В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего профессионального образования третьего поколения [1] для направления Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») дисциплина «Информационные технологии в менеджменте» представлена как рекомендованная к изучению в базовой части блока математического и естественнонаучного цикла. Из этого следует, что разработчики ФГОС уделяют внимание информационным технологиям в подготовке будущего менеджера. Стандарт определяет какие знания и умения обязательно должен усвоить выпускник. Бакалавр в области менеджмента должен знать основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией, иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных, должен уметь решать управленческие задачи с помощью информационных технологий, должен владеть программным обеспечением для обработки деловой информации и основами интернет-технологий.
Заявленные знания, умения, владения проецируются в компетенции, формирование которых задача преподавателя: владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15); владеть пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономический знаний (ОК-16); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы за компьютером как средством управления информацией (ОК-17); владеть способностью работать с информацией в глобальных сетях и информационных системах (ОК-18). Это становятся основой для дальнейшей подготовки в формировании профессиональных компетенций: владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20); уметь применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31); владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33); владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34); умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36); способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43) [1].
Варианты трансляции требований к менеджерам можно проследить в российских и зарубежных профессиональных стандартах [2, 3].
Проблемами построения методики подготовки менеджеров занимались различные российские и зарубежные ученые. Такую постановку вопроса описывали С.А.Бартлет и С.Госшал [4], в современной трактовке Д.Гуерро, И.Де лос Риос [5], И.Неацсу [6]. Т.Д.Гладина анализирует компетентность современного менеджера в трех составлающих: сущность, модель, мотивация [7]. Профессиональная компетентность менеджера как научно-педагогическая проблема рассматривает О.В.Марковских [8]. С.В.Калмыков, Э.Д.Бабудоржиева исследовали формирование профессионально важных способностей студентов-менеджеров в современном вузе [9]. Проблему сформирования и оценки компетентности будущего менеджера описывали В.И.Сухочев, Ш.З.Валиев [10].
Важность целенаправленного обучения владению информационными технологиями и сопутствующими умениями будущих менеджеров отмечают многие исследователи. А.Ю.Лагунов, Д.Д.Шубина выделили особенности обучения информационным технологиям студентов специальности «Менеджмент организации» [11]. Информационно-коммуникативную компетентность менеджера как составляющая его профессиональной коммуникации изучала О.А.Кочергина [12]. В.И.Дихтяр выделил в подготовке будущих менеджеров умения и требования к информационным услугам [13]. A.M.Адаменко, М.Г.Шудра описали профессиональные компетентности будущих экономистов-менеджеров на основе социально-психологического исследования [14]. С.А.Богатенков обратил внимание на формирование информационной и коммуникационной компетентности [15, 16]. И.Н.Мовчан выделила инновационные подходы в преподавания информационных технологий [17-20]. Значение изучения имитационного моделирования в подготовке будущих менеджеров описали Е.В.Кийкова, Е.Г. Лаврушина [21]. А.А.Рыбанов, Л.А.Панкова исследовали эффективность тестирования студентов [22-24]. Проблемами самоорганизации студентов – будущих менеджеров занималась Н.Г.Баженова [25-27].
Можно сказать, что проблема построения методики подготовки менеджеров в области использования информационных технологий многогранна и должна быть реализована комплексно. Опишем авторский способ решения.
Одна из важных задач в методике каждой дисциплины является отбор содержания. Если ранее в стандартах высшего профессионального образования второго поколения можно было ориентироваться на некоторый прописанный минимум, то в случае ФГОС требуется учитывать знания, умения, владения, формируемые компетенции и производственный опыт.
На основе предлагаемых ФГОС компетенций и опыта было разработано содержание дисциплины «Информационные технологии в менеджменте, реализуемое на лекциях, лабораторных занятиях и самостоятельной работы: Общие сведения об информационных технологиях; Классификация информационных технологий; Информационные технологии конечного пользователя; Компьютерное моделирование управления; Информационное обеспечение управленческой деятельности; Автоматизированные системы управления предприятием; Проектирование информационных систем; Применение методов искусственного интеллекта в управлении; Информационные технологии управления проектами; Информационные технологии в маркетинге; Электронная коммерция; Информационная безопасность в менеджменте; Информационный менеджмент; Будущее информационных технологий управления.
Покажем некоторые методические приемы, позволяющие достичь результата по формированию компетенций в рамках рассматриваемой дисциплины.
Самостоятельная работа по дисциплине организуется через информационную образовательную среду Приамурского государственного университета им.Шолом-Алейхема на сайте moodle.pgusa.ru [28, 29], в которой опубликованы необходимые авторские пособия [30-39] и материалы.
Темы «Общие сведения об информационных технологиях», «Классификация информационных технологий», «Информационные технологии конечного пользователя» раскрываются во время проведения проблемных интерактивных лекций с демонстрацией и объяснением работы современных информационных технологий в работе менеджера. Материал лабораторных занятий ориентирован на решение профессиональных задач в MS Excel.
Содержание компьютерного моделирования управления раскрывается таким образом. Ставиться задача открытия предприятия в сфере услуг – мужская парикмахерская. Необходимо продумать возможности работы. Вместе со студентами на основе анализа предметной области строится простая имитационная модель системы массового обслуживания в среде GPSS, рассматриваются различные варианты входных данных. Параллельно ведется заготовка под план кредитования будущей организации в MS Excel, позволяющая учесть прибыль и возможности выхода на точки безубыточности и дальнейшего функционирования. Практические занятия ориентированы на работу в среде GPSS [40] и изучения возможностей игровой программы «Капитализм 2» [41].
Компьютерное моделирование управленческой деятельности достаточно хорошо связано с проблемами управления проектами [42, 43]. Студенты на лабораторных занятиях изучают возможности программных сред MS Project и Project Expert, методы оценивания проектов [30, 31, 38].
При изучении основ информационной безопасности демонстрируются доступные видео с сайта youtube.com и авторского методического видеоканала [45]. Показывается возможность работы в стеганографических и криптографических системах [46, 47].
Информационные технологии по управлению персонала показывается на примерах [35, 48] и использовании метода анализа иерархий для отбора сотрудника в отдел продаж [44].
Применение методов искусственного интеллекта в управлении изучается на основе систем анализа данных [33, 49-52]. Такой подход позволяет привлечь внимание студентов к технологиям data mining и снова вернуться к проблемам информационных технологий в управлении. Так же здесь происходит неформальное погружение в программные системы 1С: Предприятие.
Темы «Автоматизированные системы управления предприятием» и «Проектирование информационных систем» фактически вместе. Достигается это следующим образом. В ходе деловой игры перед студентами ставится задача по автоматизации деятельности небольшой компании оптовой продажи. Следующий этап состоит в разборе функционирования различных информационных систем [36, 53-60]. Обсуждается возможность использования готового программного продукта или его разработки. В результате студентам демонстрируется применение технологий проектирования IDEF, UML [39] и реализация в MS Access с помощью мастеров.
В университете внедрена балльно-рейтинговая система (БРС) [61]. Поэтому суммарный балл (макс. 100) за освоение дисциплины складывается из двух составляющих: за работу на лабораторных занятиях (50), лекциях, самостоятельной работы, экзамена (50). Экзамен проводится в форме защиты самостоятельно выполненного проекта. Приведем пример задания, оцениваемого в БРС [62-64].
1) Подготовить теоретический реферативный материал по теме в word-файле.
Структура теоретического реферативного материала:
- Актуальность темы (1-2 абзаца)
- Обзор русскоязычных статей из журналов по теме (5 статей с elibrary.ru).
- Обзор англоязычных статей из журналов по теме (5 статей с sciencedirect.com).
- Обзор русскоязычных интернет-источников (5 источников).
- Обзор англоязычных интернет-источников (5 источников).
- Обзор русскоязычных книг из электронных библиотечных систем (2 источника с biblioclub.ru, 2 источника с znanium.com).
- Теоретический материал
- Список литературы
Объем: 9-10 листов A4, шрифт 14, интервал одинарный.
Список литературы оформлять в соответствии с ГОСТ. Для удобства оформления пользуйтесь автоматизированной системой оформления ссылок www.snoskainfo.ru
2) Подготовить powerpoint-презентацию. Объем: 10-12 слайдов.
3) Подготовить 10 тестовых вопросов с ключом.
Примеры тем:
- Факторы развития электронной коммерции и ее влияние на показатели экономической конъюнктуры
- Информационные технологии, применяемые при подборе персонала
- Электронное правительство в России и за рубежом
- Факторы и критерии оптимизации ИТ-инфраструктуры
При приеме работ автор сознательно создает трудности, работая в MS Office 2003, чтобы студенты готовили проект в двух форматах (.doc, .docx, .ppt, pptx).
В результате можно представить таблицу соответствия тем и формируемых компетенций.
Таблица 1 – Содержание дисциплины и формируемые компетенции
Тема | Код компетенции |
Общие сведения об информационных технологиях | ОК-16, ОК-17, ОК-18 |
Классификация информационных технологий | ОК-16, ОК-17, ОК-18 |
Информационные технологии конечного пользователя | ОК-15, ОК-17, ПК-33 |
Компьютерное моделирование управления | ПК-31, ПК-33 |
Информационное обеспечение управленческой деятельности | ОК-16 |
Автоматизированные системы управления предприятием | ПК-34 |
Проектирование информационных систем | ПК-34 |
Применение методов искусственного интеллекта в управлении | ОК-15, ПК-33 |
Информационные технологии управления проектами | ПК-20, ПК-31, ПК-43 |
Информационные технологии в маркетинге | ПК-33, ПК-36 |
Электронная коммерция | ПК-36 |
Информационная безопасность в менеджменте | ОК-17 |
Информационный менеджмент | ОК-17, ПК-34 |
Будущее информационных технологий управления | ОК-18 |
Экзамен | ОК-17, ОК-18 |
Предлагаемая методика обучения дисциплине «Информационные технологии в менеджменте» позволяет показать студентов богатство применения информационных технологий и формировать профессиональные компетенции в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и современными требования к менеджеру.
Библиографический список
- Государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования // Российское образование. Федеральный портал URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm (дата обращения: 12.08.2014)
- Профессиональный стандарт «Управление (руководство) организацией». URL: http://new.nark-rspp.ru/wp-content/uploads/PS_upravlenie_organizaciej.pdf
- Британский профессиональный стандарт компетентности менеджеров MCI-1. URL: http://che-link.com/index.php?option=com_content&view=article&catid=40:2009-12-23-20-38-34&id=177:kachestvo-4.html
- Bartlett C. A., Ghoshal S. What is a global manager? //Harvard business review. 2003. Т. 81. №. 8. С. 101-8, 141.
- Guerrero D., De los Ríos I. Professional Competences: a Classification of International Models // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Т. 46. С. 1290-1296.
- Neacşu I. Academic learning – a generative model of professional competence. Impact on teaching // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Т. 11. С. 230-234.
- Гладина Т. Д. Компетентность современного менеджера: сущность, модели, мотивация: монография. Нижний Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2009. 138 с.
- Марковских О.В. Профессиональная компетентность менеджера как научно-педагогическая проблема // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2011. № 3. С. 134-136.
- Калмыков С.В., Бабудоржиева Э.Д. Формирование профессионально важных способностей студентов-менеджеров в современном вузе // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № SD. С. 96-100.
- Сухочев В.И., Валиев Ш.З. Как сформировать и оценить компетентность будущего менеджера? Статья вторая // Высшее образование сегодня. 2010. № 4. С. 57-61.
- Лагунов А.Ю., Шубина Д.Д. Особенности обучения информационным технологиям студентов специальности «Менеджмент организации» // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 2. № 16. С. 121-123.
- Кочергина О.А. Информационно-коммуникативная компетентность менеджера как составляющая его профессиональной коммуникации // Вестник Российского нового университета. 2010. № 2. С. 128-131.
- Дихтяр В.И. Об информационных технологиях и информационных услугах в подготовке экономистов и менеджеров в высшей школе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2004. № 1. С. 151-160
- Адаменко A.M., Шудра М.Г. Социально-психологическое исследование профессиональных компетентностей будущих экономистов-менеджеров, социологов, инженеров-строителей // Сибирская финансовая школа. 2007. № 4. С. 117-123.
- Богатенков С.А. Формирование информационной и коммуникационной компетентности в профессионально-педагогическом образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 8. С. 47-51.
- Богатенков С.А. Классификация информационных и коммуникационных компетенций в профессионально-педагогическом образовании как фактор дидактической безопасности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 45-48.
- Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 45.
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т.27. № 4. С. 77-80.
- Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза // Информатика и образование. 2009. № 6. С. 112-114.
- Мовчан И.Н. Проблемы подготовки специалистов в области информационной безопасности // Открытое образование. 2013. № 5. С. 78-80.
- Кийкова Е.В., Лаврушина Е.Г. Значение изучения имитационного моделирования студентами вуза различных уровней подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 388.
- Рыбанов А.А. Количественные оценки эффективности процесса формирования ответов на тестовые задания при дистанционном тестировании знаний // Качество. Инновации. Образование. 2006. № 5. С. 44-52.
- Панкова Л.А., Рыбанов А.А. Исследование методов адаптации к обучаемому в современных компьютерных обучающих системах // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2008. Т. 5. № 5. С. 67-69.
- Рыбанов А.А. Оценка качества текстов электронных средств обучения // Школьные технологии. 2011. № 6. С. 172-174.
- Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 81-86.
- Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества в вузе: тезаурусный подход // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 247-254.
- Баженова Н. Г., Хлудеева И. В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №151. С. 217-223.
- Баженов Р.И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
- Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
- Баженов Р.И. Информационные технологии управления. Лабораторный практикум: Учеб. пособие для вузов по спец. «Менеджмент организаций». Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2007. – 163 с.
- Баженов Р. И., Гринкруг Л. С. Информационные технологии в экономике. Лабораторный практикум: Учеб. пособие для вузов по спец. «080101 Экономическая теория». Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2010. 203 с.
- Баженов Р. И., Гринкруг Л. С. Лабораторный практикум по информационным технологиям в маркетинге. Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2010. 30 с.
- Баженов Р. И. Интеллектуальные информационные технологии. Биробиджан: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2011. 176 с.
- Баженов Р. И., Хильченко Л. Н. Рынки информационных технологий: практикум. Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2011. 17 с.
- Баженов Р. И., Хильченко Л. Н. Информационные системы управления персоналом. Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. 64 с.
- Баженов Р. И. Векслер В. А. Корпоративные информационные системы. Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2011. 208 с.
- Баженов Р. И., Векслер В. А. Формирование модели обучения взрослых основам информационных технологий: региональный аспект: монография. Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. 126 с.
- Баженов Р.И. Организация и планирование производства. Учебное пособие. Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. 117 с.
- Баженов Р. И. Практикум по проектированию информационных систем. Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. 120 с
- Баженов Р.И., Лопатин Д.К. Об имитационном моделировании экономических процессов средствами специализированной программной среды // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 88-92.
- Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 35.
- Баженов Р.И. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» // Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1. С. 101-102.
- Баженов Р.И. О методике преподавания дисциплины «Управление проектами информационных систем» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 (35). С. 55.
- Баженов Р.И. О методике преподавания метода анализа иерархий в курсе «Информационная безопасность и защита информации» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 (36). С. 76.
- Руслан Баженов. URL: https://www.youtube.com/channel/UCOCkmZfuUKdD2eU1RxiFcFw
- Таравков А.В., Баженов Р.И. О методах внедрения цифровых водяных знаков в потоковое видео // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 73-75.
- Баженов Р.И., Цой Р.И. Основы криптографии. Практикум. – Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. – 18 с.
- Волков Е.И., Баженов Р.И. Разработка программной системы «Сканер социальных связей» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-1 (37). С. 22.
- Баженов Р.И., Лопатин Д.К. О применении современных технологий в разработке интеллектуальных систем // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 263-264.
- Баженов Р. И., Векслер В. А. Анализ потребительских корзин в 1С: Предприятие на примере АВС-анализа // Информатизация и связь. 2013. №5. С. 117-123.
- Баженов Р. И., Векслер В. А. Реализация XYZ-анализа в программном коде внутреннего языка программирования 1С: Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. №1. С. 37-42.
- Векслер В.А., Баженов Р.И. Определение взаимосвязи номенклатурных позиций средствами 1С:Предприятие 8.3 // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/07/36464 (дата обращения: 12.08.2014).
- Баженов Р.И., Мохно Д.Е. О разработке информационной системы по учету оценочных средств в университете // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-1 (37). С. 24.
- Баженов Р.И., Никитин А.В. О разработке информационной системы по контролю над пролонгацией страховых договоров // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-1 (38). С. 25.
- Баженов Р.И., Кузнецова Я.И. О разработке информационной системы по учету благотворительной помощи в малой организации // Современная техника и технологии. 2014. № 6 (34). С. 10.
- Костин А.А., Баженов Р.И. Разработка информационной системы учета изъятия драгоценного металла из оборудования // Современные научные исследования и инновации. 2014. №8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/37091 (дата обращения: 12.08.2014).
- Карданов А.З., Баженов Р.И. Разработка программной системы по расчету работы конструкции бесстыкового пути // Современная техника и технологии. 2014. №8 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/08/4322 (дата обращения: 12.08.2014).
- Баженов Р.И., Семёнова Д.М. О разработке информационной системы учета деятельности членов общественной молодежной палаты // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-1 (38). С. 26.
- Баженов Р.И., Глухова А.А. Разработка информационной системы учета заказов в компьютерной мастерской // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-1 (38). С. 30.
- Баженов Р.И., Кривошеева О.Н. Разработка автоматизированной информационной системы для учета деятельности по обслуживанию и ремонту пожарных и охранных комплексов // Современная техника и технологии. 2014. № 6 (34). С. 11.
- Баженова Н., Фишман Б. Балльно-рейтинговая система в ДВГСГА // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 122-127.
- Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 20.
- Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 48.
- Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.