УДК 371.3

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ОТ КОНЦЕПТА ТЕЛЕСНОГО

Розина Нина Павловна1, Пятилетова Ольга Владимировна2
1Асбестовско-Сухоложский филиал ГБОУ "Свердловский областной медицинский колледж", преподаватель физической культуры
2Асбестовско-Сухоложский филиал ГБОУ "Свердловский областной медицинский колледж", студентка

Аннотация
Статья посвящена вопросу прямой корреляции эффективности занятий физической культурой и концепта телесного, разделяемого как преподавателем физической культуры, так и учащимися: неаутентичный концепт тела (наследие российской культурной традиции) снижает ценность телесного начала в человеке, следствием чего является рассмотрение физической культуры как набора выпадающих из культурного контекста практик физической активности. Напротив, рассмотрение телесного в его плотной связи с духовным («через тело явлен дух») – социально-аксиологическим измерением жизни – имеет следствием высокую эффективность, социальную продуктивность занятий физической культурой. Таким образом, нацеленный на учебную эффективность занятий преподаватель физической культуры в первую очередь корректирует у учащихся концептуальное представление о телесном начале человека.

Ключевые слова: , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Розина Н.П., Пятилетова О.В. Современные методики преподавания физической культуры: зависимость эффективности занятий от концепта телесного // Современная педагогика. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/08/7323 (дата обращения: 29.08.2017).

Дано мне тело - что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

                                               Мандельштам О.Э.

Воспроизводство человека как целостного существа - один из важнейших критериев культуры, к какой бы области деятельности он ни прилагался.

                                               Быховская И.М.

Успех и эффективность занятий по физической культуре в современной педагогической практике обусловлены сегодня не только и не столько непосредственно «работой с телом» (комплексы физических упражнений, направленных на формирование культуры здорового тела), сколько наличием адекватного концепта тела у преподавателя физической культуры, а также работой с концептуальным образом тела у молодого поколения.

Между тем, термин «физическая культура» большинством трактуется настолько узко, что физическая культура как таковая редуцируется к развитию/совершенствованию физических качеств человека.

Таким образом, в данном контексте содержание понятия «физическая культура» исчерпывается комплексом упражнений, предназначенных для тела, а также суммарным результатом этих упражнений, закреплённых в заранее заданных определёнными параметрами качеств (например, ловкость, скорость реакции, гибкость и др.).

Очевидно, упрощённое понимание физической культуры снижает потенциальный эффект от непосредственных учебных занятий физической культурой: сконцентрированное на внешней («материальной») стороне явления, внимание педагога не даёт возможности состояться подлинной мотивации учащегося, занимающегося физкультурой.

Однако, если понимать физическую культуру более аутентично, то обнаруживается тот факт, что «без сформированного ценностного отношения к телу невозможна никакая подлинно культурная деятельность, практика, направленная на тело, осуществляемая в связи с телом и на основе тела. Физическая культура – это прежде всего сфера утверждения человеческого смысла телесности в пространстве социума и уже затем – формирования и применения адекватных ему средств» [1, с. 118].

Таким образом, в педагогическом арсенале преподавателя физической культуры должны быть осознанные методики работы, основанные на адекватном (и, таким образом, наиболее эффективном в условиях конкретно-исторического развития общества) концепте тела. – Посредством концепта тела реализуются культурные ценности общества, следствием чего является следующая закономерность: чем более концепт тела (преподавателя физической культуры) соответствует социальной аксиологии и чем «плотнее» он работает в направлении формирования аутентичного концепта тела у учащихся, тем выше будет эффективность занятий, тем более будут совпадать «пожелания» общества и конечный продукт образовательной деятельности.

Исторические примеры концептов тела разнообразны, эффективность их общеизвестна: индийская йога, боевые искусства Китая и Японии, рыцарская военная культура, спартанская и афинская системы физического воспитания.

Российская культурная традиция, основанная на разделённости «тела» и «духа», телесного и духовного начал в человеке, противопоставляла их, поэтому фундаментальный постулат культуры – «через телесное явлено духовное» – по инерции воспринимается крайне сложно, в том числе и в профессиональной среде (преподавателей физической культуры).

Следствием противопоставления является крайне низкий статус тела и связанная с этим самозамкнутость телесно-физических качеств человека, когда, например, в ходе учебных занятий физической культурой «телесно-физические качества человека являются объектом воздействия сами по себе, без сопряжения этого процесса с нравственными, интеллектуальными, эстетическими основаниями деятельности» [2].

Отчётливо автономизация тела и его низкий статус выражен в таких тенденциях, как

а) пренебрежительное отношение к здоровью (соматический негативизм) в связи с обесцененностью телесного начала (занятия физической культурой не являются важными);

б) чрезмерная соматизация человека (цель жизни – физические занятия ради красивых мышц, ягодиц, бюста… что становится самоценностью само по себе).

Таким образом, в сфере образования и воспитания подрастающего поколения продуцирование дихотомии телесного и духовного (как следствия непонимания ограничений «некорректной» культурной традиции) является порочной практикой закрепления и усугубления двух обозначенных тенденций обращения с телесностью.

Образованность студента в области физической культуры, следовательно, в первую очередь базируется на адекватном концепте телесного: тело как «культурное тело», а не орудие «для достижения некоторой внешней цели» [3]. В связи с этим необходимо осмысление как преподавателем физической культуры, так и учащимся телесного «как внешней формы внутреннего мира, его воплощения. Это, в свою очередь, выявляет… личностный смысл телесности, содержащийся в ней потенциал для всестороннего самораскрытия, самореализации индивида» [3].


Библиографический список
  1. Быховская, И.М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела. – М., 2000. – 208 с.
  2. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы [Электронный ресурс]. URL: http://bmsi.ru/doc/78bf58f8-a7f1-4182-bf6b-46af0c80c90f (дата обращения: 24.08.2017).
  3. Соловьёв В.Н. Роль физической культуры вуза в социализации будущего специалиста [Электронный ресурс]. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2998 (дата обращения: 24.08.2017).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: