УДК 374

ЗАНЯТИЯ В ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Артемьева Наталья Сергеевна1, Мирончук Людмила Ивановна2
1Хакасский государственный университет имени Н.Ф.Катанова, студентка третьего курса кафедры Народная художественная культура
2Хакасский государственный университет имени Н.Ф.Катанова, преподаватель

Аннотация
Данная статья посвящена занятиям в детском любительском коллективе. Проведенное исследование позволяет утверждать, что данные занятия можно использовать, как технологию современной педагогики положительно влияющую на развитие личности ребенка, его адаптацию в обществе и способствующая более легкому усвоению школьной программы.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Артемьева Н.С., Мирончук Л.И. Занятия в театральном коллективе, как технология современной педагогики // Современная педагогика. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/05/7188 (дата обращения: 04.10.2017).

Термин «Современная педагогика» сегодня напрямую связывают и используют чаще всего со школой, учителем и образованием.

Её нано-технологии масштабны и разнообразны. Внедряются новые европейские требования, мировые стандарты, обороты набирает система инклюзивного образования. Совершенствуются нормы поведения и воспитания ребенка, как личности. Видоизменяются и усложняются выпускные квалификационные работы.

В больших городах с их ресурсными возможностями, все эти нано-технологии может, и оправдывают ожидания «внедрятелей». Но они забывают что, согласно данным Росстата на 01.01.2017 года 25,73 процента людей проживают в сельской местности и не стоит исключать скорость деурбанизации, в 2011 году она составила 0,2 процента. А в селах нет и половины тех возможностей, которые имеются даже в небольших провинциальных городах, не говоря уже о «милионниках».

Не зря Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», международный эксперт в области инноваций в образовательной среде, говорит о том что «Современная педагогика – это педагогика очень тонких отношений», я бы от себя еще добавила одно небольшое прилагательное, но очень важное, решающее вышеописанную проблему – «комплексных отношений».

Образование меняется и совершенствуется, это и должно происходить, но наших детей нужно готовить к этим изменениям особенно сельских, а это возможно лишь благодаря всестороннему развитию личности ребенка. Помимо детского сада и школы ему необходим более целостный подход в его становлении – совокупность различных методик, для подготовки к успешной адаптации в современной системе образования. Все это может дать занятие в театральном коллективе.

Театр нужен школе как «кафедра идей добра и разума». Более четырехсот лет назад Ян Амос Коменский (чешский педагог-гуманист, писатель, епископ, самый яркий представитель педагогической мысли XVI в) настаивал на введении в учебных заведениях театральных представлений, видя в них «эффективное средство для изгнания душевной вялости и возбуждения живости». А Марк Григорьевич Розовский (советский и российский театральный режиссёр, драматург и сценарист, композитор, прозаик, поэт. Народный артист Российской Федерации (2004)) утверждает, что детский театр – это «трамплин для прыжка в будущее, в неведомое».

Детский театр отличается от взрослого тем, что в его деятельности главное не готовый спектакль, а подготовка к нему. Именно процесс подготовки имеет большое количество технологий и методов воспитания и обучения, что напрямую является подготовкой к образовательной деятельности.

Все дети любят играть, поэтому театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на них. И в условиях сельской местности она доступна для каждого ребенка и может стать средством его полноценной подготовки к учебе, а при совмещении средств и для его более глубокого ее усвоения. Это моя теория, я являюсь педагогом дополнительного образования, руководителем детского театрального коллектива «Театральные ступеньки» на базе Бейского ЦДТ. Возраст участников в моем коллективе разный от 4 до 12 лет, с которыми мы и доказываем мою теорию на практике. Помимо традиционных для театральной деятельности упражнений и заданий я в своей работе применяю следующие технологии и методы:

- Импровизационность. Через предлагаемые обстоятельства, неоконченную сказку или рисунок к рассказу ребенок будет готов к импровизации в заданиях, просчетам и победам, как своим, так и других учеников.

- Дефицит информации. Не договоренность, яркое захватывающее начало истории или игры, сводится к его краткому, быстрому пересказу дает ребенку возможность уточнить у взрослого или сверстников непонятный вопрос, легализовать взаимопомощь. Это полезнее, чем многократные разъяснения педагога, то до чего дошел он сам, используя имеющиеся ресурсы усвается навсегда.

- Приоритет самодеятельности. Игра без условий игры.  Даже если задание выполняется неверно, оно открывает новые возможности его применения, новую модификацию. Здесь необходима сама активность детей, возможность тренинга в поисках решения проблемы и самостоятельности в преодолении препятствий.

- Дела, а не амбиции. Чередование ролей в игре. “Сегодня ты играешь Буратино, а завтра ты — участник массовки”. Один из центральных приемов — это работа над заданием малыми группами. В ситуации постоянной смены ролевых функций эффективно работают, постоянно оттачиваются все приемы и умения создать общий лад в совместной работе. Нарабатывается смена ролевых функций, так как группы по составу постоянно меняются. Возникает объективная необходимость включения в работу каждого участника группы. Развивается чувство коллективизма и умение приспосабливаться.

- Оценка деятельности. Одни зрители, другие артисты и наоборот (при малом количестве кружковцев я привлекаю родителей). Отрабатывается такт в умении “судить” работу другой группы но делу, а не по личным симпатиям и претензиям. Для этого требуется всего лишь установить деловые, конкретные критерии оценок выполнения заданий.

- Проблематизация. Формулирую задание как некое противоречие, что приводит учеников к переживанию состояния интеллектуального тупика и погружает в проблемную ситуацию, которая есть психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативной доминанты познавательной потребности. Например, невозможность выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний и умений приводит к необходимости в вооружении новыми знаниями.

Таким образом, пройдя «школу обучения театральным коллективом» мои кружковцы научились коммуникатировать с людьми, максимально для своего возраста развили память, воображение, зрение и слух. Научились логически мыслить, видеть и подчеркивать главное. Могут применять на практике полученные в процессе обучения навыки и передавать их другим. Развивают лидерские качества, чувство взаимопомощи и коллективизма. Стали способны быстро реагировать на изменение ситуации, приспосабливаться и находить выход.

Полученные навыки способствуют их адаптации к образовательной деятельности в школе. Повышают их умственные способности и умение мыслить. Более эффективно проходит понимание, запоминание и усвоение нового материала.

Вывод: занятие в театральном коллективе – это одна из технологий современной педагогики, влияющая на развитие и воспитание личности человека, на мой взгляд, одна из самых эффективных для сельской местности.


Библиографический список
  1. http://5fan.ru/wievjob.php?id=8033
  2. Статья по теме: ”Детский театральный коллектив как объединение по интересам”. Автор Пальцева Марина Юрьевна. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2015/04/18/statya-detskiy-teatralnyy-kollektiv-kak


Все статьи автора «Артемьева Наталья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: