ФГОС… Наше учебно-воспитательное заведение, как и многие образовательные учреждения, встретилось с этим явлением в нашей педагогической жизни. Понимание и осознание нового пришлось добывать из различных источников, путём самых разных действий и усилий.
Если говорить образно, то наш Центр отправился этой дорогой познания, выстраивая собственную траекторию. Правда, нужно отметить, к моменту введения новых стандартов наше учреждение превратилось в инновационный Центр развития творчества детей , и у нас появилась возможность выстраивать дальнейшую траекторию развития наших воспитанников в основной и старшей группах.
Наш педагогический коллектив продолжал работать над концепцией «Формирование индивидуальной траектории развития учащихся». Под траекторией мы понимаем направленное движение, когда каждый ребёнок может двигаться к раскрытию самого себя, своих возможностей. Образ траектории развития ребёнка нам представляется не в виде выстроенных кем-то раз и навсегда единственных рельс и шпал. Вспомните, в мультфильме «Паровозик из Ромашково», дорогу к рассвету Паровозик находил сам. Он не только умел двигаться по рельсам, но и изыскивать иные пути, я бы сказала, совершать универсальные действия, чтобы послушать птиц, увидеть весну, договориться с ворчливым пассажиром. А действия рождаются, воспитываются, создаются в ходе деятельности. Мы решили, что задача нашего учебно- воспитательного учреждения – создавать условия и обеспечивать участие каждого ребенка в этой деятельности.
Новый стандарт – инновационное, требующее серьезных осмыслений нововведение. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь, на изменения с целью получения какого-то нового, более качественного результата. По сути дела, произошла революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был, в общем-то, ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни Центра развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между нашим Центром, семьей, обществом и государством.
Социальный заказ получен исходя из слов в проекте «Наша новая школа»: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны…». Нам же предстояло не только досконально разобраться в научной основе федерального государственного стандарта, изучить все имеющиеся на тот момент немногочисленные практики, но и разработать ключевой документ, определяющий образовательную политику нашего учреждения (Основную образовательную программу).
Образовательная программа рассчитана на 4 года и является концептуальным, управленческим и организационно-педагогическим механизмом , создающим в Центре творчества детей такое образовательное пространство, которое обеспечивает формирование системы универсальных учебных действий, готовность к познанию и освоению окружающего мира, личностное развитие и воспитание, укрепление физического и духовного здоровья младших школьников.
Хочу остановиться на проблемах, с которыми мы столкнулись при разработке основной образовательной программы:
Разработка подпрограмм (по формированию духовно-нравственного развития и воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни и другие), являющихся составной частью образовательной программы, осуществлялась рабочими группами на основе примерной основной образовательной программы. К сожалению, программы не связаны между собой, объемны и декларативны. Многие формулировки и положения повторяются из программы в программу. Она не является моделью, которая бы стала действенным помощником при написании образовательным учреждением собственной программы. Отсутствие опыта у педагогов в самостоятельной разработке такой программы.
Напряженные условия труда у разработчиков программы, в первую очередь, связанные с огромными временными затратами.
Отсутствие диагностики личностных и метапредметных результатов (универсальных учебных действий обучающихся: познавательных, регулятивных и коммуникативных ) как результат освоения основной образовательной программы.
Из документов стандарта мы знаем, что целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Мы ставим перед собой задачу для педагогов, родителей – вырастить познавательный интерес у ребёнка не только к учебной, образовательной деятельности, но и интерес к любому виду творчества, создать условия для его реализации на разных уровнях. И мы претворяем в жизнь эту линию, используя различные технологии.
Двигаясь курсом по созданию избыточной образовательной среды, «изобрели» и проводим долгоиграющий «Фестиваль проектов» (Сушкова О.А.,Байназарова Г.М.), включились в работу по внедрению модели «Один ученик – один компьютер» ( Максимова З.М.)), расширили сетевое взаимодействие в проекте «Расширение образовательного пространства: сетевое взаимодействие учреждений культуры и образования» с Мелеузовским музеем (Байзигитова Э.В.), являемся активными участниками фестивалей и районных. республиканских мероприятий- выставляем свои поделки на выставках, сделанные руками обучающихся .Стали активно участвовать и побеждать в различных дистанционных проектах и интернет-олимпиадах и конкурсах(Международный первый открытый народный интернет конкурс детского и молодежного творчества «Арт киндер хауз). -7 Дипломов ; из них 4 первые , 2 –вторые места и 1 –третье место . участвуем во Всероссийских конкурсах и мероприятиях –являемся победителями многих .Все это интересно и потому, что даёт нашим детям и педагогам возможность получить внешнюю оценку деятельности наших обучающихся. Одним из первых оценочных шагов было участие в организованном на базе нашего Центра развития творчества детей республиканского мероприятия « Цвети мой край ,поэтами воспетый », где участниками были знаменитые люди нашей республики- поэты, композиторы ,профессора , редакторы газет и журналов .Мы создали свои традиции: в осенние дни проводим «Осенний калейдоскоп», зимой проводим новогоднюю елку с танцами и традициями чувашских героев(хореограф Сушкова О. А.), по итогам года проводим большое мероприятие с участием родителей , бабушек и дедушек праздник , на котором все ученики дарят со сцены творческие подарки.
Есть и такие слова: «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое». В нашем Центре развития творчества детей традиционно проводятся «Дни науки и творчества», в рамках этого действа проходят: публичные чтения (учащиеся имеют возможность выбрать себе аудиторию, т. е. численность и возраст), научно-практические конференции младших школьников (секции формируются исходя из познавательных интересов, темы участников), Педагоги дополнительного образования работают по долгосрочным творческим проектам по направлениям: изучение чувашского разговорного языка, декоративно-прикладному искусству , фольклору и краеведению . Трушина Е.И. разработала и апробировала курс «Путь к успеху», ориентированный на отработку и получение навыков работы с исследовательской составляющей у младших школьников и сопровождение этой работы родителями. Мы очень радуемся тому ,что все участники наших мероприятий имеют возможность посетить и поделиться впечатлениями в «Книге отзывов» , все оформляется в красочно оформленные и содержательные буклеты. Об интересной и плодотворной жизни ребят ,жители города и республики узнают из газет и журналов , где систематичес ки печатают свои статьи и информации педагоги дополнительного образования.
Компетентностно -ориентированный подход к обучению реализуется средствами современных методов обучения, методик и образовательных технологий, отбор которых при переходе на новые стандарты мы определили. Решением методического объединения и педагогического совета.
Педагоги нашего Центра развития творчества детей получали знания непосредственно изучая документы: проблемно-диалогические технология и ведения занятий, технология продуктивной работы , технологии работы с поделками и оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
С целью оценивания адаптации первого года адаптации педагогами была проведена диагностика школьной мотивации, которая выявляет следующие показатели:
Положительное отношение к Центру развития творчества детей и она привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация).
Отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средний уровень школьной адаптации).
Отношение к себе как к школьнику сформировано,высокая учебная активность (высокий уровень школьной адаптации).
Хотелось бы иметь не абсолютный, а относительно ребенка результат, иначе о какой траектории развития можно говорить.
Мы ищем и изучаем различные подходы к этой проблеме. Так группа педагогов нашего Центра творчества в апреле этого года обучалась на базе ИРО РБ и феврале АПК и ППРО в рамках следующих тем: «Как воспитать человека ? традиции, инновации ( ФГТ и ФГОС ), практика психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС, выстраивание личной траектории развития учащегося .
В Центре развития творчества имеются разработки по оцениванию «движения» учащихся по своей траектории, так называемый «Лист оваций» (Митюкова Г.Н), каждый ученик собирает свое портфолио.
Не менее важными условиями являются: материально-техническая база учреждения, финансовое обеспечение, использование современных информационных и коммуникационных технологий. располагает материальной и информационной базой, способной обеспечить организацию разных видов деятельности обучающихся, как учебной , так и внеурочной. Наличие уютных и безопасных с точки зрения пожарных и санитарно-гигиенических требований кабинетов, обучение позволяют организовать внеурочную деятельность во второй половине дня.
Конечно же, педагогический коллектив принимает на себя ответственность по осмыслению новых образовательных задач и достойной реализации образовательной программы и готов к рефлексивной самооценке результативности наших инициатив.