Проблема:
«Декоративно – художественные росписи в народном искусстве и в современном мире как элемент праздничного мироощущения человека»
Цель мастер – класса:
Продемонстрировать способы создания праздничного мироощущения ребенка средствами технологии эмоционально – образного обучения на примере освоения декоративно – художественной росписи.
Создать (организовать) образовательное пространство для решения творческих задач (изготовление декоративного панно или его фрагмента) по мотивам декоративно – художественных росписей.
Задачи мастер – класса:
1. Познакомить участников мастер – класса с разными видами декоративно – художественных росписей: в народном стиле на примере работ Билибина, в стиле ар нуво на примере работ Г. Климта и других.
2. Погрузить участников мастер – класса в ситуацию проблемной сказки.
3.Показать приемы создания самостоятельной работы и многообразие вариантов техники её выполнения.
4. Привлечь участников мастер – класса к решению творческих задач.
Оборудование:
- аудитория ИЗО студии;
- дидактические пособия с элементами декоративно-художественных росписей;
- аудио и видео оборудование;
- CD-диск c записями народной музыки в обработке современных композиторов.
- материалы для выполнения творческой работы: бумага, краски, кисти, палитры.
Содержание мастер – класса
Организационный момент:
Приветствие участников мастер-класса. Знакомство с участниками мастер-класса.
Информационная часть:
Вступительное слово.
Здравствуйте уважаемые участники мастер-класса!
Мы, Людмила Васильевна Горожий и Анна Леонидовна Сухорукова рады приветствовать Вас в стенах уютной ИЗОстудии. Сегодня наш мастер-класс посвящён следующей проблеме: «Декоративно – художественные росписи в народном искусстве и в современном мире как компонент культуры, базирующийся на опыте предков» Но прежде чем мы приступим к её рассмотрению, хотелось бы коротко рассказать о самой изостудии.
Изостудия была открыта ещё в далёкие довоенные годы. С тех пор сменилось много её педагогов и воспитанников, совершенствовались педагогические технологии и методики преподавания, сохранялись старые и рождались новые традиции, при этом неизменным оставался главный вектор развития личности ребёнка, направленный на раскрытие его творческих способностей и успешной социализации в обществе.
Обучение в ИЗОстудии начинается с дошкольного возраста. Работа с малышами имеет самое важное, неоспоримое преимущество: малыш доверяет преподавателю, безусловно, а для становления творческой личности главное – отсутствие стереотипа. С одной стороны педагог видит в ребёнке единомышленника, начинающего художника, а с другой ребёнок, чувствуя поддержку учителя, начинает верить в свои возможности и постепенно раскрывается его талант. В дальнейшем, обучая ребят основам изобразительной грамоты: рисунку, живописи, композиции и т. д. мы стремимся создать пространство для их духовного и творческого роста. На учебных занятиях дети не только рисуют, но и поют, играют, лепят, т. е. пытаются всеми чувствами понять создаваемый художественный образ.
Воспитанники постарше уже приобретают навыки творческой работы в области живописи, рисунка, композиции. Постигая искусство композиции, теней и цвета, знакомясь с творчеством русских и зарубежных художников, работами архитекторов, ребята познают мир, а также получают фундаментальные знания, позволяющие в дальнейшем продолжить обучение в высших учебных заведениях города и страны по специальности: художника-живописца, графика, прикладника, дизайнера. Воспитанники ИЗОстудии «Радуга» принимают участие в престижных международных, региональных и областных конкурсах-выставках.
Затем, педагоги демонстрируют фотоматериалы и делятся опытом применения технологий личностно – ориентированного обучения в изостудии на занятиях по теме: ««Декоративно – художественные росписи в народном искусстве и в современном мире как компонент культуры, базирующийся на опыте предков»
- творческая мастерская, в пространстве которой обучающиеся выполняют одно задание различными способами, используют разные материалы, ищут творческое решение поставленной задачи.
Например:
- выполнить декоративную композицию по мотивам декоративно-художественной росписи с повторяющимися элементами в круге или в полосе;
- создать импровизацию по мотивам декоративно-художественной росписи, используя один элемент и разные изобразительные средства – цветовое пятно или контурную линию.
- технология разноуровневого обучения (позволяет обучающимся самим определять степень сложности выполняемой работы – многофигурная композиция или небольшой фрагмент: тематический натюрморт, архитектурная зарисовка).
- технологии эмоционально – образного обучения, на занятиях студии изобразительного искусства педагоги рассказывают детям авторские сказки, для того чтобы погрузить ребенка в ситуацию творчества, пробудить в нём воображение и подвигнуть к самостоятельному творческому решению проблемы. Сказка обеспечивает большую свободу для творческого поиска, чем привычное объяснение педагога.
Воспитанники изостудии «Радуга», занимаясь по авторской образовательной программе на протяжении нескольких лет поэтапно знакомятся с разными направлениями народного искусства, с лучшими образцами народной игрушки и традиционных народных промыслов. Даже самые младшие из них любят рисовать по мотивам народной живописи. В этих произведениях заложен глубинный смысл, они несут символику народных представлений о мироздании; использовались как обереги и являлись предметами гордости за свое мастерство, за свой род. Создание орнаментов и декоративных панно на основе стилизации растительных форм вызывает интерес у старших воспитанников. Можно смело прогнозировать развитие фантазии и возможность творческого роста обучающихся при работе с традиционными и современными направлениями декоративно-прикладного искусства.
Наши современники стремятся украсить свой быт, как и наши предки. Большую популярность завоевали художественные росписи в интерьере. Они создают атмосферу праздника и уместны в любом помещении – в детском саду и в больнице; радуют хозяев и удивляют гостей росписи в квартирах и домах.
- предлагаем сравнить между собой представленные образцы росписей и орнаментов.
Роспись может быть сюжетной или состоять из отдельного фрагмента, например ветка цветущего дерева, цветущий луг или один стилизованный цветок;
- объясняем, как стилизовать предметы, например, цветы и листья, и демонстрируем приёмы выполнения росписи;
- предлагаем прослушать авторскую сказку и ознакомиться с заданием.
Сказка «Кукушечка»
Сюжет сказки основан на народном празднике встречи весны «Кукушкин день».
(Сказку предваряет звучание народных песен в исполнении Пелагеи)
«Ой, кумушки, кумитеся,
Кумитеся, любитеся….»
Вот и пришла Весна долгожданная, тает снег, первая травка зеленеет на проталинках.
Листочки клейкие на ветвях деревьев распускаются, а в небе облачко летит белое, невесомое.
Птички летят перелетные домой, к гнездышкам своим торопятся. Совсем скоро зазвенят их голоса в лесах и в рощах,
Девушки косы заплетают и березоньку наряжают, в праздничные ленты убирают.
Кукушкин день пришел! Венки сплетать пора из трав, первых цветов да веточек весенних.
Стали девушки хоровод водить, песни петь, Кукушечку выкликать, Солнышко да Весну-Красну славить.
Они веночками меняются, смеются да кумятся: « Ты ли слышишь нас, Кукушечка? Одари нас дружбой верною, дружбой верною, нелицемерною, да на годы долгие покумиться нам, нам – красным девушкам, породниться нам». Отнеси, Кукушечка, наш привет Земле родной, земле-матушке».
Отвечает им Кукушечка своей песнею весеннею, значит, слышит Земля привет девичий, клятвы верности.
Как цветы весенние, яркие, разбрелись девушки пригожие вдоль ручья по рощице весенней. И судьбы своей у Кукушечки стали спрашивать и ответа ждать.
А Кукушечка, птица вещая, полетела прочь на опушечку к стройной сосенке. Там в тени ее стоит девица одинокая, невеселая. Слезы капают с ресниц ее частым жемчугом. И тот час же в месте том, где падет слеза – цветок вырастает.
И Кукушечка, птица вещая, говорит тогда: «Душа-девица, ты не плачь, не печалься, красавица, посмотри, у ручья, у весеннего – цветы выросли, все голубенькие. На одном стебельке, на тоненьком, не один расцвел цветик синенький, там красуется вся семейка цветов дружная. То свой знак подает Земля-матушка. Не грусти, не печаль красоту свою, возвернется к тебе друг твой суженый, славить вместе вы будете род свой и гордиться им».
Улетела далеко Кукушечка, унесла за реку грусть той девушки, и с тех пор повелося так: у Кукушечки судьбу спрашивать. Отвечает всем птица вещая, всех утешить спешит, сама плачется одинокая.
Задание:
- Создать декоративное панно с элементами русского орнамента – цветами, птицами, бутонами в традиционной цветовой гамме одного из видов декоративно-художественной росписи или предложить свое цветовое решение.
- Определить задачи и степени сложности исполнения (рисование стилизованного цветка или птицы, орнамента или фрагмента).
- Выбрать технику исполнения композиции.
- Выполнить работу самостоятельно или прибегая к помощи педагога.
(Самостоятельная творческая работа участников мастер-класса может содержать: сюжетную композицию со сказочным героем, венком цветов, волшебной птицей или лесной полянкой).
Заключительная часть занятия:
1. Демонстрация выполненных работ
2. Обмен мнениями об особенностях реализации представленных технологий (творческая мастерская, технологий эмоционально – образного и разноуровневого обучения).
Выводы:
- о декоративно – художественной росписи в народном искусстве и в современном мире как элементе праздничного мироощущения человека.
Библиографический список
- Абраухова В.В. Формирование творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. – Ростов-на-Дону: Fondation, 2011.-166 с.
- Логвиненко Г. Учебное пособие для вузов «Декоративная композиция». Владос, 2004 г.
- Народное искусство России. Советская Россия. М., 1983.
- Рогов А. Чёрная роза. Современник, 1978.
- Стили и орнаменты в искусстве /каталог/ М.: изд-во Астрель, 2008.