УДК 37

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РУССКИХ ПЕДАГОГОВ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Понер Людмила Викторовна
Томский Государственный педагогический университет
ассистент кафедры лингвистики аспирант кафедры общей педагогики и психологии

Аннотация
Данная статья посвящена анализу авторских концепций русских педагогов XIX века по вопросу организации обучения в сельской школе, в том числе организации дидактической и воспитательной систем, финансирования, реализации управленческих функций и кадровой подготовки.

Ключевые слова: вариативные модели организации обучения, воспитательная система, дидактическая система, кадровая подготовка, педагогическая авторская концепция, сельская школа


THE MAIN STAGES OF DEVELOPMENT OF REPRESENTATIONS OF THE RUSSIAN TEACHERS ABOUT THE ORGANIZATION OF PROCESS OF TRAINING AT RURAL SCHOOL

Poner Lyudmila Viktorovna
Tomsk State Pedagogical University
Assistant of department chair of linguistics Graduate student of department of general pedagogy and psychology

Abstract
This article is devoted to the analysis of author's concepts of the Russian teachers of the XIX century concerning the training organization at rural school, including the organization of didactic and educational systems, financings, realization of administrative functions and personnel preparation.

Keywords: didactic system, educational system, pedagogical author's concept, personnel preparation, rural school, variable models of the organization of training


Библиографическая ссылка на статью:
Понер Л.В. Основные этапы развития представлений русских педагогов об организации процесса обучения в сельской школе // Современная педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1798 (дата обращения: 19.07.2023).

Вторая половина XIX – нач.XX вв. в отечественной педагогике – это период создания теоретико-методологических подходов к созданию народной национальной школы с учетом традиций и социокультурного контекста. Именно в то время были разработаны авторские концепции, содержащие информацию о специфике сельского социума, по образованию, воспитанию и обучению в народной школе. Этот материал является основанием для комплексного исследования проблем сельского образования на современном этапе.

Благодаря активному реформированию всех сфер жизни общества во второй половине XIX века, появилась возможность создания национальной педагогики, которая выражалась в появлении многочисленных научных работ, посвященных школьному делу и российской образовательной системе в целом. Именно в этот период появляются фундаментальные идеи для организации, управления и построение педагогического процесса в национальной народной (сельской) школе, основанного на гуманистических идеалах. Особенно много внимания уделялась вопросам типов сельских школ, организации обучения в сельской школе, дидактической системе и педагогическим кадрам.

Существовала совокупность отдельных научных положений о способах организации сельского образования. Например, Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881) впервые предложил новую образовательную концепцию в статье «Вопросы жизни», выступая с резкой критикой существующей образовательной системы, поддерживающей царскую систему образования, предлагая взамен идею общечеловеческого воспитания. К тому же Н.И. Пирогов считал губительной для ребенка раннюю специализацию, т.к. она не позволяет полностью раскрыться с одной стороны, и сужает общий кругозор – с другой [1].

Н.И. Пирогов предлагает новый школьный проект для сельских поселений, главный принцип которого заключался преемственности (переходности) из одной ступени в следующую, в то же время завершенностью образования в каждой ступени. Развивая эту идею, Н.И.
Пирогов заявлял об основании такой школы – двухлетней начальной (сельской) школы. Это была 3-хступенчатая школа, состоящая из начальной школы, прогимназии (средней ступени) и гимназии (старшей школы). Завершалась единая школа высшей школой, представленной университетами и высшими специальными учебными заведениями [2].

Развивая тезис преемственности, Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871) обосновывал идею народности, понимая ее своеобразие народа, обусловленное рядом факторов: географическим положением, природными условиями, историческим развитием в целом [3].

Новая народная педагогика предполагала создание широкой сети народных (сельских) школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей, причем процессом воспитания руководит тоже народ. Воспитание должно базироваться на реальном образовании, развивающем учеников в первую очередь умственно. Кроме умственного развития, необходимо научить детей трудиться. Все эти факторы способствуют пробуждению патриотического отношения к своей Родине. Поэтому недопустимо заимствование и внедрение иностранных образовательных систем в русскую национальную школу [4].

Идеи формирования новой системы образования рассматривал и Петр Фёдорович Каптерев (1849 – 1922), затрагивая вопросы, посвященные особенностям дошкольной и школьной педагогики, подготовки педагогических кадров, аспектам семейного воспитания, общей педагогики, истории русской педагогики [5].

Так, в своей статье «Новая школа в новой России» П.Ф. Каптерев выступает против существующей системы, считая ее системой закабаления личности. Поэтому он предлагал программу демократического обновления сельской школы, базирующейся на развитии
критического мышления и системы гражданского воспитания. П.Ф. Каптерев видел демократизацию школы в автономности педагогического процесса через самоуправление школой и независимости учителей в вопросах обучения и воспитания [6, с.307-348].

Еще один педагог, занимавшийся разработкой новых педагогических систем для сельских школ, был Лев Николаевич Толстой (1828-1910), начавший свою педагогическую деятельность в 1849 году с обучения крестьянских детей и развилась в полном объеме в Яснополянской школе.

В 1874 г. вышла статья Л.Н.Толстого «О народном образовании» [7], в которой автор резко отзывался о земствах, которые не поддерживают крестьян в создании сельских школ, а которые отрывают сами земства без достаточного учета интересов самих крестьян. Л.Н. Толстой выступал за право крестьянам высказывать свое мнение относительно школьного обучения, приводя в пример формальное преподавание и отношение в земских школах и казенных училищах [7, с.7-29].

Л.Н. Толстой в своих работах призывает пересмотреть устройство существующей педагогической системы в целом на базе демократических мирных реформ и создать новую образовательную систему, главными идеями которой будут гуманистические идеалы.

Сергей Александрович Рачинский (1833 – 1902) известен созданием сельских школ на базе церковно-приходских. Он был автором ряда работ таких, как «Заметки о сельских школах», сборник статей «Сельская школа», в которых были представлены теоретические и практические наработки по опыту работы в сельской школе [8].

Критически были восприняты идеи по переустройству церковно-приходских школ Василием Ивановичем Водовозовым (1825-1886). Он не поддерживал базовые идеи передовой педагогической мысли, считая, что единение и сращивание церкви и образования невозможно на современном этапе, потому что сельская школа должна становиться все более светской [9]. Эта идея стала ключевым различием педагогических концепций С.А. Рачинского и В.И. Водовозова. Согласно теоретическим началам В.И. Водовозова, сельской школе следует опираться на нравственно-практические начала, а не на религиозные.

Таким образом, В.И. Водовозов, обобщив авторские педагогические концепции, обозначил основные идеи для сельской школы: идея народности (К.Д. Ушинский), светскости образования (В.И. Водовозов), свободного воспитания (Л.Н. Толстой), автономности педагогического процесса (П.Ф. Каптерев), бессословности, преемственности образовательного процесса (Н.И. Пирогов).

Важное место в обобщении педагогических и образовательных концепций в Сибири занимает Феодосий Феодосьевич Шамахов (1900 – 1994). Ф.Ф. Шамахов предложил новую модель сельской образовательной школы, соответствующей реалиям и специфике сибирского региона, проанализировав работы таких исследователей, как С.Н. Замахаев, Я.А. Корейша, Г.А. Цветаев и др. [10, 11]. Кроме географической отдаленности и экономической отсталости Западной Сибири здесь не было сформировано земского самоуправления и, как результат, закрепление отсталых типов школ – передвижные школы, училища Министерства Внутренних Дел и
пр. Здесь отсутствовали земские школы, а нормативные документы исполнялись не в полном объеме или не выполнялись вовсе, например, школьное положение 1874 г. [12].

Кроме особенностей организации вариативных моделей сельского образования, педагоги уделяли внимание развитию их дидактических систем. Например, Н.И. Пирогов предлагал использовать новые приемы и методы, заставляющие учащихся мыслить решать задачи самостоятельно. Учитель при этом выполняет роль наставника, способного пробудить интерес к учебному материалу.

Н.И. Пирогов внес перемены в работу педагогических гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел систему докладов и обмена мнениями и опытом и рекомендовал взаимопосещение уроков. Необходимым шагом было изучение ученической успеваемости, и осуществление перевода учащихся из класса в класс было на основе годовых результатов [13].

К.Д. Ушинский разработал основы новой дидактической системы. Указывая на необходимость учета психологических и возрастных особенностей детей, педагог дал ряд конкретных методических рекомендаций по развитию памяти и внимания учащихся. К.Д. Ушинский сформулировал требования успешного обучения: постепенность, постоянство, ясность, твердость усвоения, своевременность, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, органичность, самодеятельность учащихся, полезность и нравственность. Основой дидактической системы и главной формой организации образовательного процесса, согласно К.Д. Ушинскому, является урок, поэтому ученый формулирует требования к уроку: законченность, разнообразие учебных
приемов и методов, целенаправленность [14].

Значительную часть своих работ К.Д. Ушинский посвятил вопросам управления педагогическим процессом с учетом факторов оптимизации организации и управления. В понятие управление К.Д. Ушинский вкладывал психологический механизм познавательной активности, которым и происходит управление в процессе обучения. Этот подход стал популярным у советских ученых, например, В.В. Давыдова, которые, взяв эту идеи как теоретическое основание, подтвердили его экспериментально. В итоге получилось, что программа обучения является проекцией научного знания в плоскость усвоения, которая, в свою очередь, определяется рядом закономерностей и особенностей усвоения учебного материала [15].

Таким образом, К.Д Ушинский серьезно повлиял на создание и разработку общей теории программированного обучения. Он предложил поэтапное обучение, идея которого не потеряла своей значимости до сих пор. Отсутствие единых взглядов относительно вопросов программированного обучения не позволяло внедрению полностью этой методики обучения, было возможным внедрять элементы, например, организация педагогической практики без достаточного сопровождения теоретической базой.

Вслед за К.Д. Ушинским П.Ф. Каптерев, рассматривая содержания образования в целом, проводит грань между общим и специальным образованием и объясняет эту разницу разными основаниями таких курсов, говоря о том, что при специальном образовании обучение происходит более детально. Учащийся может выбрать одну или несколько групп родственных предметов согласно своим интересам и умственным способностям. Таким образом, впервые была сформулирована идея о выделении учебных предметов в одну группу согласно интересам учащегося с учетом его предметной подготовки [16].

В своей идее ввести разделение учебную подготовку на предметные части П.Ф. Каптерев идет дальше и предлагает изменить деление на школьные классы, заменив их предметными. Этим изменением можно достичь однородности учеников и программы, соответственно,
будут изучаться эффективнее [17].

Его новая дидактическая система строилась на разделении сельских школ на предметные классы и определении учащего в адекватную для его возраста и учебных интересов группу. Такая система позволит избежать такого действия, как оставление на второй год.

Тогда педагогический процесс становится автономным, благодаря независимости учебных действий учителя и, как результат, выработанные свободные взгляды на государство, общество и религию. Для этого в состав администрации должны входить педагоги. Кроме этого были обозначены моменты, позволяющие улучшить материальное и правовое положение учителей [18].

В отличии от К.Д. Ушинского и П.Ф. Каптерева главная идея Л.Н. Толстого, реализуемая в Яснополянской сельской школе, – свободное и плодотворное воспитание и обучение с помощью учителей, дающих задания для развития творческих начал воспитанников. В его Яснополянской сельской школе как педагогической лаборатории все происходящее основывалось на воспитании и уважении личности ребенка, развитии всех способностей ребенка. Соответственно учебный план в Яснополянской школе отсутствовал, как и расписание уроков.

Особенно его желание модернизации школьной системы в частности и образовательной в целом усилилось после посещения западноевропейских стран таких, как Англия, Бельгия, Германия, Франция и др. Л.Н. Толстой заметил, что и в Западной Европе и в России образовательные системы далеки от совершенства и не отвечают требованиям того времени, т.к. и там, и там содержание образования не учитывает потребности народных масс, а методы обучения не дают возможности реализации детских интересов и стремлений [19].

Кроме изменений структуры школьной системы на селе Л.Н. Толстой занимался еще изменением содержания образования, написав такие книги, как «Азбука», «Новая азбука», Книга для чтения» и создав на их основе новый метод обучения грамоте – буквослагательный.

Педагоги XIX века большое значение придавали развитию идеи воспитания в сельской школе в целом, нравственного воспитания в частности. Так, по К.Д.Ушинскому воспитание должно развивать в ребенке трудолюбие, честность, гуманность, дисциплинированность и чувство ответственности и правдивость, а также формировать волю, твердый характер и чувство долга. Средствами нравственного воспитания являются личный пример учителя и нравственное просвещение. Кроме влияния учителя огромная роль отводится семье. Важнейшим условием эффективного семейного воспитания являются: единство требований родителей, постоянное участие детей в различных видах трудовой деятельности и доброжелательная атмосфера во взаимоотношениях всех членов семьи [20].

С.А. Рачинский в сборнике «Сельская школа»  выдвигал идею основная создания национальной русской школы на базе православных нравственных идеалов, делающей русский народ христианским. Такая новая (сельская) школа обеспечила бы расширение «умственного горизонта» и «духовного кругозора» сельской молодежи [21].

Школьная программа была пронизана православной темой, поэтому каждый учебный день начинался с молитвы, потом учебный день продолжался. Кроме молитвы изучался церковнославянский язык, который был основным языком. Кроме церковных предметов, светские предметы также изучались, например, история, черчение, геометрия, география и др. [22].

Выпускники церковно-приходской сельской школы получат, во-первых, «комплексное» воспитание и обучение, на основе национальных, духовных и нравственных ценностей; во-вторых, из сельских выпускников будут формироваться ценные кадры для учительства и духовенства, потому что эти люди знают особенности крестьянской жизни в целом, они выросли в этой среде и, как результат, преодолеть «роковой разрыв» в обществе. С.А. Рачинский понимал под этим смысл современной на тот период жизни в новых условиях [23, с.78].

В отличие от педагогической концепции С.А. Рачинского по вопросам содержания образования и нравственного воспитания В.И.
Водовозов настаивал на необходимости преподавания курса родной словесности (литературы) для сельской школы. С.А Рачинский почти не использовал в данном курсе произведения Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.Н. Островского или Н.А. Некрасова, т.к. эти авторы не в достаточной степени отражали религиозную основу русской жизни, на которой и базировал всю свою педагогику С.А. Рачинский [24].

В.И. Водовозов вслед за К.Д. Ушинским в центр своей педагогической концепции ставил принцип наглядности, полагая, что в процессе наглядного обучения учащиеся будут включаться в окружающий их мир как активные деятели. Кроме использования принципа наглядности необходимо соблюдать принцип последовательности обучения. Большое внимание уделял русской словесности, используя произведения классиков для разнообразия педагогических методов и приемов. При этом школьная система должна избегать телесных наказаний. Задумывал новую сельскую школу, ориентированную на сельскую жизнь и социум [25].

В.И. Водовозов изложил свои мысли в ряде учебников таких, как «Книга для первоначального чтения в народных школах», а методику обучения детей В.И. Водовозов изложил в специальной «Книге для учителя» [26].

Ф.Ф. Шамахов в своих исследованиях отмечал, что содержание образования сибирских сельских школ радикально не отличается от сельских школ европейской части. Особенностью сибирских сельских школ была политизированность обучения из-за педагогического
состава, который в свою очередь в большинстве своем состоял из политических и военных ссыльных [27].

В новых авторских педагогических концепциях ученые уделяли внимание педагогической подготовке учителей. Главным действующим лицом в реформированной образовательной системе, по мнению Н.И. Пирогова, должен был стать новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка «во всех возможных направлениях». Таким образом, Н.И. Пирогов впервые в педагогической науке предложил модель организации и управления педагогическим процессом в народной (сельской) школе, основываясь на гуманистическом отношению к личности учащего.

Кроме бережного отношения к ребенку с учетом всех его особенностей, также внимательно необходимо относиться и к учителю. Учитель должен сочетать в себе не только преподавателем учебных дисциплин, но и воспитателем, любящим свою профессию, обладать педагогическим мастерством и тактом.

К.Д. Ушинский предлагал план подготовки учителей в своей статье «Проект учительской семинарии» (1861). По его мнению,
целесообразно открывать не в больших городах и крупных центрах, а в небольших и маленьких городках и селах, чтобы воспитанники посвящали все свободное время учебе и практике [28].

К.Д. Ушинский предъявляет высокие требования к учителю в целом, сельскому в частности. Учитель должен владеть педагогической теорией и быть глубоко убежденным человеком, любящим свою родину и обладающим высоконравственными ценностями. Также сельский учитель должен обладать следующими качествами такими, как находчивость, тактичность, умение определять педагогические приемы и методы.

Примерно с 1874 года П.Ф. Каптерев начинает издавать главы из своей книги «Педагогическая психология для народных учителей, воспитательниц и воспитательниц». Он берет за основу своей работы исследования зарубежных и отечественных источников и дает учителя знания о психологических процессах и явлениях, имеющих место в педагогической деятельности [29].

Учителя в Яснополянской сельской школе, созданной Л.Н. Толстым, вели свою документацию, заполняя дневники и планируя не только ежедневные планы, но и на каждую неделю, которые корректировались по ходу работы с учетом мнения коллег и интересами детей. Кроме каждодневных уроков, в школе предусматривался обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой и находились в школе с 9 до 18 – 19 часов.

Л.Н. Толстой предлагал идеи религиозно-нравственного учения, основанного на всепрощении, смирении, непротивопоставлению злу насилия. Теперь его основная педагогическая идея – воспитывающее обучения, отраженное в методике преподавания и приемах и методах. Выбор определенных техник педагогического воздействия напрямую зависел от реакций и отношения учеников к тому или другому приему. Для наиболее эффективного воспитания и обучения в рамках воспитывающей педагогической системы учителям рекомендовалось сочетать или комбинировать несколько приемов и методов, т.к. универсального метода не существует. При подобной деятельности возможно появление новых методов, и педагоги могут себя чувствовать творцами, создателями чего-то нового и необычного [30, с.541-542].

В Сибири подготовка учителей тормозилась различными экономически, политическими и историческими причинами. Как таковая подготовка учителей появляется в конце XIX века, в 1902 г. открывается Томский учительский институт. До этого периода преподавание, особенно в сельских школах осуществлялось людьми, не имеющими соответствующих знаний, например, бывшими
политическими деятелями или военными [31].

Таким образом, во второй половине XIX века были разработаны теоретические основы организации обучения в сельских школах не только в центральных регионах Российской империи, но и на периферии, в Сибири. Н.И. Пирогов посвятил свои исследования организации управления сельской школой. К.Д. Ушинский и П.Ф. Каптерев детально занимались организацией педагогического
процесса и подготовкой педагогических кадров. Л.Н. Толстой предпринял попытку реализовать на практике идеи свободного воспитания, основанного на идеи разновозрастного обучения (РВО). С.А. Рачинский предпринял попытку создать национальную (сельскую) школу на базе своеобразной «семейной» школы, где бы каждый ребенок сохранял и развивал свою
индивидуальность, не забывая, что он находится в школе. В.И. Водовозов и Ф.Ф. Шамахов занимались систематизацией методологии сельской школы и создали учебно-методическую базу.

Педагогическая мысль периода второй половины XIX – нач.XX вв. коренным образом изменила русскую национальную педагогику. В этот период происходило становление теоретических основ формирования сельской школы, главными идеями которых стало теоретическое осмысление и практическая реализация организации управления сельской школой, организация педагогического процесса. Именно этим общим вопросам организации управления сельскими учебными заведениями занимался Н.И. Пирогов.

Кроме общих вопросов разрабатывались вариативные модели обучения в сельской школе, например, организация обучения в разновозрастной группе тщательно было проработано Л.Н. Толстым. К.Д Ушинский комплексно изучал педагогический процесс в сельских земских школах. П.Ф. Каптерев, как и К.Д. Ушинский, уделял внимание специфике сельского педагогического процесса. Кроме того, он занимался вопросами подготовки педагогических кадров для «новой» сельской школы.

Национальную народную (сельскую) педагогику на основе семейных ценностей и воспитания разработал С.А. Рачинский. Систематизацией теоретических концепций для оптимальной модели организации сельской школы и написанием учебно-методической литературы занимался В.И. Водовозов.

В то время педагоги-ученые были заняты созданием совершенной педагогической школьной системы, направленной на полное развитие
всех способностей и интересов учащегося. Школьные программы и курсы были выстроены таким образом, чтобы на первом месте в образовании, воспитании и обучении находилась личность ребенка.

Но изменения затронули не только центральную часть России, но периферийные районы, например, Западную Сибирь, специфику и особенности которой отразил в своих исследованиях значительно позднее Ф.Ф. Шамахов. Он описывал типичные для конца XIX века сибирские средние сельские школы, для которых было характерно динамичное развитие к концу XIX века и выражалось в увеличении количества школ различных типов и приобретении практической направленности содержания образования.

Педагогический состав таких школ был не однородным, и помимо педагогов по образованию дополнялся политическими ссыльными, которые, в свою очередь, проповедовали антиправительственные настроения. Поэтому обращение к опыту создания народной школы в
дореволюционной период в России позволяет проводить исследования существовавших в то время образовательных и воспитательных программ с целью их адаптации в современной России.


Библиографический список
  1. Сочинения Н.И. Пирогова. Том второй. Вопросы жизни. Дневник старого врача. Издание Пироговскаго т-ва. 1910. 352 с.
  2. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985. 496 с. (Пед. б-ка)
  3. Днепров, Э.Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. 232 с.
  4. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 239 с.
  5. Кузьмин, П.M. К вопросу о педагогических идеях П. Ф. Каптерева, «Советская педагогика», 1940, № 4-5.
  6. Каптерев, П.Ф. Новая школа в новой России./ Педагогический сборник, № 10-11, Пг, Типография Министерства Внутренних Дел, 1917. -С.307-348.
  7. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. Т.16. М.: «Художественная литература». 1983. С. 7-29.
  8. Рачинский, С.А. Сельская школа. Сборник педагогических статей разных лет. М., 1991.
  9. Водовозов, В. И. Новый план устройства народной школы. По поводу книги «Записки о сельских школах» С. А. Рачинского // Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986. С. 249.
  10. Корейша, Я.А. Иркутская гимназия с 1805 по 1829 г. // Труды иркутской ученой археологической комиссии. Вып. III. С.190 – 191.
  11. Замахаев, С.Н., Цветаев Г.А. Тобольские гимназии. Историческая записка о состоянии Тобольской гимназии за сто лет ее существования 1789 -1889. Тобольск. 1889.
  12. Шамахов, Ф.Ф. Школа Западной Сибири в конце XIX – начале XX вв. Издательство Томского университета.
    Томск, 1957.
  13. Пирогов, Н.И. указ.соч.
  14. Ушинский, К. Д. Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1948—1952.
  15. Белозерцев, Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М., 1994.
  16. Каптерев, П.Ф. История русской педагогии [Текст] / П.Ф.Каптерев. – Петроград, 1915. 746
    с.
  17. Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // П.Ф. Каптерев Избранные педагогические сочинения, М.,
    Педагогика, 1982, С.270-652.
  18. Каптерев, П.Ф. История русской педагогии [Текст] / П.Ф.Каптерев. – Петроград, 1915. 746
    с.
  19. Толстой, Л.Н. Сочинения. Ч.4. Педагогические статьи. – 8-е изд. – М.:Тип. А.И. Мамонтова и К., 1889. 625 с.
  20. Ушинский, К.Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». Режим доступа http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_1870_chelovek_kak_predmet_vospitaniya_tom_3.shtml (дата обращения 10.03.2013).
  21. Соловьёв И. С. А. Рачинский. Татевская школа: Док. очерки / Худож. В. М. Веселов; Фот. В. Н. Крылова. — Тверь: Твер. обл. кн.-журн. изд-во: Твер. обл. тип., 2002. 160 с.
  22. Рачинский С.А. Заметки о сельских школах СПб., 1883.
  23. Рачинский С. А. Сельская школа: Сб. ст. М., 1991. С.78.
  24. Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. И. Водовозов ; [сост. В. С. Аранский] ; под ред. В. З. Смирнова; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. – 632 с. :1 л. портр. – Б. ц.
  25. Василий Иванович Водовозов : Биогр. очерк В. Семевского. – Санкт-Петербург : тип. Ф.С. Сущинского, 1888. 170 с.
  26. Водовозов В. И. Книга для учителей, заключающая объяснения на “Книгу для первоначального чтения в народных школах” / Сост. В. Водовозов. – Санкт–Петербург : тип. И.И. Глазунова, 1871. Ч. 1. – [2], XIV, 192, II с. Водовозов, В. И. «Книга для учителей» 5-е издание, 1879.
  27. Шамахов Ф. Ф. Школы дореволюционного Томска (с 60-х годов XIX века до свержения самодержавия в России). — Учен. зап. / Том. пед./ ин-т, 1954, т. 12, с. 5—106.
  28. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии. // Собр. соч. в 11 томах. Т.2.-М – Л.: АПН РСФСР, 1948.- С.515 – 553.
  29. Каптерев, П.Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей
    и воспитательниц. СПб., 1877.
  30. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения [Текст] / Л. Н. Толстой ; АПН СССР. – М. : Педагогика, 1989. – 542, [1] с. – (Педагогическая библиотека). – Библиогр.: с. 515-540. – Указ.: с.541-542.
  31. Войтеховская М.П. Кочурина, С.А. Томский учительский институт: возвращенная история, 1902-1920 годы. Томский гос. педагог. университет, 2002. 239 c.


Все статьи автора «Lusi»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: