УДК 37:001.12

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО ДОМА, КАК МЕТОД ОСВОЕНИЕ МИРА

Старкова Дарья Владимировна
Томский Государственный Педагогический Университет

Аннотация
В детском доме педагогический процесс происходит в любой повседневной деятельности и реализуется по разным направлениям: воспитание, забота,контроль, организация свободного времени,профилактика правонарушений и здорового образа жизни, коррекционная работа. В условиях детского дома образовательная среда является главным методом освоения мира и социализации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, детский дом, образовательная среда, педагогический процесс


EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE ORPHANAGE, AS A METHOD OF DEVELOPMENT OF THE WORLD

Starkova Daria Vladimirovna
Tomsk State Pedagogical University

Abstract
At the orphanage, the pedagogical process occurs in any daily activities and implemented in various fields: education, care, supervision, organization of free time, delinquency prevention and healthy lifestyles, correctional work. In terms of children's home learning environment is the main method of development of the world and socialization for orphans and children left without parental care.

Библиографическая ссылка на статью:
Старкова Д.В. Образовательная среда детского дома, как метод освоение мира // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2230 (дата обращения: 14.07.2023).

Педагогический процесс в учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отличается от работы в других образовательных учреждениях – детского сада, школы, лицея, училища, Вуза. С уверенностью можно утверждать, что для сотрудников детского дома – это определенный образ жизнь, иной взгляд на повседневные вещи, иное осознание действительности. Есть несколько главных отличий – большая психологическая и физическая загруженность и большая ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника. Любой ребенок, лишенный родительской опеки и внимания удивляет неприспособленностью к жизни, нежелание ничего делать и уверенностью, что их проблемы обязан решать другой человек. Воспитанники детского дома социально и педагогически запущены, многие из них имеют тяжелую наследственность, психические отклонения, вредные привычки и отрицательный жизненный опыт. Ребенок вынужденный с самого детства перенимать отрицательную манеру поведения взрослых, очень тяжело адаптируется в специализированном учреждении для сирот и непроизвольно вынужден быть недоверчивым, злым, жестоким и неблагодарным, поскольку предыдущий жизненны опыт научил “маленького” человека только выживать в тех условиях, где застала его действительность.

Главная задача детского дома – реализовывать социально-педагогическую деятельность, рассчитанную на успешную социализацию и социальную защиту. Назначение учреждения требует профессиональных подходов к организации его жизнедеятельности. Детский дом является социокультурным организмом где педагогический процесс опосредован формами социальных и межличностных отношений задействуя всех участников. Существует в детском доме теория, в которой обозначены ключевые моменты: – воспринимать и уважать ребенка таким, как создала его природа; – работать над комфортными условиями для благоприятного психического и личностного развития воспитанника; – способствовать развитию лучших качеств; вести учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных особенностей, характеристик воспитанников и индивидуальным подходом.

В центре образовательного процесса является диалог воспитателя и воспитанника, чем больше ребенок доверяет и симпатизирует старшему, тем более эффективней будет влияние на его личность. Существование в детском доме требует от ребенка преодоления ежедневных трудностей, конфликтных ситуаций и конструктивных решений. Поэтому, воспитанники нуждаются в профессиональной педагогической поддержке, которая будет направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью защиты его прав на получение полноценного развития и образования. Только с помощью грамотного детского-взрослого общения можно достигнуть качественного результата, где дети-сироты приобретают новый положительный социальный опыт, учатся выстраивать деловые и взаимовыгодные отношения. Дети, проживающие в детском доме участвуют в разных видах деятельности, требующих, как индивидуального, так и группового участия. Чередование разных видов деятельности (художественных, спортивных, интеллектуальных, трудовых) даёт возможность каждому воспитаннику найти себя и в дальнейшем определиться с выбором профессии.

Педагогический процесс происходит в любой повседневной деятельности и реализуется по нескольким направлениям: воспитание, забота, контроль и взаимодействие со школой, коррекционная работа, профориентация, организация свободного времени, защита прав и интересов детей, профилактика правонарушений и здорового образа жизни. В условиях детского дома трудовое воспитание является одним из главных методов освоения мира и социализации. Свободное от учёбы время воспитанникам предлагается проводить в кружках и спортивных секциях, приобретая новые знания и умения для самостоятельной жизни. В каждом детском доме существует своя система дополнительного образования, но детям – сиротам свойственна недолговременные интересы и низкий уровень мотивации для развития творческих и спортивных способностей. В связи с этим педагогам дополнительного образования необходимо постоянно узнавать модные направления и интересоваться новинками музыкальной, молодежной индустрии, для поддержания взаимосвязи с подрастающим поколением, так как основная задача системы дополнительного образования сузить пространство девиантного поведения, решая проблему занятости воспитанников детского дома.

Главной задачей воспитанников детского дома является получение основного среднего образования.  Для этого педагоги регулярно взаимодействуют со школой: отслеживают посещаемость и успеваемость воспитанниками, проводят советы профилактики, участвуют в педагогических советах, осуществляют дежурство во время уроков.

Многие подростки до детского дома не учились в школе, до прибытия в учреждение, поэтому возникает большое количество проблем с дальнейшим профессиональным самоопределением, в связи с этим у каждого ребенка есть свой образовательный маршрут, который корректируют специалисты учреждения: психолог, врач, логопед, психиатр, воспитатель. Слабая мотивация, нежелание и внутренний протест против обучения, приводит к переводу детей из средней школы в коррекционные учреждения. Где основная задача школы – научить читать, писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. Для “особенных” детей-это реальная возможность поверить в себя и получить необходимые жизненные навыки для содержания себя во в взрослой жизни.


Библиографический список
  1. Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. – 2008. – №6. – С. 85-89.
  2. Евстифеева Н.Б. Влияние самооценки на мотивацию достижения успеха воспитанников детских домов // Начальная школа. - 2007. - №6. - С. 75-79.
  3. Карпенко Л.А. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве // Вопросы психологии. - 2005. - №4. - С. 77-85.
  4. Климина О.Г. Школьные трудности воспитанников детского дома // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 31-33.
  5. Леонов С.Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома // Детский дом. – 2008. – №1. – С. 46-48.


Все статьи автора «Старкова Дарья Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: