выгорания:

- «стресс» – это механизм в начале «психологического сгорания» (сознание для факторов стресса профессиональной деятельности, недовольство за избранную профессию, состояние интеллектуальной и эмоциональной перегрузки, страх, депрессия);

- «защита» – недостаточно селективная эмоциональная реакция, эмоциональная и моральная дезориентация, выработка потребительских  эмоций, сокращение (упрощение) профессиональных обязанностей;

- «истощение» (эмоциональный дефицит) – преобладание отрицательных эмоций над положительными, и в будущем полное устранение эмоций из объема своих действий, эмоциональная дистанцированность, профессиональная деформация личности (безразличие при выполнении своих должностных обязанностей, и даже негативные установки по отношению к людям, конфликтное поведение, развитие психовегетативных заболеваний -  нарушение сна, памяти, внимания, атаки паники, нервное вздрагивание, головные боли и сердечная боль [6].

Система способов преодоления эмоционального напряжения в сложных профессиональных ситуациях формирует определенную стратегию профессионального поведения, которая, как справедливо отмечает Э. Э. Сыманюк, может способствовать профессиональному самосохранению либо привести к полной профессиональной деструкции [4].

Для преподавателя – как центральной фигуры образовательного процесса, психически хорошее самочувствие – это одна из самых основных проблем современной педагогической психологии.

Поэтому представляется необходимым изучать феномен «эмоционального сгорание» – как процесса, оказывающего отрицательное влияние на психическое и физическое здоровье и эффективность специалистов в социальной области. Эта болезнь была открыта в ранние 1950-ые годы. И долгое время считалось, что это неизвестная форма вирусной инфекции.

В 1970-ые годы, врачи обратили внимание, что новый «вирус» касается, прежде всего, специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в области социальных профессий, предполагающих постоянных контакт с людьми. Выявлена непосредственная связь между стрессом во время работы, и общением с массой людей, и растущим числом пациентов.

Понятие «эмоциональное сгорание» впервые употреблено в 1974 году американским ученым психологом Гербертом Фройденбергером. Он исследовал, группы людей, отдающих себя полностью работе, осуществляющих должностные обязанности с преданностью и воодушевлением в общественных образовательных организациях. После нескольких месяцев у большинства специалистов выявлены раздражительность, цинизм, умственное истощение. Первоначальное воодушевление и восхищение от работы превратилось в «эмоциональное сгорание», и состояние психического утомления.

Кристина Маслах давала следующее определение синдрому «сгорания» –  это синдром эмоционального истощения, и сокращения личных профессиональных качеств, которые могут встречаться среди специалистов с различными видами социальных профессий [6].

Это – люди, профессиональная деятельность которых, требует непрерывного непосредственного контакта с различными видами получателями услуг (дети, пациенты, студенты и т.д.). Работа этих специалистов разная, но у них есть одно общее – тесный контакт с людьми. Коммуникация между профессионалом и потребителем услуг это – трудная ситуация для двоих участников коммуникационного взаимодействия.

Россия сегодня – страна, в которой происходят глобальные изменения во всех областях общественного развития. Система образования также не является исключением. За последние три десятилетия вопросы сохранения психологического здоровья преподавателей стоят наиболее остро. Так как повышаются требования общества к отдельному преподавателю и его роли в образовательном процессе. Эта ситуация накладывает дополнительный психологический стресс и ведет к началу невротических нарушений, психосоматических болезней [6].

Работа профессионального преподавателя (воспитателя) это работа с высокой эмоциональной нагрузкой, и как результат, со временем преподаватель начинает чувствовать себя в педагогическом кризисе, другими словами подвергается психологическому истощению («сгоранию»).

По мнению исследователей модернизация образования в части перехода, к новому образовательному стандарту, новым требования к специальной компетенции преподавателя являются основных фактором начала «эмоционального сгорания»

Внедрение инновационных технологий (например, почти все школы требуют от преподавателей проводить интерактивные уроки и действия, учебные программы необходимо писать на компьютере, в то время как на зарплату преподавателя не всегда возможно приобрести компьютер или ноутбук, и при этом необходимо оплатить курсы электронной обработки данных, и т. д.);

Социальные неравенства у преподавателей и студентов, жесткое соревнование, культ власти и богатства; увеличение рабочего времени, огромная масса дополнительной документации; психологический климат в команде, наличие или отсутствие поддержки, а также корректное общение руководства приводят к потере значения и сути работы преподавателя.

В целях содействия в уменьшении негативных факторов, способствующих началу синдрома сгорания необходимо помнить, что преподаватели – это в большинстве случаев женщины. А значит помимо основной работы на них ложится и вся другая ответственность за дом, семью, и т.д. Открытая личная жизнь также ведет у увеличению психического напряжения.

Для того чтобы противостоять негативному влиянию стресса необходимо развивать личную выносливость, мотивацию, самоуважение. Немаловажную роль при этом должно взять на себя государство.

Практическими действиями для минимизации симптомов сгорания должны стать:

- информированность преподавателя о риске развития и причинах «эмоционального сгорания»;

- методы саморегулирования.

Эта информация должна быть доступна для преподавателя как и его информированность о пожарной безопасности, охране труда, противодействие несчастным случаям и т.д. Руководство обучающих организаций должно обеспечить проведение и внедрение правил техники «психологической» безопасности на рабочем месте.

Кроме того необходимо обеспечить эмоциональную поддержку педагогического состава, внедрение проведения специальной гимнастики, а также организацию по меньшей мере раз в неделю «расслабляющей атмосферы», например за чашкой чая.

Со стороны государства необходимо дополнительно усиливать значение и роль в обществе педагогических работников. Наполнить профессию преподавателя в признании потребности и необходимости.

Организовывать премии («преподаватель года»), семинары, мастер-классы, на разных уровнях (федеральный, областной, муниципальный, на «метах»). Внедрение понятных систем премирования и материальных стимулов. Организация инфраструктуры таким образом, чтобы педагогические работники могли выразить своё творческое начало.


Библиографический список
  1. Анатомия, физиология, психология человека. Иллюстрированный краткий словарь. СПб., 1998.
  2. Дементей Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3.
  3. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. Т. 23. 2002. № 3.
  4. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2005. № 1.
  5. Торчинская Е. Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу (на примере спинальных больных) // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 2.
  6. http://landabstracts.net/ kursovye-obzornye/ page,5,70688-Vliyanie-lichnostnyh-faktorov-na-sindrom-emocional-nogo-vygoraniya-pedagogov.html


Все статьи автора «Шестопалова Анна Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: