Саморазвитие и самообразование – вот те возможности, которые дарит нам Интернет и компьютер при разумном их использовании. Это мощное средство индивидуального, группового и коллективного обучения и общения и для учеников, и для учителей.
Преподавателю необходимо представить мир математики во всем его многообразии, сделать его притягательным, красочным и объемным. И тут на помощь приходит компьютер. Уроки математики с поддержкой компьютера, на мой взгляд, делают самый сложный урок интересным и увлекательным. Тем более, когда приходится работать с детьми, имеющими серьезные отклонения в здоровье, с задержкой психического развития, нуждающимися в длительном санаторном лечении. Цель учителя математики при работе с такими детьми не сводится, как мне кажется, только к формальному подходу (обучен – не обучен). Задача усложняется во много раз: на первое место выдвигается проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в ткань урока, отслеживание психофизиологического состояния ребенка, контроль за темпом подачи материала, многократное повторение (варьирование) и разъяснение непонятных положений, иногда даже в ущерб требованиям школьной программы.
Многие ученики старших классов нашей школы в той или иной степени уже владеют основами компьютерной грамотности, поэтому для них не составляет труда использовать программы Microsoft Word, WordPad (для создания докладов, сообщений, индивидуальных карт-заданий для разных классов), PowerPoint (для создания увлекательных презентаций), Movie Maker (для создания клипов на заданную тему), Microsoft Excel (для создания обучающих таблиц). Привлекает учащихся и сам процесс поиска материала в Интернете, его отбор и систематизация. Для иллюстрации тем по геометрии и стереометрии старшеклассники самостоятельно создали обучающие клипы и презентации, подобрали звуковое сопровождение, подписали титры …и заслуженно гордились делом своих рук.
В процессе работы формируется и развивается способность ученика к самостоятельной работе и аналитическому мышлению. Создается атмосфера здоровой соревновательности, можно сказать, конкурентности, формируются учебные знания, умения и навыки. Активизируется интерес учащихся к осмысленному усвоению знаний.
Компьютерные тесты для старшеклассников – это максимально ясное задание в конкретной области математики, используемые для промежуточного и итогового контроля за уровнем знаний учащихся, для закрепления и повторения пройденного материала. Такие тесты пытаются решить (и решают) даже ученики с невысоким уровнем знаний.
Наверное, не «открою Америку», если напомню о строгой дозированности применения компьютера на уроках, о необходимости неустанного контроля учителя за размещением учащихся на рабочем месте, их посадке, осанке, индивидуальной зрительной утомляемости и т.д. От учителя, систематически использующего на уроках возможности компьютера, требуется немалое терпение, организационные навыки, желание внести в урок элементы неожиданности, игры, здорового «шокинга». Но все эти сложности с лихвой окупаются тем удовлетворением, которое приносят такие уроки и ученикам, и учителю. И, конечно же, всем нам необходимо помнить, что никакой самый «продвинутый» компьютер не заменит на уроке живого, творческого общения в паре «учитель – ученик»…
Библиографический список
- Гафурова И.М. Педагогический совет. СПб,, «Паритет», 2003
- Ванцян А.Г. Решение проблемы преемственности обучения. «Вестник образования России». 2007. №9
- Громова О.И. Развитие информационной культуры школьников: подходы и методики. «Народное образование». 2009. №2