Основой эффективного и качественного обеспечения жизнедеятельности университета является профориентационная работа среди учащихся средних общеобразовательных учреждений, профессиональных училищ и колледжей. В ходе довузовского образования должны формироваться личностные качества абитуриентов, необходимые для выбора профессии и достижения в дальнейшем профессионального и социального успеха. Программа довузовской подготовки должна предусматривать меры по профориентационному информированию среди населения о направлениях и специальностях вуза, профилях бакалавриата, подготовке в магистратуре, профессиях и возможностях трудоустройства, повышении квалификации в системе дополнительного профессионального образования. Кроме того, необходимо использовать современные инновационные технологии, описание профессий и обеспечить свободный доступ учащихся и студентов к информационным профориентационным ресурсам [1].
В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса образовательного учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии: использование информационных ресурсов в обучении и воспитании, личностно – ориентированные технологии в преподавании, информационно – аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования, воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного специалиста, мониторинг интеллектуального развития специалиста и др.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения использования современных информационных технологий и ресурсов. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области информационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности [2].
Проектируемая нами методика организации профориентационной работы с использованием современных инновационных технологий предполагает:
1. В качестве формы организации выбрать проведение выездного группового внеклассного мероприятия профориентационной направленности для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ, колледжей и лицеев [3].
2. Содержание должно включать:
- групповое профинформирование;
- презентации факультета и профессий;
- профнаправленные лекции и беседы;
- экскурс с применением дистанционных технологий;
- викторины, конкурсы и КВН;
- индивидуальное анкетирование и профориентационное компьютерное тестирование.
3. Мероприятие проводится с широким применением современных информационных ресурсов: виртуальных презентаций, фото-слайдов и видео-роликов, образовательного сайта и портала и др.
4. В качестве конкурсного задания предлагается создание проекта презентации в Microsoft PowerPoint о той специальности и профессиональной области, в которой учащиеся видят в свое будущее. Выбор данного задания обусловлен тем, что создание презентаций в Microsoft PowerPoint наиболее доступное и известное для школьников. Вопросы викторин подготавливаются с учетом требований ФГОС среднего (полного) общего образования [4].
5. Во время проведения мероприятий необходимо привлечение студентов вуза. Эффективно привлечение творческих коллективов студентов для организации выступлений, КВН, конкурсов.
6. До начала и после выступления целесообразно проведение индивидуальных консультаций по вопросам поступления в университет, раздача информационного и справочного материала об университете и факультете, газет. Кроме того, при наличии технической возможности желательна организация мини-экспозиции факультета и современных информационных технологий, лабораторий и техники, используемой в учебном процессе. Это поможет заинтересовать и привлечь внимание школьников.
7. Мероприятие направлено на информирование учащихся (знание специфики профессиональной отрасли, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, правил и порядка приема в вуз, организации обучения на факультете), формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных намерений, изучение школьниками своих личных качеств и способностей и их соотнесение с профессиональной сферой, повышение мотивации школьников на изучение информатики и популяризация IT-сферы.
Профориентация – неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда [5].
Профориентация как средство регулирования профессиональной направленности личности является социально значимым делом, так как в эпоху модернизации и внедрения инновационных технологий во все сферы экономики и бизнеса российское общество остро нуждается в грамотных специалистах и квалифицированных кадрах [6]. Для принятия мотивированного и взвешенного решения – выбора профессионального пути – молодому человеку необходимы четкие жизненные ориентиры, в том числе знания о специфике разных профессий, возможностях получения высшего профессионального образования по интересующему направлению, конъюнктуре современного рынка труда, перспективах трудоустройства и построения успешной карьеры. Следовательно, разработка научно-информационных материалов по изучению характера и методов ведения профориентационной работы приобретает особую актуальность.
Библиографический список
- Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2006, – 22 с.
- Махмутова М.В. Формирование образовательной информационной среды подготовки ИТ-специалиста с использованием технологии дистанционного обучения: дис. … канд. пед. наук / Махмутова Марина Владимировна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 188 с.
- Савельева Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе Савельева Л.А автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2005
- Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
- Ефимова И.Ю. Анализ сфер занятости выпускников it-специальностей вуза и проблемы их трудоустройства// Современные проблемы науки и образования: материалы L внутривуз. науч. конф. преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 290 с. С. 222-224.
- Ефимова И.Ю. Исследование эффективности трудоустройства выпускников IT-специальностей вуза с использованием мониторинговых технологий// Матер. ХI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России (ПН-11)», 16 августа2011 г., Новосибирск. . № 11. С. 378-382.