Кризисные явления в образовательной сфере настоятельно требуют внедрения эффективных педагогических технологий, к числу которых можно отнести и игровые методики. В условиях информационно перенасыщенного общества задачей педагогики становится не столько пассивная передача ученикам знаний, сколько обучение самостоятельному приобретению знаний.
Цель статьи состоит в том, чтобы обосновать правомерность и целесообразность частого применения игровых методик на уроках литературы как в младших, так и в старших классах в условиях интернатного санаторного учреждения.
Задача работы проанализировать и обобщить уже имеющийся опыт работы с применением как сугубо дидактических, так и сюжетно-ролевых игр (с преобладанием последних). Невысокий социальный статус поступающих к нам детей, низкий уровень дошкольной подготовки или полное ее отсутствие, различные виды отклонений в поведении, немотивированная агрессия, заболевания нервного характера – вот неполный перечень трудностей, с которыми ежедневно сталкиваются педагоги нашей школы. В подобных условиях учитель должен искать и находить оптимальные решения перманентно возникающих проблем. Каждый урок требует особой разработки с учетом психоэмоционального и физического состояния каждого ребенка, специфики его развития и поведения, оценки общего эмоционального настроя в классе. Игра поможет снять напряжение, сгладит негативные эмоции, мобилизует энергию детей на выполнение учебных целей и задач.
Из истории вопроса: от теории к практике
Детская игра – исторически древнейший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых, и направлена на познание окружающей действительности. Игра является благодатным предметом изучения самых разных наук – истории культуры, этнографии, психологии, педагогики и т.д. Этому «детскому» вопросу посвящены серьезнейшие работы Г. Спенсера (теория «избытка сил»), К. Гросса (теория предупреждения), В. Штерна, З. Фрейда, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С. Соловейчика и др.
Достаточно долгое время существовало непреложное мнение, что учение – это тяжкий труд, принуждение, насильственные действия. На смену этой точке зрения пришла, к счастью, иная: «учение с увлечением», а увлечь ребенка способна именно игра. Педагогические игры – это практически необъятная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Самое главное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в четкой направленности на обучение в процессе игры и в результате ее.
Игра при разумном и профессиональном подходе позволяет обеспечить учащемуся комфортные условия на уроке, реализовать свой творческий потенциал, умение работать самостоятельно, в паре, в команде, подчиняясь заранее оговоренным правилам.
В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие
Компоненты:
- мотивационный;
- ориентационно-целевой;
- содержательно-операционный;
- ценностно-волевой;
- оценочный.
Выделенные компоненты игровой технологии включают ряд структурных элементов. Начало любой игры – это прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установочный элемент игры позволяет ввести ребят в игровую ситуацию.
Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников. Игровая задача заинтересовывает школьников, но если игровой задачи нет, то игра превращается в обычное задание или упражнение.
Для соединения дидактических и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение игроков, обеспечивают им равные условия, выступают регулятором игрового действия. Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих правил игра будет неуправляемой, а учебные цели не удастся реализовать. Правила взаимоотношений играющих друг с другом выполняют воспитательную роль, направляют игру по заданному руслу.
Игровые правила реализуются в игровых действиях. Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру. Игровые действия должны быть мотивированы, должны постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.
Обязательным структурным элементом игры является ее результат как для учителя (игра продемонстрировала наличие умения, уровень усвоения знаний, владение навыками), так и для ученика. Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом можно вносить коррективы в игру, отметить положительные моменты, подчеркнуть успехи слабых учеников, закончить игру на эмоциональном подъеме.
Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями, шарадами, ребусами, командными играми (литературный квн, брейн-ринг и т.д.)
Для старшеклассников характерен интерес к социальным явлениям и собственная роль в жизни общества. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Для учеников 10–11-х классов характерны потребность в диалоге, общении, поиске решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. О всех возрастных особенностях учащихся учитель помнит при организации игр.
Значение игровой технологии состоит в том, что она создает особый тип взаимоотношений между учителем и учеником – партнерские.
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.
Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.
Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, квн, уроки-викторины и т.д.
В настоящее время существует большое количество игр, которые учитель может использовать на уроке русского языка и литературы в процессе работы по игровой технологии (игры-путешествия; лингвистические кроссворды; лингвистическое лото; подвижные игры, например, с мячом; компьютерные игры и т.д.). Главное, что должен помнить педагог: управляя ходом игры, нужно держать в поле зрения всех учеников класса. Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов.
Мы играем в … «литературу»
Уроки литературы в школе, с одной стороны, являются благодатным полем для применения самых разнообразных видов игр на всех этапах обучения от младших классов до старшеклассников. С другой стороны, не секрет, что в наш век интернет-засилья, отсутствия интереса к чтению, утраты навыков чтения в целом учитель остается один на один со злободневной проблемой: как вернуть школьнику интерес к чтению, как ненавязчиво и исподволь «подружить» его с школьной программой по литературе. Вот здесь на помощь может прийти игра как в 5-8 классах, так и в старших классах.
Хотелось бы поделиться опытом применения игровых технологий на уроках литературы при работе с детьми из социально-неблагополучных семей, с невысоким уровнем знаний и с отклонениями в поведении. При таких условиях на первый план выдвигается медицинская заповедь «не навреди», на мой взгляд, безусловно подходящая и для современной педагогики в целом, и для педагогов, работающих в интернатных учреждениях.
Для того чтобы увлечь детей чтением, работой с литературным текстом, его анализом, научить их устной и письменной речи можно использовать, к примеру, игры такого типа.При изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» играем в игру «писатель».
Участники: 2-3 «гоголя», 2-3 критика – жюри.
Условия: я – Гоголь, я решил переписать пьесу и превратить ее в повесть.
Объем: одно действие пьесы, (для учеников со слабой подготовкой – одно явление).
Выбор материала: из предложенных учителем вариантов предоставить классу, а не участникам; можно устроить жеребьевку.
Дано: карточки с устаревшими словами и выражениями, которые обязательно употребить в работе, текст-первоисточник.
Время: оговаривается участниками.
Итоги: подводят выборные «злые и добрые» критики.
«в огромную гостиную дома городничего впопыхах вбежал с распечатанным письмом в руках почтмейстер. Он был растерянным и обомлевшим, наверное, поэтому он и не обратил внимания на Сквозник-Дмухановского, а обратился ко всем гостям. Он кричал, что произошла ошибка, что ревизор вовсе не ревизор, а черт знает что.
Это страх и любопытство заставили его распечатать письмо с адресом «в почтамтскую улицу», а там оказалось такое… гости вырывали друг у друга письмо, читали хлесткие замечания о себе, о других и о самом городничем. Только что они низко кланялись ему, а теперь издевались и смеялись над ним. Чтение этого письма превратилось в какой-то конец маскарада. Все сорвали маски, а тут как гром среди ясного неба – приехал настоящий ревизор и требует всех чиновников к себе!».
Очень интересна для учащихся игра в «литературное письмо».
2-3 участника
Условие: написать письмо придуманному персонажу от имени персонажа действующего.
Объем: оговаривается участниками, примерно равный.
Выбор материала: предоставлен классу из предложенных учителем вариантов.
Дано: исходный текст, карточки с ключевыми словами и выражениями, обязательными для участников.
Время: оговаривается участниками.
Итоги: подводит выборное жюри.
«любезный брат Василий Кузьмич!
Спешу сообщить тебе об удивительных событиях, имевших место в городе нашем тому неделю назад. Вообрази, друг мой сердечный, побывал в наших краях важный чиновник особых поручений из самого Петербурга. Представь, какой переполох поднялся в обществе в ожидании этого ревизора. Будучи тайно предупреждены о его прибытии, в каждом проезжающем подозревали сию персону – инкогнито.
Некая персона проживала на постоялом дворе, денег не платила и вела себя важно. Городничий наш пригласил господина этого остановиться в своем доме, и все важные лица нашего города шли к нему на поклон.
Каюсь: и я в мундире и при шпаге засвидетельствовал свое почтение, но был весьма удивлен просьбой столь сановной особы о деньгах взаймы, дескать, в дороге поиздержался.
Каково же было мое изумление после отъезда г-на ревизора, обручившегося с дочерью городничего и обещавщего самому Сквозник-Дмухановскому высокое покровительство, когда от страха и любопытства я письмо с адресом «в почтамтскую улицу» распечатал!
С ужасом узнали мы, что г-н Хлестаков ни то ни се; черт знает что такое. А почтеннейшие люди нашего города (ваш покорный слуга в их числе) были введены им в обман и заклеймены в письме поносными словами.
Скандал случился ужасный, так как события сии случились в доме городничего при большом собрании народу. Г-н городничий от таких вестей был вне себя, а потом и вовсе остолбенел, как услышал о появлении настоящего ревизора из Петербурга.
Вот такие, душа моя Василий Кузьмич, случились у нас вещи. Отпишите, что вы о сем удивлении думаете, а я о продолжении писать вам обещаюсь.
Остаюсь любящий вас брат
Иван Кузьмич Шпекин, надворный советник»
Даже в 11 классе учащиеся охотно участвуют в такого рода игре-перевоплощении. На одном из уроков мы разыграли сцену суда над Раскольниковым: «адвокат, прокурор и судья» сами выбрали себе роли, написали текст выступлений. Вот, к примеру, «явка с повинной» Родиона Раскольникова.
« милостивый государь Илья Петрович!
Будучи в здравом уме и твердой памяти прошу мои слова записать: это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил.
К совершению смертоубийства склонила меня нищета, скверное положение, беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры с помощью хоть и 3000 рублей, которые я рассчитывал найти у убитой.
Решился же я на убийство вследствие своего легкомысленного и малодушного характера, раздраженного сверх того лишениями и неудачами; чистосердечное же раскаяние в содеянном побудило явиться с повинной.
На предложенные мне по делу вопросы разъясняю, что заклад
сделан для отвлечения внимания Алены Ивановны из дощечки деревянной с металлической полоской, натуго нитками перевязанной. Кошелька, добытого у убитой, не открывал, точной суммы денег знать не могу. Вещи и кошелек спрятаны под камнем на Вознесеновском проспекте.
О временном умопомрачении и болезненной мономании убийства и грабежа без дальнейших целей и выгоды заявляю, что психически нездоровым себя не считаю, но защищать и обелять себя нужным не нахожу.
к сему
Бывший студент Родион Романович Раскольников».
Игра на уроке литературы может «отнять» 5-10 мин (викторина «угадай героя» – клише тв-игры «угадай мелодию», брифинговая игра «кто есть кто» – демонстрируются портреты поэтов и писателей – необходимо дать максимальное количество верных ответов), а может стать основой всего урока.
Заключение
Подобного рода игры стимулируют учащихся к поиску необходимой информации в тексте, умению ее извлечь, обработать, интерпретировать и представить на суд «зрителей» за ограниченное количество времени в рамках, к примеру, одного урока. Игры другого плана, о которых уже упоминалось ранее, нацелены скорее на использование уже имеющихся знаний, хотя и они имеют свои несомненные достоинства: развивают умение работать с использованием различных стратегий поведения (одиночных, парных, групповых, командных).
Таких игр в копилке каждого учителя огромное множество, важно уметь варьировать и компоновать игры с запланированными этапами урока, подстраивать ритм игры под психоэмоциональное состояние детей и никогда не «навязывать» игру авторитарными методами. Самый удачный, по моему мнению, вариант введения игры в ткань урока – детское «а давайте поиграем…».
Насколько игра вписывается в урок, выстроенный с требованием ФГОС? Вспомним технологический процесс подготовки урока современного типа. Он по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке.
Требования к современному уроку можно сформулировать следующим образом:
- самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
- учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
- обязательная рефлексия учащихся на уроке;
- высокая степень речевой активности учащихся.
Учитель не дает знания в готовом виде, не комментирует и не исправляет ответы учеников, давая возможность сделать это самим учащимся, предугадывает затруднения учеников и моделирует ход урока, исходя из ситуации.
Традиционная классно-урочная система обучения не позволяет применять игровые технологии в массовом порядке, но игра ведь и не является самоцелью в процессе обучения. В педагогической практике она обладает четкой учебно-познавательной направленностью и направленность эту обеспечивает именно педагог, исподволь организовывая и координируя деятельность учащихся.
Место и роль игровых технологий в учебном процессе, сочетания элементов игры и учебы во многом зависят от понимания педагогом функций «педагогической» игры, его личного видения ее роли и места в педагогическом процессе.
Во власти педагога умело сочетать богатейший ряд нетрадиционных и апробированных временем форм и методов обучения в своей повседневной практике, вырабатывать свои собственные пути решения задач, поминутно возникающих в ходе урока, строить свою работу на принципах личностно-ориентированного подхода к ученику.
Библиографический список
- Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., педагогика, 1989
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1996, № 6
- Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя (педагогика как практическая режиссура). Воронеж, 1995
- Жаглина О.А. Лекция курсов дистанционного обучения ВОИРКиПРО (модуль 185)
- Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки. М., 1987
- Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении, М., Просвещение, 1992
- Шедогубова Е.П. Проектные методики в повседневной педагогической практике… «за» и не «против», М., Новые педагогические технологии. Материалы IVмеждународной научно-практической конференции. 2011
- Http://hrm.ru/db/pedagogicheskoe-proektirovanie