УДК 372.8

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОСНОВНУЮ

Алексеева Галина Васильевна
КООУ ВО "Семилукская санаторная школа-интернат"
учитель математики

Аннотация
В статье рассматривается преемственность в обучении при переходе учащихся из начальной школы в основную.

Ключевые слова: начальная школа, преемственность в обучении


EDUCATION CONTINUITY BETWEEN PRIMARY SCHOOL AND SECONDARY SCHOOL

Alekseeva Galina Vasilievna
COO IN "Semiluki sanatorium boarding school"
mathematics teacher

Abstract
This article is about education continuity between primary school and secondary school

Библиографическая ссылка на статью:
Алексеева Г.В. Преемственность в обучении при переходе учащихся из начальной школы в основную // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2386 (дата обращения: 19.07.2023).

Меняется общество, меняются дети. На развитие личности влияет множество факторов. Но, несмотря на разительные отличия, пятиклассники всех поколений испытывают трудности в процессе перехода из начального в среднее звено школы. Этот период является переломным, кризисным в жизни каждого ученика. И учителя, и ученики, и их  родители подтвердят, что начало пятого класса один из сложных этапов школьной жизни. Возникает много проблем, и помочь справиться с ними задача каждого учителя, работающего в пятом классе.

Я работаю в санаторной школе-интернате для детей, нуждающихся в длительном лечении. Для нашего коллектива вопрос об организации условий для успешной адаптации учащихся пятого класса является весьма важным. Проблемы у пятиклассников, возникающие  в период адаптации,  вызваны многими причинами. Это:

• много разных учителей;

• непривычное расписание;

• много новых кабинетов;

• новые дети в классе;

• новый классный руководитель;

• возросший темп работы;

• возросший объем работ в классе и домашнего задания;

• рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

• ослабление или отсутствие контроля;

• необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;

• несамостоятельность в работе с текстами;

• низкий уровень развития речи;

• слабое развитие навыков самостоятельной работы;

• своеобразие подросткового возраста.

Для исключения из этого списка некоторых пунктов, ещё в конце учебного года посещаю уроки математики в 4-х классах, чтобы присмотреться к своим будущим ученикам, беседую с их учителем, чтобы иметь представление об особенностях этого классного коллектива, его «плюсах» и «минусах».

В начале сентября  у нас  традиционно проходит  педагогический консилиум по проблеме преемственности между начальным и средним звеном «Адаптация пятиклассников в среднем звене». Задача этого педагогического консилиума – помочь каждому ученику найти в учении личностный смысл, сделать процесс познания увлекательным и успешным в переломный момент школьной жизни.

На этом консилиуме учитель, выпустивший 4-й класс, представляет  подробный «портрет» своего класса. Главный врач  школы-интерната  знакомит с состоянием здоровья ребят, особенностями их заболеваний. Педагог-психолог дает  рекомендациями по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года в условиях нашей школы, об особенностях поведения учащихся.

Из своей практики могу сделать выводы, что важными моментами адаптационного периода являются:

• Организационный момент;

• Обязательная проверка готовности к уроку;

• проверка правильности оформления тетрадей, различных видов работ;

• проведение  урока четко по звонку;

• соблюдение культуры диалога: не перебивать ни учителя, ни ученика;

• поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;

• сопровождение новых видов учебной деятельности четкими инструкциями;

В конечном итоге мы хотим, чтобы каждый  пятиклассник был удовлетворен процессом обучения; легко справлялся с программой; умел самостоятельно выполнять учебные задания, прибегая  к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Особенность уроков математики в период адаптации   – это непременное сочетание различных приемов организации учебной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей пятиклассников. Важно  создать  комфортные условия для адаптации учащихся на новой ступени обучения, создать  и сохранить  ситуации успеха в познавательной деятельности.

В своей работе использую различные приемы активизации познавательной деятельности, которые при системном подходе дают эффективные результаты. Вот некоторые задания, которые пользуются «популярностью» у моих учащихся:

• взаимоопрос в парах (по домашнему заданию, при изучении нового материала);

• взаимопроверка решений в парах на разных этапах урока;

• защита творческих заданий (типа «составь и реши задачу», выполни тематическое задание и пр.);

• дидактические игры-соревнования;

• «найди ошибку» – задания с готовым решением, в которых спрятана ошибка;

• «цветок исполнения желаний» – ребята загадывают желания, отрывают лепесток, на котором написано задание, выполняют его и верный ответ «приводит» к исполнению задуманного;

•  «Математическое лото» – по парам собирают картинку, решая задания на карточках и сопоставляя ответы на картинках;

•  «Дешифровщик» — по группам при выполнении заданий собирают фразу, изречение, пожелание и пр..

Все вышеперечисленные приемы активизации, по возможности,  сопровождаю транслированием презентаций, соответствующих возрасту учащихся. От использования наглядности как средства повышения эффективности урока происходит постепенный переход к формированию математических визуальных понятий.

Таким образом, эффективным способом успешной адаптации пятиклассников на уроках математики является современный творческий подход к проведению уроков.


Библиографический список
  1. Гафурова И.М. Педагогический совет. Проблема преемственности при переходе из начальной школы в основную. – СПб.: «Паритет», 2003.-48 с.
  2. Ванцян, А.Г. Решение проблемы преемственности между начальным и основным звеном школы / А.Г. Ванцян // Б–ка «Вестник образования России». – 2007. – № 9.
  3. Батаршев, А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / А.В. Батаршев. – СПб.: Ин-т профтехобразования, 1996.


Все статьи автора «Алексеева Галина Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: