Для общеобразовательных школ определены основные требования в новых социальных условиях. К ним относятся развитие индивидуальных способностей школьников, расширение дифференцированного подхода в соответствии с потребностями и особенностями, популяризация специализированных школ и профильных классов с углубленным изучением отдельных предметов.
Выделено несколько направлений деятельности, позволяющих решить практические вопросов профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ. К ним можно отнести: систему профориентации, обеспечивающую учащихся необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями оценки своих индивидуальных способностей; диагностические методики изучения личности учащихся общеобразовательных школ в целях оказания индивидуальной помощи в выборе будущей профессии; общественно-значимые мотивы выбора профессии; особенности профориентации студентов в условиях высшего профессионального образования.
На современном этапе отмечаются некоторые положительные тенденции, но профориентация ещё не достигла своей главной цели – формирование у школьников профессионального самоопределения личности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и требованиями общества к кадрам. Существенным препятствием для развития профориентации является то, что она обычно рассчитана на среднего ученика; не осуществляется индивидуальный и дифференцированный подходы к личности; редко предоставляется возможность каждому ученику попробовать себя в разнообразных видах деятельности, в том числе и в выбранной.
Существуют противоречия, связанные с профессиональным самоопределением школьников: между их потребностями, способностями и требованиями выбранной профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их желаниями и реальными возможностями; склонностями и представлениями о статусе профессии; потребностью заранее попробовать себя в выбранной сфере деятельности и отсутствием этой возможности в школе и ближайшем будущем; несоответствием состояния здоровья, темперамента, привычек требованиям, предъявляемым профессией и другое.
Библиографический список
- Косогоров, В. Выбор жизненного пути /В. Косогоров //Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№10.
- Резапкина, Г. Профориентация школьников/ Г. Резапкина //Классное руководство. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2007.- №21.