УДК 378

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ

Фахрутдинова Резида Ахатовна1, Нигматзянова Гульнур Халимовна2
1Казанский (Приволжский) федеральный университет, доктор педагогических наук, профессор
2Казанский (Приволжский) федеральный университет, магистрант

Аннотация
В статье описаны этапы экспериментального исследования по формированию общекультурных компетенций студентов. Авторы работы представляют методику проведения экспериментальной работы и ее диагностический инструментарий.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, пространство культуры, профессиональные компетенции, формирование «человека культуры», экспериментальное исследование


EXPERIMENTAL STUDY OF THE FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS-FUTURE PHILOLOGISTS

Fakhrutdinova Rezida Ahatovna1, Nigmatzyanova Gulnur Halimovna2
1Kazan (Volga Region) Federal University, doctor of pedagogical sciences, professor
2Kazan (Volga Region) Federal University, graduate student

Abstract
This article describes the steps of the pilot study on the formation of common cultural competencies of students. The authors present the methodology of the experimental work and its diagnostic tools.

Библиографическая ссылка на статью:
Фахрутдинова Р.А., Нигматзянова Г.Х. Экспериментальное исследование процесса формирования общекультурных компетенций студентов - будущих филологов // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2176 (дата обращения: 14.07.2023).

Формирование высококультурного специалиста является  одной из доминирующих задач высшего профессионального образования. Высококультурный  специалист – это новый идеал студента — «человека культуры»,  который овладел в процессе обучения в  вузе общекультурной компетентностью. Человек культуры – это личность, которая воспринимает другую культуру, не как   чужую, а как  особую ценность,  уникальное своими традициями, обычаями, фольклором. Идеал студента -  «человека культуры» -  свободная личность, которая может свободно ориентироваться в глобальном пространстве культуры, а главное  способна  к самоопределению в мире культуры.

Общекультурная компетентность обеспечивает активную жизнедеятельность личности – студента, ее способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, также гармонизирует ее внутренний мир и отношения с социумом.

В теории нет единого подхода к определению понятия «общекультурные компетенции».  Рассмотрим  некоторые из определений   категории «общекультурные компетенции студента».

А.В. Хуторской считает, что общекультурная компетенция –  широкий круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен,  а именно  познание и опыт деятельности в области  национальной и общечеловеческой культуры;  духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. [4, с.115].  Общекультурные  компетенции относятся к ключевым компетенциям, согласно классификации А.В. Хуторского,  которая включается в метапредметный уровень содержания образования. Поэтому формирование общекультурных компетенций осуществляется в рамках каждого предмета, реализующего содержание общего образования.

Л.С. Троянская определяет  общекультурную компетентность как интегративную способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентация на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера» [2, с.30].  Данное определение ориентирует на сущностные характеристики компетентности как личностного качества, а именно способность учащихся самостоятельно  действовать при решении актуальных для них проблем.

Так по определению Г.Н. Симдяновой: «общекультурная компетенция – это результат образования, который выражается в системе знаний в области общечеловеческой культуры и характерных черт национальной культуры, знаний основ духовно-нравственных отношений и общественных явлений, традиций и умение практически применять их в системе социальных отношений, наличие представлений о научной картине мира, а так же, качествах личности, наличии опыта деятельности в области освоения культурного пространства» [1, с.15].

Таким образом,  в рамках нашего исследования под формированием общекультурных компетенций понимается  базовая компетентность личности,  обеспечивающая вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение  профессиональных знаний и умений  в практической деятельности,   овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться  в социуме.

По доказательству теоретических положений исследования и реализации представленной гипотезы нами была проведена  опытно-экспериментальная работа по формированию общекультурных компетенций средствами предметов гуманитарного цикла, в частности по предметам «Русский язык» и «Литература».  Экспериментальной базой исследования выступает Институт филологии  и межкультурных коммуникаций КФУ, отделение русской и зарубежной филологии имени Л.Н. Толстого, студенты 2 и 3-го курсов по специальности «Педагогическое образование», специализация: «Образование в области русского языка и литературы». Опытно – экспериментальная работа по формированию общекультурных  компетенций включала три этапа, а именно диагностический, формирующий и  контрольный.

На диагностическом этапе  мы дифференцировали общекультурные компетенции, представленные в ФГОС ВПО  третьего поколения по нескольким блокам. Первый блок  характеристик включает:  способность студента использовать методы научного познания (анализ, синтез и др.), умение работать с информацией, ее получение, хранение, переработка, передача.  Для оценки  блока  компетенций была  использована методика:  краткий ориентировочный тест (КОТ) (В.Н.Бузина, Э.Ф.Вандерлика).

Данный тест представляет собой качественный и надежный экспресс-метод изучения общих способностей личности. Тест направлен на определение интегрального показателя общих умственных способностей обучаемого. Структура теста позволяет определить не только комплексный показатель общих способностей студентов, но и степень выраженности отдельных аспектов интеллекта, таких, как грамотность, пространственное воображение и математические способности.

Следующий блок – это компетенции, приобретение которых способствует становлению  будущего специалиста-филолога (учителя русского языка и литературы).   Поэтому нами была использована методика:  «Тест на языковое чутье».   Данная методика предназначена для исследования уровня языкового чутья студентов. Специалист в области языкового образования должен проявлять способность  чётко понимать смысл слов русской речи и владеть разными её нюансами. Языковое чутьё формируется и под воздействием культурного обогащения, и под влиянием коммуникативного опыта. Данный тест состоит из 46 коротких цитат, взятых из произведений русской литературной классики. В каждой цитате пропущено одно (и только одно!) слово, которое испытуемый должен угадать. Цитаты подобраны специальным образом по заданиям разной степени сложности. Вероятность того, что один человек может решить все задания – практически ничтожна. Последний блок – это компетенции, связанные с  приобщением к чужой культуре, толерантным отношением к иной уникальной культуре, что в конечном результате способствует формированию человека-культуры. Для выявления отношения студентов  к чужой культуре нами был использован тест, определяющий типы этнической идентичности ( Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова). Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности  были выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от “отрицания” идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Формирующий этап эксперимента связан  с  реализацией  серии уроков по литературе по творчеству М.А. Шолохова.   В качестве примера приведем бинарный урок по рассказу М.А. Шолохова  «Судьба человека» и роману А. С.Абсалямова «Вечный человек». Формулировка темы урока: «Образ простого человека, воина и труженика» (на примере  рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» и романа А.Абсалямова «Вечный человек»).

Мы предлагаем интегрированный урок  по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».      Формулировка темы урока: «Обыкновенная жизнь Андрея Соколова, изображенная в художественном, кинематографическом и изобразительном искусстве (глазами писателя, режиссера и художника)».

Интегрированный урок дает студентам  достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.    Педагог обращает внимание студентов на то, что в «Судьбе человека»,  последовательно сменяя друг друга, представлены все основные начала искусства слова: эпическое, драматическое, лирическое. Далее можно совершить плавный переход к фильму С. Бондарчука по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

Данные уроки были построены на основе реализации эвристической и проектной технологии обучения, которые  обладают рядом преимуществ, а именно дают возможность творческого подхода, проявить субъектную позицию студента, так как  в процессе создания продукта инновационной деятельности обеспечивается мотивация освоения содержания.

В рамках занятий были использованы следующие методы обучения, а именно метод эмпатии (вживания), метод смыслового видения, метод эвристических вопросов, метод сравнения, метод конструирования правил, метод придумывания, метод гиперболизации, «мозговой штурм».

Данные уроки, построенные на основе  метода смыслового видения, позволили акцентировать внимание студентов на таких понятиях как «человек» и «человечность».  На бинарном уроке  нами был использован метод сравнения, а также   апробирован  метод эвристических вопросов, направленный на осмысление ценностей, лежащих в основе поступков героев – Андрея Соколова и Баки Назимова.  Путем реализации метода продумывания студенты пришли к выводам, о том, что  герои М. Шолохова и А. Абсалямова не могут быть сломлены  жизнью, потому что в них есть то, что сломать нельзя: человеческое достоинство, любовь к жизни, Родине, к людям, доброта, помогающая жить, бороться, трудиться. Андрей Соколов, прежде всего, думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не подвиг, а естественная потребность и таких простых чудесных людей много об этом свидетельствует и роман А. Абсалямова. Баки Назимов тоже перенес нечеловеческие испытания и смог выйти из противостояния с гестапо победителем. Именно такие, как Андрей Соколов и Баки Назимов, выиграли войну и восстановили разрушенную страну, чтобы жизнь продолжалась дальше и была лучше, счастливее.

На заключительном этапе  был и использован метод проектов. Студенты  получили  задание – составить творческий и литературный проект: «Есть ли место подвигу в наше время?» с последующим коллективным его обсуждением.

Контрольный этап эксперимента предполагает  выявление результатов исследования по выделенным критериям:  студент владеет технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, знаний;  руководствуется основными принципами в  поведении и педагогической деятельности;   владеет различными формами, видами устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности;  использует разными способами сбора, обработки и представления информации;  владеет основами работы в глобальной сети Internet;  обладает нравственно-моральной толерантностью, содействие максимально широкому распространению как самих идей и социальных образцов толерантности, так и информации о практическом опыте приобщения к культуре толерантности людей разного возраста, вероисповедания, национальности и т.д.;   обладает навыками диалогического и интерактивного публичного выступления.

Итак, общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность личности студента в вузе, ее способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни,  что гармонизирует  внутренний мир  личности и ее отношения с социумом.


Библиографический список
  1. Симдянова Г.Н. Методика формирования общекультурной компетенции у  учащихся / Г.Н.  Симдянова   // Вектор науки ТГУ. – 2012. –  №1 (8). С.262- 263.
  2. Троянская С. Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: Автореф. дис. … канд. пед. наук. –  Ижевск, 2004 -23 с.
  3. Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования / С.Л. Троянская // Культурно-историческая психология. – 2008. – №2. –  С.19-23.
  4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения.  –  М.: Изд-во МГУ, 2003. –  416 с.


Все статьи автора «gulnur»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: