Повышение интереса студентов к изучаемым дисциплинам, раскрытие и развитие их творческих способностей является очень важной задачей современного преподавателя. В условиях роста информационных потоков традиционные методы обучения, такие как лекции и практические занятия, все больше уступают место инновационным формам, основанным на последних достижениях техники, педагогики и психологии.
В современных условиях значимое место принадлежит разнообразным формам и методам интерактивного обучения, под которыми в научно-педагогической литературе понимают проблемные лекции, семинары, дискуссии, разбор конкретных профессиональных ситуаций, кейс-технологии, деловые игры, разработку проектов, мастер-классы, «круглые столы» и др.
Целью применения активных методов обучения является более эффективная организация процесса приобретения знаний и умений, по сравнению с традиционной системой обучения студентов. Основными задачами, на решение которых направлено применение интерактивных методов обучения являются [1, 2]:
- формирование не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов студентов;
- воспитание системного мышления будущих специалистов;
- обучение коллективно-творческой мыслительной и практической деятельности, формирование социальных умений и навыков взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений;
- воспитание самоорганизованности и ответственности за выполнение поставленных заданий;
- овладение методами моделирования и социального проектирования.
Альтернативой по отношению к традиционной лекции, является лекция-ситуация, поскольку она значительно активизирует самостоятельность студентов, мыслительную, познавательную деятельность для овладения профессиональными умениями. Лекционное содержание лекции-ситуации следует конструировать по принципу:
– изложение общих теоретических проблем обработки различных видов экономической информации (информация выдается преподавателем);
– подробное изложение примера систематизации информации в виде конкретной экономической ситуации (приводит преподаватель);
– постановка задачи на решение подобной ситуации (решают студенты);
– затем эта схема повторяется в лекции неоднократно.
При подготовке ситуаций, необходимо иметь в виду следующие требования: текст ситуации должен содержать минимум признаков, необходимых для правильного решения (ограниченный объем задачи); конкретные профессиональные ситуации не должны носить опережающий характер, так как студент должен использовать те знания-умения, которые он уже получил; если в текст ситуации включается экономический документ, он должен быть подлинным; полезно включить в ситуации «информационный шум», который студент должен уметь отсеять; на каждую ситуацию должен быть оформлен обоснованный правильный ответ (решение).
Одним из распространенных интерактивных методов обучения является анализ конкретных ситуаций (кейсов). В общем виде конкретная ситуация представляет собой описание действительных событий, имевших место в процессе ведения бизнеса. Анализ конкретной ситуации студенты должны начать с ознакомления с ней, т.е. с первоначального прочтения, затем в малых группах они обсуждают предложенную ситуацию и высказывают свою точку зрения по существующим проблемам, для этого студенты отвечают на вопросы, которые предложены для анализа ситуации.
Анализ кейса должен осуществляться в определенной последовательности: 1) выделение проблемы; 2) поиск фактов по данной проблеме; 3) рассмотрение альтернативных решений; 4) выбор обоснованного решения.
К примеру, при изучении дисциплины «Менеджмент» в рамках темы «Организационные структуры управления» студентам предлагается для разбора кейс: «Металлургическая компания». Цель: корректировка организационной структуры предприятия [3].
Условия анализа конкретной ситуации. Сначала в малых группах (4-6 человек), назначенных преподавателем, проводится анализ организационной структуры “Металлургической компании”, и выявляются ее недостатки. Затем студенты предлагают свои рекомендации по совершенствованию организационной структуры компании.
Главная цель совершенствования структуры заключается в ее упрощении и сокращении количества структурных подразделений лично подотчетных генеральному директору. Изначально структура компании предполагает, что генеральному директору подчиняются 19 самостоятельных предприятий, входящих в “Металлургическую компанию”, например, такие, как алюминиевый завод, завод цветных металлов, машиностроительный завод, инвестиционная компания и т.д. В процессе корректировки организационной структуры студенты могут добавлять в нее некоторые новые элементы, но все существующие обязательно должны быть сохранены.
Конченым результатом работы студентов будет скорректированная схема организационной структуры ”Металлургической компании”, в которой у генерального директора появятся помощники, отвечающие за отдельные направления деятельности компании: инвестиционную, финансовую, производственную, коммерческую и т.д.
Проведение деловых игр должно выполняться в рамках аудиторных практических занятий по окончанию освоения конкретных разделов курса. Обязательными элементами деловой игры можно считать: экономическую (либо математическую) модель, имитирующую реальную ситуацию; двуплановость игры (реальность + условность); наличие целей, сценариев, правил, ролей, критериев оценки; игровое взаимодействие, общение; анализ и решение конкретных ситуаций, в том числе конфликтных.
При рассмотрении отдельных разделов дисциплин преподаватель сталкивается с необходимостью конструирования достаточно больших объемов визуальной информации с помощью сложных схем, диаграмм. Демонстрация указанных визуальных объектов традиционными средствами (планшеты, мелом на доске) требует дополнительных временных затрат преподавателя. Если же автоматизировать эту работу, то студент при необходимости перерисовывающий рисунки (графики, чертежи, схемы), при подобном отображении образов закрепляет информацию и запоминает ее надолго.
Мультимедийные лекции должны носить информационный, иллюстративный характер. Форма проведения лекции зависит от темы, ее сложности и возможностей аудитории. При проведении лекций рекомендуется их подготовка в форме презентаций в приложении Microsoft PowerPoint. Для достижения наилучших результатов необходимо стремиться:
– придавать изображению динамичность, так как от статики внимание студентов снижается;
– схемы и диаграммы выводить на экран целиком, на достаточно большой отрезок времени, чтобы студенты постепенно могли воспринять и записать материал;
– наиболее значимые моменты лекции, требующие записи, следует выделять особым шрифтом или использовать анимацию текста.
Например, в рамках изучения темы: “Элементы организации и процесса управления” требуется отражение схем организационных структур предприятия (линейной, функциональной, штабной). Визуальные объекты должны создаваться в любом графическом пакете и внедряться в текст презентаций. Лекция может быть снабжена аудиодорожкой с пояснениями отдельных положений и визуальным указанием объектов курсором.
Широкое использование компьютерной техники в лекционном процессе позволит сформировать у студентов восприимчивость к визуальной информации, умение расшифровать визуальную информацию, повысит характерный эмоциональный уровень. Кроме того, появляется желание самим визуализировать свои учебные проекты.
Библиографический список
- Зайцев Р.В. Внедрение мультимедийных технологий в высшем образовании // Психология, социология и педагогика. – Ноябрь 2013. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/11/2596 (дата обращения: 19.02.2014)
- Елистратова Н.Н. Мультимедийный метод обучения в ВУЗе в системе открытого образования // Современная педагогика. – Декабрь 2012. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2012/12/796 (дата обращения: 21.02.2014).
- Антамошкина Е.Н. Менеджмент: тематика, задания и методические указания по изучению курса и выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по специальности 060800 Экономика и управление на предприятии (в туризме и гостиничном хозяйстве). Волгоград: ГОУ ВПО Московский государственный университет сервиса, Волгоградский филиал, 2006. – 25 с.