УДК 37

ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАННИКОВ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЕТСКОГО ДОМА

Старкова Дарья Владимировна
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
аспирант

Аннотация
В статье представлены основополагающие характеристики модели формирования компетентности социального взаимодействия разновозрастных воспитанников детского дома, рассмотрена ее структура.

Ключевые слова: модель образовательной среды, структура модели образовательной среды детского дома


CHARACTERISTICS AND STRUCTURE OF THE MODEL OF FORMATION OF COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION OF THE PUPILS IN MIXED-AGE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE ORPHANAGE

Starkova Daria Vladimirovna
Tomsk State Pedagogical University
graduate student

Abstract
The article presents the fundamental characteristics of the model of formation of competence of social interaction of different age children's home, its structure is considered.

Keywords: model of the educational environment, structure of the model of the educational environment of the orphanage


Библиографическая ссылка на статью:
Старкова Д.В. Характеристика и структура модели формирования компетентности социального взаимодействия воспитанников в разновозрастной образовательной среде детского дома // Современная педагогика. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/04/6996 (дата обращения: 27.05.2017).

Модель формирования компетентности социального взаимодействия – это структурно-функциональная (смешанная) модель педагогического процесса формирования компетентности социального взаимодействия у сирот в динамичных условиях разновозрастной образовательной среды детского дома. Данная модель взаимосвязана с моделью образовательной среды, в которой она функционирует. Соотнесение моделей позволяет сделать вывод о единстве их целевой направленности и результата (оптимальный уровень сформированности компетентности социального взаимодействия у воспитанников детского дома) и большом структурном совпадении (в акторах, ведущих процессных и технологических элементах, обеспечении воспитательного процесса и других составляющих) при разном основном подходе: модель образовательной среды акцентирована на создание максимально положительно влияющих на результат процесса условий, а модель формирования компетентности – на сам воспитательный процесс в условиях данной образовательной среды.

Целью данной модели считаем формирование в ходе педагогического процесса оптимального для каждого воспитанника уровня компетентности социального взаимодействия в образовательной среде разновозрастного детского дома в соответствии с социальным заказом общества.

Соответствующие цели данной модели задачи определены нами как:

1) развитие творческого отношения сироты к педагогическому процессу и использованию потенциала личности, расширению социальных возможностей;

2) выработка у ребенка осознанного и мотивированного стремления к развитию личного потенциала компетентности социального взаимодействия, в том числе социальному самоосознанию и самоопределению;

3) стимулирование развития у воспитанника личной и групповой социальной инициативности и ответственности;

4) формирование соответствующего теоретического и практического социального, коммуникативного багажа личности, мотивации достижения успеха, позитивного мировоззрения.

Задействованный в данной модели методологический компонент формируется из используемых подходов к достижению ее цели и принципов организации и проведения педагогического процесса. Эффективность решения этих задач зависит от используемых при проектировании модели методологических подходов.

Основные подходы:

Системный подход позволяет компоненты модели воспринимать как взаимосвязанные, взаимозависимые. Соответственно, в модели используется возможность ее динамического изменения, формируется цель и соответствующие задачи, для решения которых формируется и реализуется оптимальный целенаправленный педагогический процесс, имеющий собственные диагностические методики и целевые показатели.

Компетентностный подход, преполагающий комплексное развитие как компетентности социального взаимодействия воспитанника детского дома, так и иных социальных компетентностей, личностных качеств, в целом мировоззрения ребенка.

Деятельностный подход определяет практический результат педагогического процесса, выражающийся в реальных проявлениях сформированного уровня компетентности социального взаимодействия ребенка и группы. Деятельностный подход используется в модели как результат педагогического процесса в теоретическом и практическом планах, на личностном и внутри-, межгрупповом уровнях и уровнях внешнего социума.

Субъект-субъектный подход формулирует восприятие воспитанника детского дома как партнера педагогического процесса. Этот подход используется нами в воспитательной деятельности, т.к. ребенок в детском доме, считаем, априори является для других членов «семьи» одним из субъектов педагогического процесса. Такой подход при формировании социальных качеств личности может помочь в достижении личностных целей каждого участника процесса (при квалифицированном педагогическом использовании).

Личностно-(группово-)ориентированный подход дает возможность ориентировать педагогический процесс и в целом модель на многоуровневое связанное решение поставленных задач. Это позволяет добиться максимально возможного развития компетентности социального взаимодействия у каждого ребенка в условиях интернатного учреждения – за счет ведения педагогического процесса на уровнях личности, микрогруппы, детского дома, внешнего социума.

Применение в модели формирования компетентности социального взаимодействия сирот данных и иных подходов (социально-педагогического, аксиологического и других), соответствующих им принципов, позволяет надеяться на получение высоких результатов педагогической деятельности.

Основными принципами, использованными при проектировании данной модели, являются принципы сотрудничества, добровольности, инициативности, ответственности, объективности, рациональности, цикличности, последовательности, многоуровневости содержания, адекватности, определенности, взаимосвязи теории и практики, преемственности и иные принципы создания и ведения этапов педагогического процесса.

В соответствии с представленными выше основополагающими характеристиками модели формирования компетентности социального взаимодействия разновозрастных воспитанников детского дома формируется структура данной модели.

Технологически цикличная модель разделена нами на три части, позволяющие сгруппировать все компоненты модели в зависимости от их временной иерархии и логической, процессной, содержательной последовательности в предварительный, основной и результирующий этапы формирования компетентности социального взаимодействия детей. Процесс формирования компетентности социального взаимодействия воспитанников в разновозрастной образовательной среде детского дома стимулируется социальным заказом и личными целями, жизненными установками ребенка.

Предварительный этап модели подразделяется на две части, одна из которых включает в себя первичную психосоциальную диагностику поступившего в детской дом ребенка, по результатам которой сирота (с учетом имеющихся у него пожеланий) включается в микроколлектив-«семью» и производится первоначальное проектирование формирования его компетентности социального взаимодействия с коррекцией (при необходимости) проекта принимающей «семьи». Другая часть предварительного этапа позволяет определить основополагающие характеристики педагогического процесса – целевой компонент (формирующий цели и задачи) и организационно-технолого-методический компонент (обозначающий принципы, условия, функции и обеспечение воспитательного воздействия). Задачей этого этапа является предварительная оценка уровня компетентности социального взаимодействия ребенка, проектирование воспитательного процесса. Его результат – введение воспитанника в семью и подготовленный проект деятельности по формированию у него планируемого уровня компетентности социального взаимодействия.

Основной этап включает в себя деятельностный компонент модели (непосредственное технологическое целевое взаимодействие субъектов процесса формирования компетентности социального взаимодействия) и мониторинг педагогом текущего уровня компетентности социального взаимодействия ребенка, группы воспитанников. Задача этапа – достижение с помощью имеющихся ресурсов максимально возможной на данном шаге результативности развития компетентности социального взаимодействия у каждого воспитанника и группы в целом. Результат этапа – формирование у воспитанников когнитивного диссонанса, стимулирующего дальнейшее развитие личных социальных качеств.

Результирующий этап состоит из результативного компонента, который является показателем достижений каждого ребенка и группы детей, и установленных критериев оценки этих достижений. В данной модели критерии оценки формируются в разработанном диагностическом пакете. Задача этапа – формирование (само)оценки достигнутого уровня компетентности социального взаимодействия, ее фиксация. Результат этапа – определение степени сформированности запланированного уровня компетентности социального взаимодействия воспитанников; возникновение когнитивного диссонанса при взаимодействии с изменившимся социумом.

Технологический компонент модели представляют основные инструменты эффективного процессного механизма формирования компетентности социального взаимодействия сирот в разновозрастных коллективах («семьях») детского дома.

Критерии отбора способов формирования компетентности социального взаимодействия воспитанников в педагогический технологический процесс: наличие условий полноценного проведения деятельности от осознания мотива до рефлексии дела; точное соотнесение регуляторных воспитательных действий этапам формирования умственных действий; при возможности принятие во внимание предпочтений воспитанника в методах и приемах; актуальная возможность формирования мотивации достижения успеха социального опыта. Виды деятельности в этом процессе подразделяем на практические с участием воспитателя – коллективные творческие дела, социальные проекты и социально-значимые акции; практические без участия воспитателя – свободное общение и взаимодействие с волонтерами; «тренировочные» занятия – ролевые игры и конкурсы; теоретические занятия – лекции и беседы. Эти формы воспитательной деятельности оптимальны по разнообразию, позволяют ребенку получать знания, практику, осознанно выполнять социальную деятельность, учиться оценивать результаты социального взаимодействия, расширяют социальный кругозор детей, предоставляют широкий набор социальных ролей разных уровней социальной ответственности. К технологическим формам подбираются средства, методы и приемы педагогического взаимодействия с разновозрастными воспитанниками в соответствии с целевым уровнем компетенций.

В данной модели использованы следующие формы организации процесса формирования компетентности социального взаимодействия воспитанников:

Коллективное творческое дело – форма воспитательной работы, сфокусированная на развитии творческих способностей детей в ходе совместной творческой и организаторской коллегиальной деятельности со взрослыми.

Социально значимые акции – вид совместной с педагогами социальной деятельности, позволяющий детям воздействовать на формирование собственного и общественного социального сознания, выработать социально значимые навыки.

Социальный проект – творческая социальная деятельность сирот и педагогов, позволяющая ребенку сформировать собственное видение социальной ситуации, явления, объекта (социальная проба) и отработать новые способы и формы социального взаимодействия (социальная практика).

Свободное общение и взаимодействие с волонтерами – наиболее свободный от контроля воспитательный процесс, предоставляющий воспитанникам возможность планирования, исполнения и оценки результатов социальной деятельности (самостоятельные социальные коммуникации сирот либо добровольческая деятельность совместно с волонтерскими организациями).

Ролевые игры – интерактивный групповой метод социально-психологического обучения, позволяющий воспитанникам получить практические навыки применения социально значимых знаний и умений.

Конкурс – массовая вариативная форма организации воспитательного процесса, позволяющая одновременно развивать компетентность социального взаимодействия воспитанников разных возрастных групп.

Лекция – один из коллективных методов информирования, обучения и воспитания, используемый для непосредственного воспитательного воздействия.

Беседа – метод формирования сознания группы или воспитанника, вариант – этическая беседа – метод совместной выработки педагогом и воспитанником правильных оценок и суждений по актуальным для ребенка вопросам.

Диагностика степени (уровня) сформированности компетентности социального взаимодействия воспитанника и группы детей производится на всех этапах педагогического процесса. Цель диагностики на предварительном этапе – оценка входного (первоначального уровня) сформированности компетентности социального взаимодействия, на основном этапе – мониторинг и оценка текущего уровня (между «срезами), на результирующем – оценка достигнутого уровня компетенции социального взаимодействия ребенка (группы детей) и сравнение ее с запланированным результатом.

Таким образом, модель формирования компетентности социального взаимодействия в условиях разновозрастного коллектива воспитанников детского дома выстроена в соответствии со спецификой образовательной среды интернатного учреждения, соответствует особенностям действующей в детском доме воспитательной программы. Содержание воспитательной деятельности проявляется в особенностях используемой педагогической системы механизмов и методов. Приоритетом воспитательного процесса считаем формирование у сирот внутреннего мотива компетентности. Основное содержание используемого в модели педагогического процесса формирования компетентности социального взаимодействия, в котором совместно участвуют разновозрастные дети и взрослые – наиболее эффективные формы воспитания. Используемый вариант педагогического процесса позволяет в условиях модели разновозрастной образовательной среды сформировать у воспитанника детского дома соответствующую возрасту компетентность социального взаимодействия. Ее особенность состоит в том, что она учитывает потребности общества (социальный заказ), состояние педагогической воспитательной среды детского дома и потребности развивающейся личности воспитанника, его потенциал.



Все статьи автора «Старкова Дарья Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: