УДК 37.002

ПРЕИМУЩЕСТВО РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОМПЛЕКСА

Косова Лилия Викторовна
МАОУ "Спасская СОШ" Томского района
заместитель директора

Аннотация
Сегодня обострилось внимание к проблемам сельской школы. Создание оптимальных условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики. До сих пор идет процесс разработки модели образовательных сельских социокультурных комплексов, отвечающих требованиям и запросам субъектов образовательного процесса на селе.
Автор в своей работе дает подробный сравнительный анализ эффективности процессов в ССК в сравнении с сельской школой. В статье на конкретных примерах показано преимущество создания сельского социокультурного комплекса в рамках кадрового обеспечения, в части экономии средств необходимых на повышения квалификации педагогов, оснащенности образовательного учреждения учебным фондом, а также материально–техническое обеспечение ООП учебно-наглядным и лабораторным оборудованием в ССК.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Косова Л.В. Преимущество ресурсного обеспечения сельского социокультурного комплекса // Современная педагогика. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/05/7211 (дата обращения: 09.10.2017).

Научный руководитель: Е.Е. Сартакова, д.пед.н., профессор

Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия

В первом десятилетии ХХI в. одной из наиболее развивающихся систем российского государства является образование. Формирование современной модели образования, соответствующей потребностям информационного общества, обусловило внедрение Федеральных государственных стандартов (ФГОС) второго поколения и создание соответствующих материально-технических, учебно-методических, информационных, кадровых ресурсов.

Перестройка системы образования в целом, безусловно, сказалась на сельских школах, преимущественных для России, гео-территориальные особенности которых связаны с достаточно низкой плотностью населения, значительными расстояниями между административными пунктами, слабым уровнем развития социальной инфраструктуры и пр.

Одной из современных моделей сельской школы, созданной в процессе модернизации образования, является модель сельского социокультурного комплекса (ССК).

ССК– образовательная организация, реализующая программы общего образования, оснащенная современным оборудованием. ССК может состоять из нескольких филиалов, которые являются малокомплектными сельскими школами, дошкольными образовательными учреждениями. [1]

Следовательно ССК – это сельский полиструктурный образовательный комплекс.

Спасская школа Томского района сегодня – это социокультурный комплекс, созданный в 2011 году, в состав которого входят три школы, два учреждения дошкольного и две группы предшкольного образования.

Комплекс располагается на территории Спасского сельского поселения Томского района в 35 километровом радиусе города Томска.


Рис. 1 Карта Томского района – Схема расположения структурных подразделений школы

Структура школы представляет собой малочисленное сельское образовательное учреждение.


Рис. 2 Структурные подразделения Спасской школы

Таблица 1. Статистическая информация о ССК: МАОУ «Спасская СОШ» Томского района

Количество обучающихся Количество классов-комплектов Средняя наполняемость классов Реализуемые образовательные программы
Базовая школа

150

11

14

НОО,

ООО,

СОО

Синеутесовский филиал

80

11

7

НОО,

ООО,

СОО

Вершининский филиал

60

8

7

НОО,

ООО

ССК: МАОУ «Спасская СОШ» Томского района

290

30

10

НОО,

ООО,

СОО

Сельская школа имеет ресурсы для того, чтобы эффективно развиваться:[2]

Во-первых, сельская школа является единственным образовательным учреждением, имеющим определённую целенаправленную программу, через которую проходит всё молодое поколение села.
Во-вторых, школа остаётся единственным общественно – государственным институтом на селе, занимающимся воспитательной работой не только с молодёжью, но и со всем населением.
В-третьих, только школа на селе сумела сохраниться как образовательно-воспитательное и культурно-просветительное учреждение.
Накопив базу и опыт работы с многообразными категориями на селе, сельская школа формирует условия для перехода к следующей ступени своего развития – школе – «организатору открытой социально-педагогической среды».
Каждая структура Спасской школы Томского района отдельно, представляет собой малочисленное сельское образовательное учреждение с вытекающими отсюда реалиями: своими проблемами, достижениями, наработками, а именно:
Базовая школа в Батурино – это концентрация ресурсов: материально-технических, кадровых, имеющая программу развития, цель которой – информатизация образовательного процесса;

  • Синеутесовский филиал является центром инноваций – региональная стажировочная площадка по вопросам развития малокомплектных школ, имеет богатую практику использования системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, обобщения и представления опыта педагогов и обучающихся;
  • Вершининский филиал имеет традиционно тесное сотрудничество с сельским социумом, родителями, т.е. здесь развито государственно-общественное управление образовательным процессом.

Рассматривая вопрос ресурсного обеспечения образовательной организации, можно говорить о наиболее эффективном процессе в ССК в сравнении с сельской школой.

Сравнительный анализ штатного расписания проведем на примере ССК и малокомплекной сельской школы.

Таблица 2. Анализ штатного расписания административно-управленческого персонала (АУП)

АУП

АУП

(должность/штатная численность/сотрудников)

(должность/штатная численность/сотрудников)

Базовая школа

Директор – 1

Заместитель директора по УВР – 1

Заместитель директора по ВР – 1

Синеутесовский филиал

Директор – 1

Заместитель директора по УВР – 1

Заместитель директора по ВР – 0,5

Вершининский филиал

Директор – 1

Заместитель директора по УВР – 0,5

Заместитель директора по ВР – 0,5

ССК: МАОУ «Спасская СОШ» Томского района

Директор – 1

Заместитель директора по УВР – 3

Заместитель директора по ВР – 1

Заместитель директора по вопросам безопасности – 0,5

Заместитель директора по научно-методической работе – 0,5

Заместитель директора по ИКТ – 0,5

ИТОГО

Директор – 3

Заместитель директора по УВР – 2,5

Заместитель директора по ВР – 2

Директор – 1

Заместитель директора по УВР – 3

Заместитель директора по ВР – 1

Заместитель директора по вопросам безопасности – 0,5

Заместитель директора по научно-методической работе – 0,5

Заместитель директора по ИКТ – 0,5

Таблица 3. Анализ штатного расписания педагогического персонала (ПП)

Педагогический персонал

Педагогический персонал

(должность/штатная численность/сотрудников)

(должность/штатная численность/сотрудников)

Базовая школа

Учитель – 16,7/15

Синеутесовский филиал

Учитель – 15,6/15

Вершининский филиал

Учитель – 9,6/10

ССК: МАОУ «Спасская СОШ» Томского района

Учитель – 41,8/21

Педагог-психолог – 1/1

Учитель логопед – 1/1

ИТОГО

Учитель – 41,8/40

Учитель – 43,8/23

При создании ССК сформировано новое штатное расписание, которое содержит новые, необходимые, для качественной реализации ООП МАОУ «Спасская СОШ» Томского района, должности АУП и ПП.

Структура и количество педагогического персонала позволяет сделать аналогичный вывод – ССК белее эффективное образовательное учреждении по кадровому обеспечению.

В МАОУ «Спасская СОШ» Томского района разработан механизм кадрового взаимообмена между структурными подразделениями.

Данный механизм позволяет увеличить учебную нагрузку на учителя с 1,0 до 1,3 ставки, при этом состав педагогов в ССК не содержит «педагогов-многостаночников», что позитивно влияет на качество образования.

В рамках реализации Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ», в части осуществления повышения квалификации педагогами, на протяжении трех лет, видно реальное эффективное использование финансовых средств:

Таблица 4. Количество педагогов, которым необходимо повышение квалификации по годам (2014-2016 гг)

2014

2015

2016

Базовая школа

5

5

5

Синеутесовский филиал

5

5

5

Вершининский филиал

3

3

4

ИТОГО

13

13

24

ССК: МАОУ «Спасская СОШ» Томского района

7

7

7

ИТОГО

7

7

7

Экономия бюджетных средств ССК составляет 50% от потребности для отдельных трех малокомплектных сельских школ.

Выделенные финансовые средства могут быть направлены на увеличение материально-технической базы учреждения.

Частью ресурсного обеспечения образовательного учреждения является – учебный фонд школьной библиотеки.

В МАОУ «Спасская СОШ» Томского района сформирован единый фонд учебников который позволяет обеспечивать потребность в каждом структурном подразделении, в соответствии с изменением количества обучающихся.

Таблица 5. Численность обучающихся по годам (2014-2016 гг)

2014

2015

2016

Базовая школа

118

115

140

Синеутесовский филиал

65

73

75

Вершининский филиал

70

75

55

ИТОГО

253

263

270

Численность обучающихся в целом по ССК меняется незначительно, а изменение количества обучающихся по структурным подразделениям–существенны. При этом общий учебный фонд обновляется ежегодно только при смене УМК.

Материально – техническое обеспечение ООП учебно-наглядным и лабораторным оборудованием в ССК осуществляется по модульному принципу формирования рабочих программ по учебным предметам. При этом подходе большая часть учебно-наглядного и лабораторного оборудования может использоваться по графику между структурными подразделениями. Также этот подход является одним из приоритетных направлений ресурсного обеспечения ССК.


Библиографический список
  1. Угрюмов, В.Н. Развитие региональной системы общего образования в условиях реструктуризации сети общеобразовательных учреждений: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01 // Угрюмов Владимир Николаевич – Москва, 2004 – 169 с.
  2. Рассказова, Л. В. Модели организации образовательного процесса в истории становления сельской школы России: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01 // Рассказова Людмила Викторовна – Томск, 2014 – 214 с.
  3. Сартакова, Е.Е. Диагностика эффективности модернизации сельских муниципальных образовательных систем и педагогических условий ее реализации // Вестник ТГПУ. 2009. №11. С.78-84.
  4. Румбешта, Е.А., Куровский, В.Н., Жевлакова, Н.Н. Формирование технологической культуры обучающихся в сельской малокомплектной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11 (101). С. 111–115.

 



Все статьи автора «Косова Лилия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: