УДК 796

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК ВУЗА ОТНОСИТЕЛЬНО НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО

Устинов Игорь Евгеньевич
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассмотрены результаты тестирования девушек 18-20 лет на гибкость и силу с использованием нормативов комплекса ГТО. Наилучшие результаты у студенток относительно норм ГТО зафиксированы в упражнениях на гибкость (около 78% выполнивших) и силовую выносливость мышц брюшного пресса (около 86% выполнивших). Худшие результаты зафиксированы в упражнениях на силу пояса верхних конечностей (более 70% невыполнивших) и прыжке в длину с места (40% невыполнивших).

Ключевые слова: гибкость, ГТО, сила, тестирование


PHYSICAL FITNESS OF FEMALE STUDENTS OF HIGH SCHOOL REGARDING THE STANDARDS «READY FOR LABOUR AND DEFENCE" (RLD) COMPLEX

Ustinov Igor Еvgenevich
Saint Petersburg State Economyc University
senior lecturer, the candidate of pedagogical sciences

Abstract
The article present the results of the testing on flexibility and strength of girls aged 18-20 years with the help of the norms of the “Ready for labor and defense” complex. The best results is fixed from the female students regarding RLD norms in exercises on flexibility (about 78% complete) and power endurance of the abdominal muscles (about 86% complete). The worst results is fixed in the exercises on the strength of the belt of the upper extremities (more than 70% have not fulfilled) and standing long jump (40% have not fulfilled).

Библиографическая ссылка на статью:
Устинов И.Е. Физическая подготовленность студенток вуза относительно норм комплекса ГТО // Современная педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/03/6760 (дата обращения: 16.03.2017).

Тестирование двигательных способностей студенческой молодежи является одной из основ для построения балльно-рейтинговой системы оценки по дисциплине “физическая культура” в вузе.  Критерием для подбора упражнений в такие системы служит,  в том числе, и упражнения комплекса ГТО.  В каждом вузе из данного комплекса можно выбрать те упражнения,  которые наиболее полно отвечают особенностям местности и финансовым условиям вуза.

В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете в ходе тестирования студенток в рамках балльно-рейтинговой системы по дисциплине “физическая культура” используются следующие упражнения  комплекса ГТО 6 ступени для  девушек:

  1. наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке;
  2. подъем туловища из положения лежа на спине за 1 минуту;
  3. подтягивание из положения вис  на низкой перекладине;
  4. прыжок в длину с места;
  5. сгибание рук в упоре лежа;
  6. плавание на 50 метров.

В данной статье анализируются результаты выполнения студентками 1 и 2 курса первых четырех упражнений из этого списка.  Оценка  студенток по этим упражнениям в рамках комплекса ГТО предполагает единые количественные требования к результатам упражнений в возрастном диапазоне 18-29 лет.  Поэтому в данной работе не придавалось значение небольшой разнице в возрасте испытуемых.  Тем более, что ранее проведенные исследования указывают на отсутствие достоверных различий между студентками 1-3 курсов гуманитарного вуза по таким способностям как гибкость и различные проявления силы [1,2,3].

Отличия в мотивации в ходе тестирования в рамках  балльно-рейтинговой системы и комплекса ГТО нивелировались повышенной мотивацией студентов, когда при достижении максимального балла студентки не прекращали выполнять упражнение, а старались достичь максимальных показателей.  Условия и требования к выполнению тестов соответствовали основным требованиям комплекса ГТО 6 ступени у девушек [4].

В данной статье мы попытались рассмотреть результаты данных упражнений с позиции норм комплекса ГТО. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица №1. Выполнение студентами СПБГЭУ норм комплекса ГТО.

Оцениваемая способность
Контрольное упражнение Значок ГТО Требования комплекса ГТО и его выполнение девушками
Гибкость (n=114) Наклон вперед стоя на гимнастической скамейке Золотой 16 39
Серебряный 11 24
Бронзовый 8 27
Не справились <8 24
Силовая выносливость мышц рук (n=64) Подтягивание из положения вис на низкой перекладине Золотой 20 2
Серебряный 15 7
Бронзовый 10 10
Не справились <10 45
Силовая выносливость мышц брюшного персса (n=71) Подъем туловища из исходного положения лежа на спине, руки за головой Золотой 47 16
Серебряный 40 23
Бронзовый 34 22
Не справились <34 10
Взрывная сила мышц ног (n=133) Прыжок в длину с места Золотой 195 7
Серебряный 180 48
Бронзовый 170 25
Не справились <170 53

Из таблицы видно, что наиболее проблемными видами контрольных упражнений для девушек являются прыжок в длину с места (53 испытуемые не справились с получением какого-либо значка ГТО) и подтягивание на низкой перекладине (45 студенток не справились с получением какого-либо значка ГТО). В упражнениях, связанных с проявлением гибкости и силовой выносливости мышц брюшного пресса, у девушек оказалось все в порядке. Большинство студенток в этих видах испытаний получили бы различные значки комплекса ГТО. Процентное соотношение между студентками, выполнившими контрольные упражнения на результат золотого, серебряного, бронзового значка, и не справившихся с этим, представлено на диаграмме № 1.

Стоит отметить, что в нашей работе процент девушек, которые не выполнили нормы ГТО в прыжке в длину с места несколько ниже, чем в других исследованиях и находится на уровне 40 %  против 54 % [5].  В тоже время, процент девушек, которые не справились с заданием в нашей работе выше (практически в три раза) относительно студенток, которые отнесены по медицинским показаниям к 1 группе здоровья (имеют очень хорошее здоровье).  В исследованиях отмечается, что около 90%  девушек с отличным уровнем здоровья справляются с выполнением упражнения "прыжок в длину с места" на какой-либо значок  ГТО [6]. Такая разница может быть объяснена тем, что в наших испытаниях принимали участие студентки с разным уровнем здоровья, проходящие обучение по дисциплине "физическая культура" на основном отделение вуза (не отнесенных к специальной медицинской группе и не являющиеся действующими спортсменами).

Радует тенденция, что мышцы пресса, так необходимые для девушек, развиты на высоком уровне. Только около 14 % студенток  в нашем исследование не справились с выполнением упражнения "подъем туловища лежа на спине" на какой-либо значок ГТО. И эта тенденция сохраняется у девушек со старших классов школы [7]. Что касается гибкости, то процент не справившихся с нормами   ГТО в данной работе чуть выше относительно  наших, более ранних  исследований, которые проведены на большей выборке  [8].

Представляет  интерес рассмотрение коэффициентов вариации в этих упражнениях. Они визуально представлены на диаграмме № 2.  Наименьшие коэффициенты вариации, не выходящие за 20%, выявлены в таких упражнениях как "прыжок в длину с места" и "подъем туловища  из положения лежа".  Это  свидетельствует о координационной доступности этих упражнений для девушек.  Наибольший разброс данных зафиксирован в таких упражнениях как "наклон вперед стоя на гимнастической скамейке"  и "подтягивание из исходного положения  вис на низкой перекладине" (коэффициент вариации в этих упражнениях составляет около 50 %).

В предыдущих статьях, посвященных двигательной подготовленности студенческой молодежи, были проанализированы диморфические отличия в результатах аналогичных упражнений у девушек и юношей [8,9]. Разница между юношами и девушками по упражнению "сгибание рук в упоре лежа" составляла практически  300%, в то время как в других силовых упражнениях разница составляла 20-30 %. На основе такого анализа были даны рекомендации, направленные на совершенствование силовой выносливости мышц рук у девушек. В данном случае мы делаем аналогичные выводы на основе сравнения результатов студенток и нормативов комплекса ГТО.  Потому, что большинство студенток не смогли показать результаты, соотносимые со значками ГТО в таком упражнение как "подтягивание на низкой перекладине". В то время, как в упражнениях на общую гибкость и  силу мышц брюшного пресса ситуации благоприятна. Большинство студенток уложились в нормы, связанные со значками ГТО в этих упражнениях. Неожиданностью для нас явилось низкое выполнение девушками нормативных требований   комплекса ГТО в таком виде испытаний, как прыжок в длину с места.

В дальнейших исследованиях необходимо увеличить выборку студенток и проанализировать их результаты в таких испытаниях как плавание на дистанцию 50 метров и сгибание рук в упоре лежа на основе требований комплекса ГТО.


Библиографический список
  1. Айдаров Р.А.,  Ихсанов И.С., Гжемская Н.Х. Уровень выполнения обязательных тестов комплекса ГТО студентами разных курсов и перспективные направления решения данной проблемы//Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта.-2017.- №1(143).- С.9-14.
  2. Устинов И.Е., Кириллова Е.Г. Физическое здоровье студенток и его оценивание // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 4 (14). С. 32-40.
  3. Устинов И.Е. Взаимосвязь результатов упражнений на гибкость и силу у студенток 18-20 лет, не занимающихся спортом // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/29900 (дата обращения: 20.11.2016).
  4. Нормативы комплекса ГТО//http://www.gto-normy.ru/normativy-gto-dlya-muzhchin/#6m-stupen .-Дата обращения: 04.10.2016
  5. Антонов А.Я.,  Лосев А.С., Малыгин И.Е., Полуянова О.А., Полякова Т.А., Сидорова Т.В.  Нормативы ВФСК ГТО и физическме возможности современных студентов//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. №37.- С. 193-201.
  6.  Симутина Е. А.  Захаров Н. Е. Проблемы и перспективы введения нового комплекса ГТО в России //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта – 2015. – № 5 (123). -С.173-177. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p173-177
  7. Черкасов В.В. Исследование физической подготовленности школьников выпускных классов на основе испытаний комплекса ГТО//Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта.-2017.- №1(143).- С.215-218.
  8. Устинов И.Е. Развитие  гибкости и силы студентов для выполнения норм ГТО //Актуальные проблемы внедрения комплекса ГТО и развития массового спорта: Материалы Всерос. науч.-практич. конф., 1-3 ноября 2016 г. – Белгород: ИД “Белгород” НИУ ” БелГУ”, 2016. – C. 205-209.
  9. Устинов И.Е., Федорова А.В., Архипова Ю.А. Тестирование двигательных способностей как основа балльно-рейтинговой оценки студентов-экономистов //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 266-270. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p266-270


Все статьи автора «Устинов Игорь Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация