УДК 372.881.161.1

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ» В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Морохова Ольга Александровна
ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний»
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой профессиональной языковой подготовки

Аннотация
Данная статья посвящена анализу аксиологических, коммуникативных и содержательных аспектов преподавания дисциплины «Русский язык в деловой документации» в юридическом вузе. В статье проанализированы особенности преподавания дисциплины и в контексте нормативного, коммуникативного и этического аспектов рассмотрены теоретические и практические вопросы.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативный аспект, компетентностный подход, культурологическая компетенция, нормативный аспект., этический аспект, языковая компетенция


TEACHING THE DISCIPLINE "RUSSIAN LANGUAGE IN BUSINESS DOCUMENTATION" IN A LAW SCHOOL: THEORY AND PRACTICE

Morokhova Olga Aleksandrovna
Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service
PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of the Professional Language Training Department

Abstract
Thе article is devoted to the analysis of the axiological, communicative and content aspects of teaching the discipline "Russian language in business documentation" in a law school. The article analyzes the peculiarities of the discipline and, in the context of the normative, communicative and ethical aspects, theoretical and practical issues.

Библиографическая ссылка на статью:
Морохова О.А. Преподавание дисциплины «Русский язык в деловой документации» в юридическом вузе: теория и практика // Современная педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/03/6951 (дата обращения: 31.05.2017).

Вопросы преподавания языковых дисциплин актуальны в современной социокультурной ситуации, поскольку в информационном обществе предъявляются повышенные требования к качеству предоставления информации. Современные социокультурные реалии актуализируют проблему социализации личности на основе действенного владения языком.

Отражение этих тенденций мы находим в сфере образования, где в рамках компетентностного подхода выделяются языковая, коммуникативная и культурологическая компетенция компетенции, которые обладают важной социализирующей составляющей, и необходимы будущему специалисту. В формировании этих компетенций особая роль принадлежит языковым дисциплинам, которые выполняют «гуманистическую, человекоформирующую и культуроносную функции» [1, c. 53].

Вопрос о культуре деловой речи в юридическом вузе чрезвычайно актуален. Умение грамотно писать, оформлять деловые бумаги (служебные документы) в соответствии с нормами стилистики и делового этикета, умение грамотно выражать свои мысли в ситуациях делового общения – необходимое требование времени. Кроме того, правоведческая деятельность во многом зависит от понимания многих языковых сторон и от умения ими пользоваться, и, следовательно, повышается значимость дисциплины «Русский язык в деловой документации» для профессиональной подготовки будущих юристов.

Преподавание дисциплины «Русский язык в деловой документации» в юридическом вузе имеет ряд особенностей. Во-первых, ярко выражена профессиональная направленность дисциплины для будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Во-вторых, необходимо достаточно внимания уделить функциональному разнообразию юридического языка. В-третьих, особую актуальность приобретает владение законодательным подстилем, т.к. профессиональная деятельность сотрудников непосредственно связана с различными нормативными актами: И, наконец, необходимо уделить внимание формированию профессионально языковой грамотности, т.е. использованию в следственно-судебных документах специальных понятий, профессиональных формул общения, юридических конструкций.

В настоящей статье эти особенности будут рассмотрены  в контексте традиционных аспектов культуры речи: этического, коммуникативного и нормативного.

Особое место в подготовке будущих юристов занимает этический аспект речевой культуры, который  тесно связан с формированием их гражданской позиции. Вспомним слова К.Г. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» [2]. Для того, чтобы стать сформированной цельной личностью с определенной гражданской позицией, человеку необходимо четко формулировать свое отношение к жизни, свои идеалы, объективно оценивать самого себя. И здесь язык оказывает человеку неоценимую помощь. Несомненно, в речи отражаются своеобразие и уровень культуры личности: ее интеллигентность, широта интересов, воспитанность, эрудиция, этическая и эстетическая образованность.

Полагаем, что активная гражданская позиция, т.е. осознанное участие человека в жизни общества, не может не  быть выражена в речевых поступках. Именно по речевому поведению в отношении  окружающих в личном и общественном плане, можно судить о сформированности / несформированности гражданской позиции будущих юристов.

Коммуникативный аспект речевой культуры направлен на формирование умений выступать публично в ситуациях делового общения, а также умений общаться с различными категориями граждан и преодолевать коммуникативные барьеры в профессиональном общении. Важными элементами профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов можно признать умение противопоставить носителям арготической субкультуры культуру речевых норм, общепризнанных в обществе, умение оказывать эффективное влияние на подчиненных средствами языка и умение использовать язык с целью пропаганды правовых знаний. Такие умения формируются в рамках проектной деятельности  по дисциплине «Русский язык в деловой документации».

Нормативный аспект речевой культуры связан с формированием умений анализировать язык и стиль законодательных документов, культурой подготовки деловых документов. Специфика законодательного подстиля анализируется на материале Конституции Российской Федерации, Уголовного и Гражданского кодексов Российской Федерации.

Для формирования умений работать с деловой документацией было разработано портфолио «Личное дело сотрудника уголовно-0исполнительной системы», в которое вошли такие документы как автобиография, личный листок по учету кадров, характеристика. При подготовке данного портфолио курсанты учатся работать с деловой документацией, анализируют ее особенности.На отрицательном языковом материале, который представляет собой автобиографии, написанные с нарушением норм официально-делового стиля, можно проанализировать все особенности деловой документации.

Особое внимание уделяется орфографии профессиональных терминов, правильному использованию номенклатурных названий органов, учреждений и должностей, а также особенностям синтаксических конструкций (однотипности конструкций, а также уместности/неуместности употребления определенных синтаксических конструкций), неуместности эмоционально-окрашенных слов и выражений.

На примере составления характеристики сотрудника следует обратить внимание обучающихся на структуру данного делового документа, использование готовых элементов характеристики, клишированные формулировки.

Полагаем, что повышение речевой культуры будет способствовать развитию чувства собственного достоинства будущих юристов; формированию позитивного облика сотрудника правоохранительных органов среди гражданских институтов и общества в целом, созданию условий, исключающих распространение в обществе криминальной субкультуры.


Библиографический список
  1. Антонова Н. С. Язык как социализирующий фактор личности в процессе активного диалога культур // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2012. №3 С.53-57. Антонова Надежда Сергеевна Язык как социализирующий фактор личности в процессе активного диалога культур // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2012. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-kak-sotsializiruyuschiy-faktor-lichnosti-v-protsesse-aktivnogo-dialoga-kultur (дата обращения: 22.03.2017).
  2. Касаткин В. Человек, равнодушный  к своему языку, — дикарь [Электронный ресурс]: К.Г. Паустовский о русском языке. URL: http://dzd.rksmb.org/liter/paust01.htm (дата обращения 19.03.2017).
  3. Тартынских В.В. Формирование языковой компетенции личности в процессе преподавания речеведческих дисциплин в вузе // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». 2016. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-yazykovoy-kompetentsii-lichnosti-v-protsesse-prepodavaniya-rechevedcheskih-distsiplin-v-vuze (дата обращения: 22.03.2017).


Все статьи автора «Морохова Ольга Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: