УДК 316.613

БОРЬБА ПРОТИВ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ В США

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
Президент Дж. Картер выражал свою озабоченность тем, как осуществляется политика регулирования наркооборота, и даже предлагал декриминализировать марихуану. В США, несмотря на массовое запрещение, употребление наркотиков существенно увеличилось. Уголовные организации, занятые наркотрафиком, становятся в США всё более прибыльным бизнесом, потому что продают всё более качественный продукт по всё более низкой цене. По сравнению в 1979 годом, чистота героина, покупаемого в США на улице с рук, выросла в среднем на 500%, при этом цена неуклонно снижается. Федеральная политика контроля за наркооборотом в США потерпела катастрофический провал и нуждается в фундаментальном реформировании.

Ключевые слова: , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Ставропольский Ю.В. Борьба против незаконного оборота наркотиков в США // Современная педагогика. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/05/7088 (дата обращения: 27.05.2017).

Администрация президента США Р. Никсона ознаменовала новую эпоху контроля за оборотом наркотиков. Вскоре после вступления в должность в 1969 году, президент США Р. Никсон провозгласил начало глобальной кампании по искоренению наркотиков и наркодельцов. Он дал начало операции “Перехват”, приказав блокировать две с половиной тысячи миль границы с Мексикой, и подвергнуть обыску сотни тысяч человек и транспортных средств. В 1970 году Р. Никсон учредил Национальный комитет по злоупотреблению марихуаной и наркотиками. В 1971 году он объявил наркотики врагом общества номер один. Эти акции означали развязывание общенациональной и международной войны против наркотиков.
Акт о подконтрольных веществах 1970 года стал ещё одной поворотной исторической точкой для отношения Америки к регулированию оборота запрещённых наркотиков. Этот Акт полностью подменял собой Акт Ф. Б. Харрисона в качестве первоочередного инструмента федерального правительства по контролю за оборотом наркотиков внутри страны. Он реформировал все ранее существующие антинаркотические законы в части федеральных полномочий по регулированию торговли между штатами, и устанавливал систему, в соответствии с которой наркотики разделялись по категориям в зависимости от имеющегося в них потенциала для злоупотреблений. Одним из непосредственных последствий данного акта стало решительное разрушение отношений между федеральным центром и штатами, существовавших во времена действия Акта Ф. Б. Харрисона и Единообразного Акта о наркотических лекарствах. В целях восстановления нарушенного баланса, комитетчики из Комитета по унификации законов штатов, выработали Единообразный Акт о подконтрольных веществах. Такая взаимодополняющая схема из законов по контролю за оборотом наркотиков на федеральном уровне и на уровне штатов вскоре превратилась в государственный стандарт.
Война против наркотиков была объявлена в семидесятые годы, когда президент США Р. Никсон провозгласил тотальную войну против многоликого врага – слегка завуалированная отсылка к приверженцам контркультурного протеста и к расовым меньшинствам. Р. Никсон выражал свой личный гнев по адресу наркоманов в Америке, поскольку, говоря его словами, будучи пуританином и человеком, постоянно раздражённым окружающей действительностью, ненавидел гедонизм и стремление молодёжных масс к лёгким удовольствиям. Это настроение нашло своё отражение в том, что антинаркотическую политику администрация Р. Никсона проводила твёрдой рукой, несмотря на то, что в то время главный упор в решении проблемы героиновой зависимости делался на лечение. При Р. Никсоне был усилен федеральный бюрократический механизм наркоконтроля. Конгресс США консолидировал все разновидности антинаркотической активности, учредив в 1973 году новое Агентство по наркотическому правоприменению.
Тональность федерального подхода к запрещённым веществам слегка изменилась в краткий период пребывания у власти администрации президента Дж. Форда, проявлявшей некоторый прагматизм в вопросах оборота наркотиков. На практике президент Дж. Форд продолжал применение суровых антинаркотических мер, но делал это, основываясь на убеждении в том, что наркомания всегда будет оставаться проблемой, а надежды искоренить её полностью иллюзорны. Этот новый взгляд на проблему нашёл своё отражение в период правления администрации президента Дж. Картера. Президент Дж. Картер выражал свою озабоченность тем, как осуществляется политика регулирования наркооборота, и даже предлагал декриминализировать марихуану. В своём послании Конгрессу США, президент Дж. Картер заявлял, что санкции за обладание наркотиком должны причинять человеку не более вреда, нежели само по себе употребление наркотика, а там, где ситуация иная, необходимо внести изменения. Однако, это утверждение никогда не получало воплощения в федеральном законодательстве США, а вскоре любое желание сколько-нибудь смягчить позицию по отношению к наркотикам растаяло безвозвратно.
Пройдя сквозь вихрь Вьетнама, Уотергейта, нефтяных эмбарго и стагф-ляции конца семидесятых, опасения общественности оказались снова на-столько взвинчены, что смогли диктовать государственную политику контроля за наркооборотом, причём политический центр тяжести неуклонно смещался вправо. Позорные колумбийские наркокартели сделались неотъемлемой принадлежностью международной политики и торговли, а тревога родителей, озабоченных тем, что, возможно, их дети-подростки употребляют наркотики, сильно возросла.
Президент Р. Рейган, вступая в должность, относился к запрещённым веществам примерно также, как его предшественник Р. Никсон несколькими годами ранее. В восьмидесятые кампания Нэнси Рейган под лозунгом “Just Say No” охватила всю страну, прежде всего родителей, школы и средства массовой информации. Президент Р. Рейган занял суровую позицию в отношении правоприменения антинаркотического законодательства, в чём-то повторяя тактику, применявшуюся президентом Р. Никсоном. В 1982 году Белый дом предпринял скоординированную операцию на юге штата Флорида по борьбе с запрещёнными наркотиками, заполонившими этот штат. В период с 1983 по 1985 гг. правительство израсходовало миллионы долларов, захватив тридцать тонн кокаина и полторы тысячи тонн марихуаны. Несмотря на массовое запрещение, употребление наркотиков в этот период существенно увеличилось. Кроме того, в условиях, когда всё больше денег расходовалось на правоприменение, финансирование терапии и научных исследований сокращалось.
В 1984 году Конгресс США принял ряд поправок к Акту о подлежащих контролю веществах, включая обязанность планировать определённые вещества, находящиеся в процессе проектирования и разработки, конфискацию доходов от уголовных деяний, включение любых веществ в перечень запрещённых без соблюдения процедурных требований в случае возникновения внезапной угрозы общественной безопасности [2].
К тому времени на национальной сцене возникла новая угроза в виде кокаина сорта крэк. Образы уличных банд, насилия над жителями городов, увеличивающейся угрозы заболеть новой неизлечимой болезнью под названием СПИД перепугали всю страну и глубоко повлияли на общественное отношение к наркотикам. В 1986 году звезда студенческого баскетбола Лен Байес неожиданно скончался предположительно от передозировки кокаином, и ярость, обращённая против кокаина и прочих наркотиков, захлестнула все передовицы новостей. Ещё во времена президента Дж. Форда Общественный совет по наркомании опубликовал Белую книгу, в которой отмечалось, что действия правительства способны лишь держать наркоманию в узде, но искоренить наркоманию полностью вряд ли когда-либо удастся [1].
В 1986 году президент Р. Рейган подписал Акт против наркомании 1986181 и усилил меры федерального правительства против наркотиков и пособников их распространению, введя новые суровые санкции за нарушение антинаркотического законодательства, что отчасти явилось реакцией на смерть Лена Байеса от передозировки. Принятый практически единогласно, Акт устанавливал минимальные сроки в пять и десять лет лишения свободы, а также разрешал применение смертной казни за некоторые преступления, связанные с наркотрафиком.
После принятия Акта против наркомании 1988.182 была образована исполнительная структура Управление администрации Белого дома по государственной политике наркоконтроля. Эта мера была направлена на недопущение изготовления субстанций, внесённых в запрещённый перечень, и предполагала ужесточение санкций с целью снижения употребления наркотиков. Принимая этот закон, Конгресс США заявлял, что легализация запрещённых веществ на федеральном уровне либо на уровне штатов представляет собой бессовестную капитуляцию в войне, на которой ничто не способно заменить собой полную победу, а также, что официальная политика правительства Соединённых Штатов направлена на то, чтобы к 1995 году сделать Америку страной, свободной от наркотиков. Несмотря на то, что были истрачены миллиарды долларов, а десятки тысяч осуждённых по статьям о наркотиках оказались за решёткой, поставленная цель так и не была достигнута.
Антинаркотическая правоприменительная деятельность и всё большее количество осуждённых по статьям о наркотиках за решёткой не уменьшались на всём протяжении девяностых годов, когда употребление запрещённых наркотиков снова достигло очередного максимума. Действительно, в последнее десятилетие ХХ века правоприменительная деятельность, направленная против запрещённых наркотиков, достигла небывалого размаха. К сожалению, рост количества арестов и заключений осуждённых по статьям о наркотиках, удлинение тюремных сроков в девяностые годы не помогло уменьшить употребление наркотиков, не ослабило проблемы наркомании, не снизило статистики преступлений, связанных с наркотиками, и не сократило государственных расходов на борьбу с этим злом.
Предпринимаемые в последнее время меры по реабилитации осуждённых по статьям о наркотиках во многом являются реакцией на осознание того, что уголовные санкции оказались неэффективны. Новые государственные суды по делам о наркотиках пишут обнадёживающие отчёты о сокращении рецидивизма и употребления запрещённых наркотиков. Тем не менее, огромное большинство преступников, осуждённых по статьям о наркотиках, и на федеральном уровне, и на уровне штатов, продолжают отбывать долгие тюремные сроки, преимущественно без какой-либо реабилитирующей составляющей в своих приговорах, в то время как налогоплательщики продолжают тратить сотни миллионов долларов ежегодно на содержание под стражей преступников, не совершивших насильственных преступлений, но имеющих самый высокий процент рецидивизма по причине своей наркозависимости. В 2017 году себе-стоимость антинаркотических уголовных санкций была высокой, а шансы на пользу от подобной политики мало понятны.
Злосчастное наследие принятых в недавнее время федеральных анти-наркотических законов заключается в пятикратном увеличении федеральных приговоров по наркотическим статьям по сравнению с 1970 годом. В 2001 году в федеральных тюрьмах отбывали наказания по наркотическим статьям более шестидесяти семи тысяч осуждённых, по сравнению с тремя тысячами четырьмястами в 1970 году, что, на сегодняшний день, составляет свыше пятидесяти пяти процентов всех осуждённых в федеральных тюрьмах [3] [4].
В то же время, судя по опросам, проводящимся среди старшеклассников, сегодня раздобыть шмаль легче, чем было в восьмидесятые и девяностые, поэтому ученики старших классов средних школ чаще курят марихуану, чем табак. Более того, сегодня старшекласснику даже героин раздобыть легче, чем было в семидесятые и в восьмидесятые, а каждый третий старшеклассник уверенно говорит, что и кокаин сегодня легче раздобыть, и даже крэк, и ЛСД. Сверх того, статистика смертности по причине употребления запрещённых наркотиков практически выросла вдвое с трёх случаев на сто тысяч человек в 1980 году до 7,2 на сто тысяч человек в 2000 году.
Поскольку степень чистоты наркотиков, покупаемых на улице, выросла, а цены продолжают снижаться, то имеются признаки того, что уголовные организации, занятые наркотрафиком, становятся всё более прибыльным бизнесом, потому что продают всё более качественный продукт по всё более низкой цене. Ужас, насколько более чистыми наркотиками сегодня торгуют на улицах в США! По сравнению в 1979 годом, чистота героина, покупаемого на улице с рук, выросла в среднем на 500%. В 1979 году чистота составляла 4%, а сегодня 25%, при этом цена неуклонно снижается. Федеральная политика контроля за наркооборотом в США потерпела катастрофический провал и нуждается в фундаментальном реформировании.


Библиографический список
  1. Domestic Council Drug Abuse Task Force // White Paper, 1975. September. P. 97 – 98.
  2. Pub. L. No. 98-473, Oct. 12, 1984, 98 Stat. 1976
  3. Sourcebook of Criminal Justice Statistics. Bureau of Justice Statistics. Washington: Department of Justice, 2001. P. 416, 512.
  4. Sourcebook of Criminal Justice Statistics. Bureau of Justice Statistics. Washington: Department of Justice, 1997. P. 414


Все статьи автора «Ставропольский Юлий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: