Основные задачи современного образования – научить студентов размышлять, анализировать, синтезировать новую информацию, уметь самостоятельно находить и усваивать новые знания. Роль интеллектуального фактора в современном обществе постоянно возрастает, поэтому так важно для молодых людей получить качественное образование. Технологичный подход в обучении считается более продуктивным по сравнению с традиционным, т.к. направлен на большую самостоятельность учащихся, на раскрытие их талантов и способностей. Это подтверждают формы, методы и средства современного обучения. Предоставление студентам большей свободы на занятиях, игровые методы и мультимедийные средства способствуют их активизации и формируют высокую мотивацию к получению знаний.
Вместе с тем эффективность обучения во многом зависит от умственного воспитания обучающихся, от сформированной у них мотивации к учебно-познавательной деятельности, развития познавательных интересов, потребности в самообразовании, в творчестве и др.
Вопросами умственного воспитания детей занимались многие выдающиеся ученые, в частности К.Д.Ушинский, В.М.Бехтерев, Л.Д.Выготский, Ж.Пиаже, В.А.Сухомлинский, А.Н.Леонтьев и многие другие. Так, К.Д.Ушинский в своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» размышляя о значении и силе воспитания горячо писал: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семейства, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождений преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния – а средства эти громадны!» [3].
Благодаря исчерпывающим объяснениям Ушинского о сути педагогической науки, и, в частности, воспитания, появился новый психологический взгляд на руководство умственным развитием ребенка. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие. Задача взрослых – родителей, педагогов, общественных институтов целенаправленно воздействовать на умственное развитие детей с целью передачи знаний об окружающем мире, жизни, способов решения задач и адаптации к возникшим ситуациям. Это развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, овладение способами познавательной деятельности. Бехтерев В.М. писал, что «развитие человеческой личности нуждается в самом старательном воспитании…. «Спросите кого угодно из публики о том, что такое умственное воспитание, и можно быть уверенным, что он вряд ли правильно разграничит это понятие от образования, а между тем развитие ума, которое достигается воспитанием, вовсе не представляется тождественным с приобретением познаний, тем более что можно быть человеком достаточно образованным и в то же время умственно малоразвитым.
Равным образом и по отношению к физическому воспитанию многие полагают, что оно состоит в простом укреплении тела, забывая, что оно играет выдающуюся роль в развитии энергии, находчивости, решительности, способности к инициативе и стойкости, т. е. развитии тех качеств, которые обнимаются общим понятием воли и самодеятельности — этого ценного дара человеческой личности.»[1].
В. А. Сухомлинский, под умственным воспитанием понимал «приобретения знаний и формирования научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработки культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике.»[2]. Действительно, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни необходимо с самых ранних лет воспитывать в нем пытливость, устойчивость, расширять кругозор, развивать творческий потенциал. Говоря об умственном воспитании ученые подчеркивают о связи всех видов воспитания – нравственного, трудового, физического, эмоционально-эстетического восприятия мира, развитие чувства долга и сострадания, выработка характера. В.М.Бехтерев также указывал на роль воспитания в «вопросе охранения умственного здоровья»… Если принять во внимание, как часто душевное здоровье подрывается вследствие нарушения основных правил гигиены, вследствие слишком изнеженного воспитания, когда личность является не способной к труду, а следовательно, и не переносливой к тем или иным хотя бы в малейшей степени неблагоприятным условиям жизни, а также когда личность вследствие отсутствия идеалов и неприспособленности к жизненной борьбе и проведению их в жизнь теряет душевное равновесие, становясь разочарованной, то всем должна быть понятна связь между недостатком воспитания и развитием душевных расстройств»[1].
Учеба – это труд, без навыков трудового воспитания трудно привить интерес ребенка к учебной деятельности. Каждое трудовое задание для младшего школьного возраста представляет определённые умственные задачи, он должен понять и осознать, что ему нужно сделать. С годами учебная деятельность в школе становится более самостоятельной: надо обрабатывать материалы, информацию для выполнения рефератов, докладов, презентаций. Правильно и вовремя сформированные навыки учебного труда позволяют учащимся получать удовлетворение от выполненных сложных заданий, постоянная мыслительная деятельность развивает навыки свободного и критического мышления. С развитием мышления изменяется речь школьника, она становится более яркой, грамотной, аргументированной. К концу школьного периода молодые люди должны уметь самостоятельно мыслить, уметь правильно анализировать и оценивать окружающую реальность, и, самое главное, самостоятельно добывать знания.
Обобщая сказанное, хочется еще раз подчеркнуть что, умственное воспитание формирует нравственный облик, эстетическое развитие и приобретение привычек к здоровому образу жизни. Только постоянный труд родителей и педагогов на ниве воспитания детей, начиная с самых ранних лет, неустанное облагораживание души ребенка произведениями культуры и искусства, знаниями о жизни, природе, истории подготовят его ко взрослой прекрасной жизни.
Библиографический список
- Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека : Избр. психол. тр. /; Воронеж : НПО “МОДЭК”, 1997. —С.307-308.
- Избранные труды В.А.Сухомлинского. http://www.detskiysad.ru/ped/ped065.html
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / Избранные труды. В 4 кн. – Кн. 3. – М.: Дрофа, 2005. С.257.
- Акрамова Л.Ю., Парпиходжаева З.М. Вопросы воспитания молодежи в современных условиях // Современная педагогика. – Октябрь 2013. – № 10[Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/10/1920.