УДК 373.5

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Калашникова Алена Анатольевна
Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г. И. Носова

Аннотация
Данная статья посвящена формированию культуры информационной безопасности у школьников. Приведен план урока информатики по теме: «Безопасность компьютера».

Ключевые слова: информационная безопасность, школьники


INFORMATION SECURITY IN THE EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Kalashnikova Alena Anatolyevna
Magnitogorsk State Technical University. G. I. Nosova

Abstract
This article is devoted to the formation of a culture of information security for schoolchildren. The plan of the computer science lesson on the theme "Computer Security" is given.

Библиографическая ссылка на статью:
Калашникова А.А. Информационная безопасность в образовании школьников // Современная педагогика. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/04/7003 (дата обращения: 27.05.2017).

Информатизация современного общества привела к тому, что каждый из нас большую часть времени проводит за компьютером, он необходим нам для работы, учебы, ну и конечно, как средство развлечения. Мы сидим в социальных сетях, смотрим передачи и кино в интернете, играем в игры и т.д. Со временем в компьютерах появляется целая база личных данных (фото и видео из семейного архива, сканы важных документов, файлы, необходимые для учебы и работы, электронные дневники и многое другое). Конфиденциальные данные любого пользователя могут быть искажены, удалены, попасть в чужие руки при воздействии на них вредоносного программного обеспечения, например компьютерного вируса.[3]
В программе школьного курса «Информатика» есть темы посвященные безопасности информации и задача учителя сделать эти уроки наиболее интересными, привлечь внимание учащихся к данной проблеме.[2]
Рассмотрим урок в форме пресс-конференции по теме «компьютерные вирусы»[4]. Данный урок является уроком открытия новых знаний, на нем учащиеся знакомятся с ключевыми понятиями компьютерной безопасности. Учитель распределяет учеников на ученых по компьютерным вирусам (3 человека) и корреспондентов (8-9 человек). Так же можно пригласить несколько учеников старших классов на роль экспертов. Ведущим пресс-конференции является учитель информатики.
Учащимся задается следующая непростая ситуация: в мире компьютерных технологий вновь возник вирусный бум. В связи с этим организуется пресс-конференция, на которую приглашены ученые по компьютерным вирусам для объяснения некоторых вопросов касающихся компьютерных вирусов. Репортеры после проведения пресс-конференции должны составить статью или доклад по обсуждаемой теме.
Подготовительный этап урока. Ученые получают теоретический материал, изучив который они должны будут дать ответы на вопросы репортеров. Тем временем корреспонденты получают задание сделать заготовку будущей статьи в программе Power Point, например:
1) первый слайд – титульный (заголовок – компьютерные вирусы, подзаголовок – файловые вирусы);
2) остальные слайды оставить пустыми;
3) применить шаблон оформления слайдов.
Задания для прессы отличается только подзаголовком. Репортеры освещают в статье разные аспекты пресс-конференции (файловые вирусы, макровирусы, сетевые вирусы и т.д.). После создания заготовки корреспонденты возвращаются на свои места.
Второй этап. Организация пресс-конференции. Корреспонденты получают рабочие листы с пронумерованными вопросами, желающий задать вопрос поднимает руку, представляет свое издание (придумывают сами), называет имя специалиста, к которому обращается и озвучивает вопрос. При ответе специалиста журналист должен записать самую суть ответа, чтобы добавить информацию в статью. Разрешается записывать ответ на диктофон.
Вопросы для обсуждения:
• История термина «компьютерный вирус»?
• Что такое компьютерный вирус?
• Алгоритм выполнения вируса на компьютере?
• Какие вирусы существуют?
• Как действуют файловые вирусы?
• Как действуют макровирусы?
• Как действуют сетевые вирусы?
• Каковы причины распространения вирусов?
• Способы защиты компьютер от заражения вирусами.
Третий этап. После проговаривания всех вопросов, выполняется написание статьи. Все участники делятся таким образом, чтобы за компьютером работало два человека. В помощь трем репортерам дается по одному ученому. Остальные работают в паре.
Четвертый этап. Каждая пара представляет свои доклады, остальные участники могут уточнять, дополнять, задавать вопросы.
Завершающий этап. Проводится беседа, в ходе которой: подводятся итоги, анализируются усвоенные знания, обсуждается то, что получилось удачно, и что удалось в меньшей степени, эмоциональное ощущение от урока.
Теоретический материал для ученых по компьютерным вирусам представлен в виде презентации.

В данном варианте урок посвящен теме компьютерных вирусов и является уроком открытия новых знаний, также можно использовать такую форму как урок закрепления материала и по другим темам. А игровая форма ведения урока активизирует ребят, вовлекает в процесс изучения нового материала.


Библиографический список
  1. Karmanova E.V., EfimovaI.Yu., Guseva E.N., Kostina N.N., Saveleva L.A., Bobrova I.I. modeling of students’ competency development in the higher education distant learning system/всборнике: Proceedings of the 2016 Conference on Information Technologies in Science, Management, Social Sphere and Medicine (ITSMSSM 2016) 2016.С. 308-315
  2. Боброва И.И. Традиционные И инновационные характеристики электронных средств обучения /Научные труды SWorld. 2010. Т. 23. № 4. С. 24-26
  3. Боброва И.И.Информационная безопасность облачных технологий /В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи Материалы внутривузовской конференции. Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. 2015. С. 80-84
  4. Урок пресс-конференция «Компьютерные вирусы» //zvonoknaurok.ru: образовательный портал. URL:http://zvonoknaurok.ru/load/informatika/konspekty_urokov/urok_press_konferencija_kompjuternye_virusy/37-1-0-5042Теоретический материал


Все статьи автора «Калашникова Алена Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: