В условиях модернизации системы высшего профессионального образования, внедрения стандартов нового поколения актуализируются вопросы разработки методического обеспечения дисциплин, особенно в части вариативного компонента учебного плана, который должен способствовать углублению, систематизации знаний обучающихся, развитию на новом качественном уровне общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, а также учитывать мнение работодателей, их профессиональные запросы в конкретной сфере.
Учебно-методический комплекс является тем системным методическим образованием, которое аккумулирует, основываясь на требованиях стандарта, цели и задачи, содержание и технологическое обеспечение процесса обучения.
В 2012 году нами разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который реализован в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов системы профилактики. Представляем основное его содержание.
Цели и задачи дисциплины:
– формирование у студентов представлений о безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних как социальных проблемах современности, раскрытие сущности и причин безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– раскрытие правовых и теоретических основ социальной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– овладение содержанием и технологиями социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– развитие у будущих специалистов в процессе изучения курса аналитических, организаторских и коммуникативных способностей.
Изучение дисциплины «Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных на предшествующем этапе обучения, при изучении истории и теории социальной работы, социальной педагогики. В последующем дисциплина выступает базисом для изучения таких курсов, как «Профилактика социального сиротства», «Содержание и методика социально-педагогической деятельности», «Групповые формы работы с подростками» и других.
Изучение дисциплины содействует разноуровневому освоению следующих компетенций, закрепленных стандартом профессиональной подготовки по направлению «Социальная работа» [1], а также необходимых в социально-педагогической деятельности обучающимся по направлению «Психолого-педагогическое образование»[2].
Компетенция 1 – использование в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нормативно-правовых документов.
- Базовый уровень: знание нормативно-правового обеспечения деятельности с несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, семьей и несовершеннолетним в социально опасном положении; умение выбирать из массива нормативно-правовых документов необходимые в работе по социальной профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; владение приемами анализа юридической силы нормативно-правового документа, содержания норм права в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Повышенный уровень: знание юридической силы нормативно-правовых актов, которые применяются в работе с несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, семьей и несовершеннолетним в социально опасном положении; умение применять нормы права в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений с учетом правового и социального статуса несовершеннолетних; умение обосновывать применение нормативно-правовых документов; владение методикой анализа нормативно-правового документа подлежащего применению в целях социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Компетенция 2 – готовность к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества.
- Базовый уровень: знание подходов к разработке программ социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; умение определять структуру программы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; владение аналитическими и прогностическими умениями, необходимыми для разработки социальных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Повышенный уровень: знание специфики подходов к разработке программ социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, алгоритма разработки и реализации программ социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних; умение разрабатывать программу социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего; владение аналитическими и прогностическими умениями, необходимыми для разработки программ профилактики и реабилитации несовершеннолетних с учетом уровня профилактики – первичный, вторичный, третичный.
Компетенция 3 – готовность к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации.
- Базовый уровень: знание сущности и содержания социально-профилактической деятельности с безнадзорными и несовершеннолетними правонарушителями, исторических предпосылок становления и развития системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России, превентивных технологий в работе с несовершеннолетними, необходимости и приоритетности социально-профилактических мер в работе с несовершеннолетними и их семьями; умение диагностировать трудности несовершеннолетних в процессе социализации, определять направления реализации и методы социально-профилактической деятельности с детьми и подростками; владение типовой технологией социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Повышенный уровень: знание исторических, методологических, правовых и технологических основ социально-профилактической деятельности, направленной на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и готовность их применить в профессиональной деятельности; умение выбирать технологии социальной профилактики адекватно проблемной ситуации и социальному развитию несовершеннолетнего; умение прогнозировать и оценивать результативность их реализации в различных социальных службах; умение интегрировать методы социальной работы с психолого-педагогическим инструментарием; умение разрабатывать алгоритм межведомственного взаимодействия с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; владение традиционными и инновационными технологиями и методиками социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; владение навыком проектирования системы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими различные виды социальных отклонений.
Компетенция 4 – готовность к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения.
- Базовый уровень: знание видов социальной помощи, поддержки и защиты, а также социальных услуг, адресованных несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом; умение определять меры социальной помощи, поддержки и защиты, виды социальных услуг для безнадзорных детей и подростков, несовершеннолетних правонарушителей; владение приемами социального воздействия и взаимодействия с детьми и подростками по месту жительства.
- Повышенный уровень: знание системы, содержания и технологии реализации мер социальной защиты, помощи и поддержки, социальных услуг, предоставляемых безнадзорным и несовершеннолетним правонарушителям, их нормативного закрепления; умение анализировать и выбирать меры социальной защиты, помощи и поддержки, социальные услуги, предоставляемые безнадзорным и несовершеннолетним правонарушителям в процессе их социальной реабилитации в учреждении социального обслуживания; владение технологиями социальной защиты, помощи и поддержки безнадзорных детей и подростков, несовершеннолетних правонарушителей, умениями оценивать их результативность.
Содержание обучения, обеспечивающее развитие данных компетенций, представлено двумя разделами: 1) «Теоретические и правовые основы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 2) «Методические основы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В первом разделе рассматриваются три темы:
1.1. «Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних как социальные проблемы современности»:
– сущность и взаимосвязь понятий: «безнадзорность», «беспризорность», «бродяжничество», «социальное сиротство», «дети улиц»;
– содержание, значение и применение категорий «трудная жизненная ситуация», «социально опасное положение»;
– положение безнадзорных и беспризорный детей и подростков в России;
– причины распространения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– безнадзорный и несовершеннолетний, находящийся в конфликте с законом, как жертвы социализации.
1.2. «Правовое обеспечение социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России и Алтайском крае»:
– уровни правового обеспечения социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: международный, федеральный, региональный, муниципальный, локальный;
– «Пекинские правила» о юридической ответственности несовершеннолетних;
– Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
– Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
– правовое обеспечение социальной профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае, закон «о комендантском часе», порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в регионе.
1.3. «Система социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
– определение и структура системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– компетенции органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы и учреждения службы занятости; органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения; органы управления образованием и образовательные учреждения; органы и учреждения культуры досуга и туризма; органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания; прокуратура РФ;
– специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
– взаимодействие субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Второй раздел представлен двумя темами:
2.1. «Содержание социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
– понятие социальной профилактики;
– направления социальной профилактики и их характеристика: социальная диагностика семейного неблагополучия; раннее выявление детского неблагополучия в семье; раннее выявление социального сиротства; выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении; индивидуальная профилактическая работа; профилактика употребления психоактивных веществ; психолого-педагогическое просвещение родителей; социально-правовая помощь; жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; уличная социальная работа;
– виды, значение и порядок реализации индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи.
2.2. «Технологии социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
– социальный патронаж семьи: определение, виды, порядок организации и проведения;
– технология организации социально-полезной занятости несовершеннолетних;
– анимационные технологии и организация досуг;
– включение несовершеннолетних в трудовую деятельность: трудовой лагерь, палаточный лагерь;
– технология работы групп дневного пребывания;
– клубная работа с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении; низкопороговый клуб; высокопороговый клуб;
– семейная воспитательная группа: значение и организация деятельности;
– уличные технологии социальной работы и их значение в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; этапы работы с «детьми улиц»;
– оценка эффективности реализации технологий социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в социальной практике.
При изучении дисциплины «Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» особое внимание уделяется упражнениям как методу закрепления знаний и формирования умений и навыков у обучающихся. Поэтому по каждой теме предлагается будущим специалистам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних серия упражнений.
Тема 1.1:
- Используя Internet-поиск и статистический анализ (данные Росстата), сравните состояние безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в различных регионах России. Определите территории с наибольшими показателями безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (наименьшими). Выявите факторы, способствующие росту (снижению) безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в данных территориях.
Тема 1.2:
- Проанализируйте официальный сайт школы Алтайского края (на выбор). Определите меры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в данном общеобразовательном учреждении, оцените их на соответствие нормам права. Дайте рекомендации по обновлению Internet-ресурса с целью усиления профилактической функции школы как открытой социально-педагогической системы.
- Составьте памятку норм права для специалиста по социальной работе (социального педагога, педагога-психолога) Центра социальной помощи семье и детям как субъекта профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Тема 1.3:
- Предложите комплекс мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для каждого органа и учреждения системы профилактики. Выделите среди них меры межведомственного характера. Определите инструментарий для оценки их эффективности.
- Приведите примеры межведомственных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Подготовьте их слайд-презентацию.
Тема 2.1:
- Составьте социально-психологическую характеристику на ребенка, воспитывающегося в семье, находящейся в социально-опасном положении (ситуация может быть виртуальной, взята из художественного произведения, кинофильма).
- Разработайте социальный проект, направленный на обеспечение социально-полезной занятости несовершеннолетних, который может быть реализован в условиях учреждения социального обслуживания.
Тема 2.2:
- Разработайте положение: а) о низкопороговом клубе; б) о высокопороговом клубе.
- Предложите программу работы с несовершеннолетними в палаточном лагере. Подготовьте ее слайд-презентацию.
- Разработайте сценарий игровой конкурсной программы для уличной работы с несовершеннолетними.
Для самостоятельной работы студентов в рамках изучаемой дисциплины предлагаются задания аналитического характера, направленные на интеграцию социально-психолого-педагогических знаний и опыта социально-педагогической деятельности, приобретенного в процессе прохождения учебной практики. Примерный перечень заданий для самостоятельной работы:
– раскройте исторические предпосылки социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– определите назначение и содержание деятельности воспитательных домов, сиротских институтов в истории России;
– проведите сравнительный анализ положения безнадзорных и несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в России и Алтайском крае;
– раскройте причины распространения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– определите технологии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для применения в образовательных учреждениях с учетом их типа и вида;
– определите содержание профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в специализированных учреждениях социального обслуживания;
– разработайте план совместной деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних специалиста по социальной работе центра социальной помощи семье и детям и социального педагога школы;
– проанализируйте содержание технологии социального вмешательства в контексте профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– подберите инструментарий для диагностики семейного неблагополучия;
– разработайте тематику консультаций для родителей по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– приведите пример формы дневника социального патронажа семьи;
– разработайте тематику анимационных мероприятий для безнадзорных детей и подростков;
– разработайте программу деятельности низкопорогового (высокопорогового) клуба.
– составьте план социального сопровождения замещающей семьи;
– проведите сравнительный анализ опыта социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России и за рубежом (государство – на выбор);
– проанализируйте проблемы международного усыновления несовершеннолетних с российским гражданством.
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану составляет для дневной формы обучения – 5 зачетных единиц (из них лекции – 18 часов, семинарские занятия – 42 часа), для заочной формы обучения – 7 зачетных единиц (из них лекции – 4 часа, семинарские занятия – 8 часов).
В заключение отметим, что перспективы развития дисциплины «Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» связываем с проведением интерактивных занятий на базе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с активным привлечением в образовательный процесс потенциальных работодателей.
Библиографический список
- Приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2009 №709 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) “бакалавр”)».
- Приказ Минобрнауки РФ от 22.03.2010 г. № 200 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) “бакалавр”)».