Обновление всех форм общественной жизни закономерно влечет за собой изменение форм обучения. Они должны быть более гибкими, вариативными. Наверное, невозможно найти единый, универсальный рецепт идеального обучения. Опытный педагог сочетает в своей работе самые разные приемы и методы в поисках наиболее результативных, способствующих максимальному развитию учащихся.
Исследованиям проблеме дифференцированного подхода к обучению посвящены работы многих известных педагогов и психологов (Е.С. Рабунский, Е.И. Пассов, Н.С.Лейтесс). Обучение школьников на уроках русского языка представляет собой целенаправленный, организованный и управляемый процесс взаимодействия учителя и ученика, результатом которого являются усвоенные знания, умения и навыки в соответствии с поставленными целями и задачами. Как же в этом процессе применяется метод дифференциации обучения в конкретной школе, классе, группе?
Работая много лет в санаторной школе-интернате для детей, нуждающихся в длительном лечении, изучая опыт работы коллег и теоретические исследования в данной области, я пришла к выводу, что добиваться положительного результата в работе можно, применяя на практике дифференцированный подход в сочетании с приемами создания ситуации успеха, осуществляя личностно-ориентированный подход, комбинируя различные виды уроков.
Работа с детьми из социально-неблагополучных, неполных семей, имеющими серьезные проблемы со здоровьем и склонными к девиантному поведению, зачастую не имеющими дошкольной подготовки и с большими пробелами в школьных и даже сугубо житейских знаниях, заставляет учителя искать и находить оптимальное решение перманентно возникающих проблем.
Необходимо прежде всего изучить личные дела воспитанников с тем, чтобы выявить их семейное положение, уровень дошкольной подготовки или ее отсутствие, общий уровень развития, медицинские показания и ограничения. Каждый урок в такой школе требует отдельной разработки с учетом эмоционального и физического состояния каждого ребенка, специфики его развития и поведения. Кроме того требуется большая техническая работа по формированию «банка индивидуальных карточек» – не менее 3-4 уровней по каждой теме. Требуется выстроить «стратегию и тактику» ведения урока в классах с различной наполняемостью (от 6 до 16 человек).
В подобных условиях, на мой взгляд, оптимальным решением является дифференциация на микроуровне – внутриклассно, а наибольший интерес - 2 формы внутриклассной дифференцированной работы: групповая и индивидуальная. В небольших классах хороший результат достигается созданием цепочки: индивид – пара – группа – класс. Вначале урока работаем в паре «учитель – слабый ученик», более сильные ученики «работают учителем»: проверяют задание, исправляют ошибки и т.д. Слабый ученик, находясь в центре внимания учителя, концентрирует внимание, память, благодаря индивидуальному подходу происходит более прочное усвоение знаний и навыков.
Те же знания и навыки в расширенном виде закрепляются при работе в паре « сильный – слабый», подключается группа, происходит обогащение процесса общения, затем активизируется весь класс и включается «фронтальный режим» работы. Таким образом, каждый ученик вносит свою посильную долю знаний в общую копилку класса. Схемы, опорные таблицы, индивидуальные карточки и раздаточный материал призваны помочь «слабому» стать «средним», «среднему» – сильнее.
Очень важно, на мой взгляд, не дать учащимся понять, что учитель в ходе работы разделяет их по степени подготовки и общему развитию. Это может дать толчок к возникновению конфликтной ситуации, унизить достоинство ребенка, породить в нем комплекс неполноценности. Осознание того, что его считают «слабым» снижает уровень самооценки ученика, унижает его в собственных глазах и в глазах одноклассников. У т.н. «сильных» учеников, наоборот, неоправданно возрастает самооценка и амбиции.
Для внедрения в свою повседневную практику дифференцированного обучения необходимо определить цели и задачи использования этого метода на данном этапе обучения и в данном классе, провести предварительную диагностику (предпочтительно с поддержкой школьного психолога и медицинских работников), провести кропотливый анализ обученности/обучаемости учащихся, разработать собственный «банк» разноуровневых заданий по всем темам школьного курса, ввести собственную систему контроля и анализа, отслеживать и положительную и отрицательную динамику результатов работы.
Несомненно, нельзя считать дифференциацию обучения педагогической панацеей, единственно верным решением наболевших проблем. Многие положения требуют дальнейшей научной, экспериментально и сугубо практической разработки и задача каждого педагога, применяющего этот метод в своей работе, внести посильный вклад в творческую «копилку» педагогики.
Библиографический список
- Иванов Ю.А. Дифференцированное обучение. Дифференциация как система. М., 1992
- Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против. Школьные технологии. 2001. №6
- Педагогический словарь. М., Просвещение, 1998
- Подласый И.П. Педагогика. – М., Просвещение, 1996