Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ,
интерактивных методических кабинетов – словом,
всего того, что формирует профессиональную среду.
В. Путин
Современный мир находится на стадии перехода к информационному обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Как отмечают исследователи, ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является инвестирование и поддержка инноваций в информационной индустрии, развитие компьютерных систем и телекоммуникаций. Сходные процессы происходят и в нашей стране. Хотя российскому Интернету немногим больше 10 лет, он уже получил широкое распространение во многих сферах деятельности. Не стала исключением и сфера образования. Сложно представить сейчас учебное заведение, которое бы не использовало в своем образовательном пространстве ресурсы Интернет. В «Профессиональном стандарте педагога», который вступит в действие с января 2017 г., среди направлений работы современного специалиста выделяется «формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)», также указывается, что у педагога должна быть сформирована ИКТ-компетентность и разъясняется, в каких областях она должна присутствовать: «общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности» [1]. Федеральные государственные образовательные стандарты, которые реализуются в профессиональных образовательных учреждениях, подчеркивают, что современный обучающийся должен владеть основами научного метода познания окружающего мира, должен быть способен осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Таким образом, современный педагог обязан использовать данные технологии в образовательном и воспитательном процессе, а также в научно-методической работе [2].
Использование ИКТ в образовательном процессе наиболее активно на данный момент развивается при организации заочных и дистанционных форм обучения, доля проводимых учебных занятий с использованием ресурсов Интернет на данный момент еще невысока. Но по прогнозам отечественных экспертов, при организации учебного процесса получит комплексное применение Интернета (31,6%), доля же виртуального обучения в Интернете (без очного контакта) ожидается на уровне 13,7%. Среди наиболее популярных форм, использующихся в образовательном процессе, можно назвать личные сайты преподавателей и платформу для размещения материалов Moodle. В своей работе мы выбрали в качестве предмета исследования сайты преподавателей нашего образовательного учреждения.
Актуальность исследования заключается в том, что большинство преподавателей в своей практике используют ресурсы Интернет, обращаются к разным сайтам в поисках необходимой информации, но в то же время, далеко не все готовы создавать и поддерживать свой сайт как возможный ресурс для построения образовательного процесса.
В рамках работы по избранной теме нами изучено достаточное количество статей, связанных с использованием сайтов в образовательном процессе. Большинство исследователей и педагогов, обобщая опыт по данной теме, приходят к выводу, что технический прогресс дал педагогу много новых возможностей, новые дидактические средства, которые способствуют повышению эффективности образовательного процесса. В то же время большинство современных педагогов находятся лишь на пути к активному внедрению в образовательный процесс современных, соответствующих потребностям времени информационно-коммуникационных технологий.
Что собой представляет современный сайт? Сайт (веб-страница, группа веб-страниц) – совокупность страниц, объединенных общей темой, дизайном, имеющих взаимосвязанную систему ссылок, расположенных в сети Интернет.
По содержанию сайты преподавателей могут быть нескольких типов:
-
Сайт-визитка. Содержит подробную информацию о педагоге, его жизненном и профессиональном кредо, об интересах в профессиональной деятельности.
-
Сайт-портфолио. Содержит общие сведения об преподавателе, результатах его педагогической, научно-методической деятельности, воспитательной работы в качестве классного руководителя. Этот тип сайта дает возможность опубликовать методические, дидактические материалы, адресованные коллегам и обучающимся.
-
Предметный сайт. Организующим центром этого типа сайта будет уже не личность педагога, а учебная дисциплина или междисциплинарный курс. Такой тип сайта ориентирован, в первую очередь, на обучающихся и содержит аудио, видеоматериалы, учебные видеофильмы, мультимедиа, справочную информацию. Сайт может быть адресован и обучающимся, и преподавателям-коллегам.
-
Образовательный сайт. Данный вид сайтов создается для общения, консультирования преподавателем обучающихся. Содержание сайта включает материал лекций, разъяснения и дополнительную информацию для подготовки к экзамену, зачету, контрольным работам и т.д. На сайте могут быть размещены образцы лучших работ обучающихся.
-
Комбинированный сайт. Ориентирован на разноаспектную информацию, объединенную, как правило, в соответствии с личными приоритетами и потребностями преподавателя [3].
Сайты, созданные преподавателями, обладают, на наш взгляд, бесконечным потенциалом:
- дают возможность преподавателю проявить свои творческие способности;
- дают возможность высказаться, определить свою жизненную и профессиональную позицию;
- создают возможности для профессионального общения;
- позволяют опубликовать свои методические, научные материалы;
- выступают как средство для организации самостоятельной работы студентов;
- дают возможность проведения консультаций для студентов в удобное время [4].
В процессе работы над темой нами было проведено анкетирование преподавателей ОГБПОУ «Костромской политехнический колледж» в целях изучения использования сайтов преподавателя в своей деятельности. При проведении исследования мы рассматривали не только сайты, созданные преподавателями самостоятельно, но и страницы, размещенные в сетевых профессиональных сообществах: социальной сети работников образования nsportal, УчПортфолио, Инфоурок, Педсовет.орг. Результаты исследования показали, что 100 процентов преподавателей являются активными пользователями сети Интернет, каждый из опрошенных преподавателей отметил, что использует этот ресурс в том числе для реализации профессиональных целей.
По результатам исследования, 38 процентов опрошенных преподавателей имеют свои сайты или страницы в профессиональных сообществах, что совпадает с данными в целом по колледжу (рис.1). Если попытаться определить типы сайтов, создаваемых преподавателями, с точки зрения наполнения их содержанием, то можно заключить, что наибольшей популярностью пользуются сайты-портфолио. Отчасти это связано с существующими формами аттестации преподавателей, а также с требованиями к аттестации, предполагающими наличие опубликованных методических материалов. Данные сайты такую возможность представляют достаточно широко. Менее 30 процентов существующих Интернет-ресурсов преподавателей предполагают организацию самостоятельной работы студентов и проведение консультаций (рис.2).
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что необходимо развивать сайты, ориентированные на работу со студентами, поскольку они создадут условия для развития их ИКТ-компетентности, дадут возможность использования современных технологий в образовательной деятельности.
Рис.1. Соотношение сайтов и страниц в профессиональных сообществах
Рис.2. Назначение сайтов преподавателей
Как утверждают современные исследователи, абсолютное большинство студентов давно отдают предпочтение монитору компьютера, поэтому несколько лет назад мы начали сотрудничество со студентами через социальные сети, страницы «Вконтакте», «Одноклассники». В процессе работы ясно обозначилась необходимость создания своего ресурса в Интернете, страницы которого можно было бы использовать для организации самостоятельной работы со студентами. В то же время останавливала мысль о технических сложностях, которые на тот момент казались непреодолимыми. С появлением сетевых объединений преподавателей мы получили ресурс, позволяющий достаточно легко справиться с этой задачей. При создании своего сайта на странице «Инфоурок», мы размещаем материалы для занятий в помощь студентам, электронные презентации по учебному материалу, а также материалы, способные пробудить интерес к профессии и повысить общий уровень профессиональной эрудиции.
Как показала практика, несмотря на достаточно высокий пользовательский уровень наших студентов, работать с сетевыми ресурсами они умеют далеко не все. В целях обучения студентов работе с электронным ресурсом преподавателя во время учебного занятия студентам предоставляется возможность выйти в Интернет, получить задание и необходимые консультации в онлайн-режиме. Благодаря такой организации работы, студенты развивают навыки работы с ИКТ-технологиями, необходимыми на современном этапе развития общества.
Со временем личная страница преподавателя становится площадкой для публикации лучших, образцовых работ студентов.
По типу сайта-портфолио преподавателя нами были созданы сайты на ресурсе Всероссийского бесплатного конструктора электронных портфолио «УчПортфолио». При создании сайтов была поставлена задача представить максимально широко опыт преподавательской деятельности.
Сайт «УчПортфолио» дает возможность преподавателям проявить свои творческие способностями, презентовать свой педагогический опыт широкой аудитории коллег, получить навыки интерактивного взаимодействия с обучающимися.
Личный сайт педагога может рассматриваться не только как дидактическое средство обучения, но и как часть образовательного процесса, в котором студент овладевает навыками работы с информационными ресурсами. Однако, этот ресурс используется далеко не в полной мере обеими сторонами учебного процесса. На сегодняшний день существует потребность в более широком наполнении сайтов преподавателей лекционным, практическим материалом, в создании более четкой структуры в части организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. Анализ работы по составлению и использованию сайтов преподавателя профессионального образовательного учреждения позволяет сделать вывод о том, что это направление необычайно важно на современном этапе, поскольку дает возможность постоянно развиваться и преподавателю, и студенту.
Библиографический список
- Профессиональный стандарт ”Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), режим доступа:
http://ug.ru/new_standards/6 - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями), режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz45DvK20Qb.
- Кырчикова Д.А. Смольникова Н.С. Персональный web-сайт учителя как современное дидактическое средство// журнал «Человек в мире культуры», № 3 / 2013, режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/personalnyy-web-sayt-uchitelya-kak-sovremennoe-didakticheskoe-sredstvo#ixzz45DulMNG4.
- Питюкова О.М. Персональный сайт учителя как средство формирования ключевых компетенций учащихся, режим доступа: http://teacher-almaty.clan.su/publ/34-1-0-957.