Необходимость исследования интернет – зависимости обусловлена повсеместным вовлечением большого количества людей в сеть Интернет. Проблема патологического использования компьютера была обозначена в иностранной литературе ещё в конце 1980‐х гг.
Термин «интернет-зависимость» был предложен Иваном Гольдбергом, а Кимберли Янг первая описала чрезмерное и проблемное использование интернета как аддиктивное расстройство.
Отношение ученых в нашей стране и за рубежом к данной проблеме неоднозначны.
К. Юнг (США) в докладе, присланном на симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития», отмечает значительные изменения, которые произошли в поведении современных пользователей и тех, кто принимал участие в её исследованиях 15 лет назад.
Дж. Сулер (США) признает существование проблемы интернет-зависимости, отмечает ее развитие от не признаваемой до очевидной и отмечает необходимость активнее заниматься оказанием психологической помощи.
По мнению Дж. Грохол (США) на сегодняшний отсутствуют четкие критерии интернет-зависимости, в следствии чего ее классифицировать как самостоятельный вид зависимости.
По мнению М. Гриффитс (Великобритания) следует различать «технологические» зависимости, которые включают следующие ключевые компоненты: модификация настроения; «сверхценность»; симптомы отмены; увеличение толерантности; конфликт с самим собой и с окружающими; рецидив. И только немногие аддикты демонстрируют зависимость непосредственно от Интернета, большинство из них видят в Интернет – только орудие, тогда как зависимость носит обычный, традиционный характер (от алкоголя, азартных игр, сексуальная и др.).
Дж. Морэйхан-Мартин (США) связывает проявление интернет-зависимости с социокультурными факторами.
М. Фенишел (США) подробно анализируя возможные сходства и различия между интернет-зависимостью и традиционными зависимостями, высказывает полное единодушие с предыдущим автором [1].
А теперь об отношении российских специалистов к данной проблеме.
В докладе на симпозиуме «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» о психопатологии девиантного поведения в Интернете»
В.Д. Менделевич (Казань) в ряду других зависимостей, аддикций, девиаций поведения выделяет существование интернет-зависимости, анализирует её, отмечает специфику использования интернета психически больными людьми.
К.С. Лисецкий (Самара) выделяет «растворенность» и «нерастворенность» пользователя в Интернете, делится способами оказания помощи подросткам, проявляющим зависимость от кинтернет-игр.
С.Н. Ениколопов (Москва) в контексте интернет-зависимости раскрывает связь между применением Интернета и проявлениями агрессивных и враждебных действий [2].
Опыт работы в образовательных учреждениях показывает, что основной группой риска для развития интернет – зависимости в России являются подростки 12-16 лет. В качестве причин можно отметить: довольно широкое распространение домашних компьютеров, большое количество компьютерных клубов, порой полное безразличие в семье к занятиям подростка.
Цель исследования – выявление интернет-зависимых пользователей сети Интернет в образовательном учреждении.
В практической части исследования приняли участие 60 человек, в том числе 25 девочек и 35 мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет.
В состав основной группы вошли 9 мальчиков и 11 девочек. В состав контрольной группы: 26 мальчиков и 14 девочек. Группы были сформированы таким образом на основании результатов теста на интернет-зависимость К. Янг
Непосредственно для исследования был использован опросник «Особенности Интернет-коммуникаций» Анастасии Жичкиной (http://user.lvs.ru/vita/test/), для выявления интернет-зависимости применялся тест К.Янг. По результатам теста К. Янг на первом этапе исследования были получены результаты, которые проиллюстрированы слайде.
68% респондентов абсолютно не склонны к интернет-зависимости. Это контрольная группа. Остальные автоматически становятся членами основной группы.
Исследование по методике «Особенности Интернет-коммуникаций» Анастасии Жичкиной рассматривают проблему в призму трех показателей: активность в действии, активность в восприятии, интернет-зависимость.
Рис. 1. Показатели контрольной и основной группы по шкале «Активность в действии»
Показатели контрольной группы по шкале «Активность в действии» расположились по убыванию (результаты контрольной группы в графике обозначены синим цветом). Таким образом, мы видим, что большинство испытуемых данной группы имеют низкий уровень активности в Интернете, меньше половины – средний, и совсем немного – высокий. В то время, как в основной группе большинство респондентов имеют среднюю активность, на втором месте низкий уровень, и высоких показателей так же меньше всего.
Процент высокого уровня активности в основной группе выше, чем в контрольной, а низкого – ниже. Это свидетельствует о том, что испытуемые основной группы более свободно чувствуют себя в киберпространстве, постоянно находятся в поиске новых сайтов, часто занимают активную позицию на различных форумах, принимают участие в обсуждениях, в то время, как члены контрольной группы являются приверженцами консервативных взглядов.
Рис. 2. Процентное соотношение результатов контрольной и основной группы по шкале «Активность в восприятии»
Процентное соотношение результатов контрольной и основной группы по шкале «Активность в восприятии» показывает, что в обеих группах преобладают средние показатели, однако процент среднего уровня в контрольной группе чуть выше процента основной. На втором месте низкий уровень активности в восприятии альтернатив, но тут наоборот процент низких показателей в основной группе выше процента контрольной. В обеих группах меньше всего испытуемых имеют низкий уровень по данной шкале, но процентный показатель контрольной группы почти в два раза превышает результат основной группы.
Все это свидетельствует о том, что Интернет-зависимый контингент нашего исследования проявляет низкий интерес к мнению остальных пользователей сети Интернет, их скорее интересует исключительно своя позиция, в то время, как обычные пользователи проявляют интерес к высказываниям других людей, часто читают чужие комментарии и обсуждения на форумах, хотя сами могут занимать позицию наблюдателя.
Рис. 3. Процентное соотношение результатов контрольной и основной группы по шкале «Интернет-зависимость»
Процентное соотношение результатов контрольной и основной группы по шкале «Интернет-зависимость» показывает, что абсолютное большинство испытуемых контрольной группы абсолютно не подвержены Интернет-аддикции и имеют низкий показатель по данной шкале и только примерно десятая часть группы имеет средний уровень, высокий уровень в данной группе отсутствует. В экспериментальной группе ситуация обстоит противоположным образом.
Низкие показатели не были зафиксированы ни у одного испытуемого. Большинство имеет средний уровень Интернет-зависимости, и треть группы подвержена аддикции и имеет высокие показатели по этой шкале.
Таким образом, мы видим, что в контрольной группе отсутствует явление Интернет-зависимости, а в основной – напротив оно представлено достаточно широко.
Налицо аддиктивное поведение, поведение с формированием стремления к уходу от реальности путем постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [3, с. 291].
Психологи предлагают различные пути выхода из этого состояния, но любое заболевание легче предупредить, чем лечить.
Самый простой и доступный способ решения зависимости – это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие, как рисование, как правило, выводят человека из зависимости
В качестве такого «лекарства», мы предлагаем учителю информатики изменить стратегию и тактику изучения информатики в школе (именно в школе учащийся получает больше всего знаний о способах работы с информацией с помощью компьютера и сети): встать на путь формирования информационно-коммуникационной компетентности учащегося, а точнее одной из ее составляющей – информационной культуры личности [4 , с. 50].
Информационная культура – это знания и навыки, необходимые для эффективного поиска нужной информации и её применения; умения продуктивного использования информационных ресурсов и средств коммуникаций; активное применение передовых достижений в области развития средств информатизации и ИКТ в собственной деятельности [4, с. 51].
Информационно-коммуникационная компетентность, определяемая как интегративное личностное образование, включает многие составляющие:
-
умение организовать поиск новой информации, использовать формальные и неформальные каналы ее получения, осваивать возможности новых технологий;
-
умение перерабатывать массивы информации с использованием средств ИКТ;
-
умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи;
-
знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности [4, с. 53].
В процессе изучения информатики большую роль играют педагогические технологии. Наибольшую значимость как средство профилактики интернет-зависимости приобретает необходимость разработки и применения комплексной педагогической технологии.
Это обусловлено рядом причин: комплексная технология обеспечивает целостное представление о процессе формирования информационно-коммуникационной компетентности учащегося, дает возможность интегрировать (а не просто механически объединить) наиболее эффективные средства, методы и приемы педагогических монотехнологий для достижения запланированного результата.
Для комплексной технологии характерны гибкость, адаптивность, многофункциональность, что позволяет учитывать разнообразные факторы воздействия на личность студента (педагогические, психологические, ресурсно-материальные, организационные и т.д.), обеспечить сотрудничество, сотворчество, совместное продвижение к общей цели субъектов учебно-педагогического взаимодействия. Кроме того, идея комплексности связана с реализацией единства функций целостного педагогического процесса (развивающей, обучающей, воспитывающей) и выходом на преемственность с точки зрения его содержания, форм, методов, средств, программно-методического обеспечения.
В широком смысле комплексная технология представляет собой совокупность традиционных, инновационных и проникающих технологий. В основе данной технологии лежит моделирование, проектирование и конструирование образовательного процесса или его отдельных компонентов с ориентацией на высокий результат.
Итогом претворения этой технологии в жизнь должна стать творческая, свободная личность учащегося, способная реализовать свои конституционные права человека и гражданина на доступ к информации, использовать добытую информацию в интересах своего физического, духовного и интеллектуального развития, а также во имя прогресса общества; обладающая активной гражданской позицией, ответственная за свое взаимодействие с информационной средой, убежденная в значимости информации и знаний для решения широкого круга социальных и профессиональных проблем.
Необходимым условием реализации разработанной технологии должно стать программно-методическое и организационное обеспечение, направленное на поддержку процесса формирования информационно – коммуникационной компетентности учащегося.
Таким образом, учитель информатики, вооруженный комплексной технологией формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся, получает возможность предупредить появление или остановить в самом начале заболевание, именуемое «интернет-зависимость».
Библиографический список
- Maressa Hecht Orzack Computer Addiction Services http://www.computeraddiction.com
- Симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» URL: http://www.psy.msu.ru/science /conference /internet /2009/brief.html Дата обращения [20.03.2014].
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. – М.: «Академический проект», 2000. – 460 с.
- Панкова Т.В. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов педагогического вуза: дис. … к.п.н. – Рязань, 2009. – 237 с.