На современном этапе отечественная система высшего профессионального образования ориентированна на подготовку специалиста, обладающего высоким уровнем профессионализма, активности, мобильность, готового к самообразованию и самосовершенствованию. Данные качества призваны помочь выпускнику быть востребованным на рынке труда.
Сегодня, для поддержания личной конкурентоспособности человек вынужден последовательно повышать профессиональную квалификацию в течение всей своей сознательной жизни, начиная со школьной скамьи – это классы профориентации и заканчивая всевозможными курсами повышения и освоения возможных смежных специальностей. Для осуществления личных продвижений необходимо сформировать специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной творческой самостоятельности и мобильности.
В настоящее время вопросу изучения возможных средств формирования творческой самостоятельности, как основной профессиональной компетентности, уделяется достаточно пристальное внимание.
Цель данной статьи – сделать возможный отбор и обосновать методические технологии приемлемые для развития данной компетенции уже на раннем этапе профессионального самоопределения будущих дизайнеров. Профориентация это обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, которая призвана учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Определение своей профессиональной направленности начинается в старших классах школы. Уже в 9 классе ученики, как правило, выбирают направление, которое становится основой для их профессионального роста.
Планомерное развитие самостоятельной творческой активности начинается в специализированных профориентационных классах. Дети, которые поступают в эти классы, и приходят для развития своих способностей в Пензенский архитектурно строительный университет, как правило, для себя уже решили связать свою жизнь с архитектурно-дизайнерским творчеством.
Знания психологических особенностей дизайнеров-проектировщиков помогут педагогу правильно определить педагогические технологии, грамотно построить процесс обучения профессиональным навыкам на этапе определении.
Дизайнер – это всегда творец, изобретатель и художник в одном лице. Психологи отмечают, что человек занимающийся проектированием должен обладать такими качествами, как способность к визуальному мышлению и творческое воображение.
Понятие «творчество» является одним из основных составляющих профессиональной компетенции дизайнеров. Творческую деятельность можно рассматривать, как интегрированное качество личности, в основе которого лежит система потребностей, мотивов и склонностей, определяющих профессиональный интерес к выбранной деятельности.
В процессе профессиональной творческой деятельности дизайнер имеет возможность к самовыражению, самоактуализации и саморазвитию.
Педагогами кафедры «Дизайн» уделяется особое внимание педагогическим условиям, методическим технологиям, применение которых позволяет поддерживать и развивать в детях интерес к профессии дизайнера. Важно отметить некоторые из них, наиболее эффективно влияющие на развитие самостоятельной творческой активности в период начального профессионального становления.
Во-первых, учащиеся профориентационных классов обучаются в тех же проектных мастерских, что и настоящие студенты. Никогда не происходит разделение школьников и студентов. Требования, предъявляемые к ним, уровень ответственности, поставленный в процессе выполнения заданий ко всем одинаков. Все, кто попадает в эти мастерские, приравниваются к дизайнерам, каждый со своими возможностями и стремлением к совершенствованию. Учащиеся профориентационных классов, могут наблюдать процесс создания проекта, который протекает в данных аудиториях. Погружение их в настоящую творческую среду играет значимую роль в поддержании интереса к данной профессии.
Во-вторых, важным моментом является также, равноправное отношение обучающихся и преподавателей университета в процессе профессиональной начальной подготовки. Учебное занятие строится, таким образом, что сегодняшний школьник, поиск решения на поставленные задачи всегда находит как бы не под руководством педагога, а самостоятельно. Тут важно отметить, что весь учебный процесс от выдачи задания до его выполнения основывается:
1. на представлении возможности учащимся реализовать уже имеющиеся личные знания, для чего каждый педагог предварительно проводит начальную диагностику уровня подготовленности аудитории. На это, как правила, нацелены творческие задания по «Основам композиции в дизайне» на основе постановки. По степени абстрактности работы можно судить и об уровни творческих способностей учеников. Эти результаты будут основой для дальнейшего планирования учебного процесса, возможных педагогических подходах, которые будут применяться в организации учебных занятий для развития продуктивного творческого мышления и формирования самостоятельности. Уже имеющиеся личные возможности являются основой для получения новых знаний, освоения новых технологий создания оригинальных композиций.
2. на предоставлении выбора действий и возможных вариантов проверки их правильности. Обучение композиции в дизайне строится в рамках учебно-творческих заданий, в процессе которых ученики специализированных классов, приобретают базовые знания о теории цвета, принципах построения композиции, таких как равновесие, симметрия, ритм. Последовательно изучаются основные категории композиции (статика и динамика, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, ритм, метр и растр, масштаб и пропорции.) Все это находит свое отражение в учебных заданиях. Результатом выполнения задания является в зависимости от сложности графическая, плоскостная (аппликация) или объемно-пространственная композиция. Выполнение учебно-творческих заданий начинается с обсуждения форм предметов, используемых в постановке, возможных технических приемов и выразительных цветовых средств, которое приведет к наиболее точному выражению идеи постановки. В процессе работы поощряются обмен идеями, промежуточные просмотры, дружеские консультации. Корректное не навязчивое отношение созданное в процессе обучения между учителем и учеником, а также в ученическом коллективе, приводит к самостоятельному получению учащимися новых знаний и создает фундамент для формирования профессиональных способов общения.
В-третьих, созданы все условия для эмоционального отклика студентов, на основе здоровой творческой конкуренции. Как пример необходимо привести ежегодную научно-практическую олимпиаду детского творчества им. В.Е.Татлина, которая проходит на базе Пензенского университета архитектуры и строительства. Участие в этом мероприятии – честь для каждого учащегося специализированного класса. Выбор темы своей работы и возможных технологий воплощения идеи, отвечающей задуманной тематике происходит индивидуально. Каждый стремиться проявить себя наиболее лучшим образом, понравиться и запомниться, как творческая профессиональная личность.
В-четвертых, это выполнение концептуальных учебно-творческих заданий. В нашем случае – это композиция различных сложностей по японской хокку. Главное в такого раде заданий – точное отображение идеи хокку: передача настроения, абстрактных ощущений, свойств предметов, таких как динамика, статика, устойчивость, гибкость, хрупкость и т.д. Практика показывает, что полное погружение в творческую атмосферу раскрепощает школьников, открывает безграничный полет фантазии, дает возможность продемонстрировать весь спектр личных уже имеющихся профессиональных возможных приемов и технологий.
Учащиеся профориентационных специализированных классов – это в дальнейшем, как правило, успешные творческие студенты с активно выраженной профессиональной позицией, открытые к дальнейшему развитию продуктивного мышления и формированию самостоятельной творческой деятельности.
Мониторинг по вопросу трудоустройства выпускников специальности «Искусства интерьера» ПГУАС, проводимый в 2012-2013 г.г., позволяет сделать вывод, что это еще и успешно зарекомендовавшие себя в профессиональном обществе специалисты. Работодатели, принявшие на работу выпускников-дизайнеров, среди положительных характеристик отмечают их желание работать над развитием личных способностей и повышением профессиональных навыков. Что позволяет нашим выпускником положительно зарекомендовать себя и быть конкурентоспособными.
Процесс формирования творческой самостоятельности на этапе профориентации носит важный основополагающий характер в дальнейшем освоении учащимися профессиональными навыками, а впоследствии, стать востребованным специалистом. Педагогические технологии организации профориентации требуют постоянной корректировки в зависимости от личных особенностей контингента обучающихся и ведущих педагогов, а также социальных, экономических и политических изменений происходящих в обществе.
Библиографический список
- Б.Г.Бархин Методика архитектурного проектирования : учебно-методическое пособие для вузов– М.: Стройиздат, 1982 г.
- Педагогика – учебник для студентов педагогических учебных заведений под ред. П.И.Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России, 2006 г.
- Н.И. Шевандрин Психодиагностика, коррекция и развитие личности – учебник для вузов – М.: ВЛАДОС, 2001 г.
- Даськова Ю.В. О формировании творческой самостоятельности на этапе профессионального определения [Текст]/ Даськова Ю.В. // «Экономические и социальные проблемы развития России»: Сборник научных трудов Международной научной конференции – Пенза: ПГУАС, 2009 – с. 163-165
- Даськова Ю.В. Методы организации учебно-творческой деятельности в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33240