УДК 37

СОВРЕМЕННАЯ ЛЕКЦИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Парпиходжаева Зухра Мурадовна
Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт, Узбекистан
преподаватель кафедры Иностранных языков, педагогики и психологии

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы проведения современной вузовской лекции. Автор размышляет о факторах, влияющих на качественное чтение лекций, предлагает новые формы и методы ее презентации.

Ключевые слова: вуз, высшее учебное заведение, лекция


MODERN LECTURE IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Parpikhodjaevа Zuhra Muradovna
Tashkent Pediatric Medical Institute, Uzbekistan
lecturer of Department of Foreign languages, pedagogy and psychology

Abstract
The article considers issues of the modern University lectures. The author thinks about factors which influence the quality of lectures, offers new forms and methods of its presentation.

Библиографическая ссылка на статью:
Парпиходжаева З.М. Современная лекция в высшем учебном заведении // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2307 (дата обращения: 13.07.2023).

О лекциях написано немало. До сегодняшнего дня лекция остается основной организационной формой обучения. Известно, что лекции читаются со времен Древней Греции. На протяжении веков эта форма обучения практически не изменилась. В современной истории чтение лекций в вузе означало встречу с настоящей наукой и ее представителями  – учеными и  профессорами. Действительно, в советские времена  чтение лекций, в основном, доверялось профессорам. Надо сказать, что в те годы, как правило, для того, чтобы стать доктором наук и профессором, уходила вся жизнь, молодых профессоров было единицы. Времена изменились, наша жизнь стала очень динамичной,  может и поэтому тоже, профессура значительно помолодела. Сегодня  не редкость 35-39 летние доктора наук, сорокалетние профессора. Изменилось ли качество чтения лекций? Думаю нет, хоть мы и  стремимся к технологичному обучению, как и прежде, многое зависит от личности лектора. Лекция, всегда – это отражение личности автора, его жизненной, научной,  нравственной позиции.

Как известно, основными  критериями лекции, является научность, аргументированность,  убедительное и понятное изложение научных знаний с помощью реальных фактов и примеров из практики. Лекция является наиболее эффективной формой эмоционального воздействия, направленного на становление профессионального самосознания и профессиональной позиции.  На основе памяти, эмоций, внимания, представлений, восприятия и речи узнаются известные или формируются  новые психические образы познаваемых  предметов и явлений реальности, которые фиксируются и сохраняются в памяти[3]. Непосредственное воздействие на органы чувств студентов зависит не столько от предлагаемого материала, сколько от мастерства педагога. Систематическое общение с лектором постепенно оказывает влияние и формирует определенное мировоззрение у студентов.

С чего же начинается восприятие лекции? Прежде всего с внешнего облика лектора. С первых же минут занятия студенты безошибочно оценят преподавателя: его появление в лекционном зале, его приветствие, его внешний вид одежда, прическа, (у женщин – украшения и макияж). Здесь важно произвести приятное впечатление. Если у лектора стройная или спортивная фигура, аккуратная прическа, со вкусом подобранная одежда, украшения и в меру сделанный макияж, то это своего рода аванс на благожелательное и внимательное отношение студентов. Согласитесь, если лектор неряшлив, безвкусно одет, привлечь и удерживать внимание студентов ему будет намного сложней. Далее еще немного времени лектор привлекает к себе внимание или своей хоризмой, темпераментом, динамичностью, или постепенным логическим изложением материала. Здесь опять идет оценивание студентами по: культуре речи, ее содержанию, образности, а также по технике – тембр, дикция, диапазон (высокий, нормальный или низкий), интонации, паузы, выразительность. За первые минуты лекции преподаватель обязан выложить весь имеющийся арсенал приемов, чтобы заинтересовать слушателей. Потоком научных терминов, сложной для восприятия информацией можно оттолкнуть студентов, и напротив, живое, ясное, и, в то же время интригующее, изложение материала, обязательно заинтересует учащихся. Студенты старших курсов сразу разберутся как вы владеете предметом и какой вид лекции вы предпочитаете. Настоящий лектор не читает, а только рассказывает. Рассказ часто предполагает диалог, обращаясь к студентам вы невольно обращаетесь к аудитории, задаете вопросы, часто  сами  на них отвечаете, но иногда ждете ответной реакции, которая многое вам объясняет. Мастерство педагога заключается в постановке проблемных вопросов. Научить размышлять, анализировать  новую информацию, опираясь  на предыдущий опыт и знания – вот задача современного педагога. Нельзя обойтись и без средств наглядности. В психотерапевтическом направлении нейро-лингвистическое программирование (НЛП) выделяет три типа людей по ведущему каналу восприятия: визуалы — зрительный канал, кинестетики — чувственный канал, аудиалы — слуховой канал — и четвертый тип людей, у которых нет четкого предпочтения — дигиталы (ло­гики, как правило, это взрослые)[2].  Наблюдая и изучая поведение и речь, можно опреде­лить, к какому типу относится данный человек, и строить с ним беседу, учитывая своеобразие его восприятия. Объясняя что-либо визуалам, необходимо одновременно показывать графики, таблицы, рисунки или фотографии. На слух или по написанному они запо­минает гораздо хуже. Если при обучении не предусмотрены прак­тические занятия, необходимо, чтобы кинестетики записали учеб­ный материал или обсудили его, задавая вопросы (при этом вклю­чается механическая память). Аудиалы хорошо запоминают сказанное и не только содержание, но и интонации, которым придают особое значение. Чтобы лучше понять и запом­нить, аудиалам желательно переспросить сказанное, проговорить, а не прочитать на плакате или в памятке. Дигиталам для наглядности лучше приводить статистические данные. При обучении они хорошо структурируют материал и запоминают его сущность, если он излагается логично и аргументированно[2].

Еще один вопрос, касающийся лекций – это конспектирование. Конспектирование – наиболее  трудоёмкий, малоэффективный и ненавистный студентам метод обработки информации. Известный популизатор науки Тони Бьюзен утверждает: «Интеллект-карты, по сравнению с конспектированием, позволяют экономить от 50 до 95% времени на этапе записывания информации, свыше 90% – на этапе ее восприятия и значительно повышают эффективность творческих процессов». Действительно, интеллект-карты, или по В.Ф.Шаталову те же «опорные сигналы», являются более увлекательными и интересными методами  подачи материала. С помощью компьютерных программ, не только  Power Point, но и Visual Mind, Edraw Mind Map, Prezy.com  и других можно красочно, ярко, динамично представить свой материал. Обладая не только мастерством, но и педагогическим творчеством, можно всегда найти нестандартные способы решения педагогических задач.

Подведение выводов лекции также должно быть методически грамотным. Необходимо еще раз акцентировать внимание на главном, определить место и роль данной темы в изучении предмета.

Необходимо помнить, что высокий профессионализм,  эмоциональность, интерактивность, доброжелательность, обаяние  являются неотъемлимыми составляющими любого вузовского занятия, но, особенно, лекции.


Библиографический список
  1. Акрамова Л.Ю. Эффективные методы чтения лекций  «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики». Сборник докладов YIII Международной научной конференции.-Липецк: Гравис,2011- с.98-101.
  2. Болотова М. И. Педагогика в работе врача: учеб. пособие для студ. высш. мед. учебных заведений.  Оренбург: Пресса, 2013. – 104с.
  3. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М: 1998.
  4. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с.
  5. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: общие основы. Процесс обучения. – 576 с.


Все статьи автора «Акрамова Лола Юнусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: