УДК 377.031.4

ВАРИАНТЫ АППАРАТНОГО ДОСТУПА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ «ДОМАШНЯЯ ТЕХНИКА И ЭКОНОМИКА» И «ТЕХНОЛОГИИ» В БОЛГАРСКИХ ШКОЛАХ

Зонева Любима Кирилова
Югозападный университет им. Неофита Рильского, Благоевград, Болгария
главный ассистент в кафедре „Технологическое обучение и профессиональное образование“

Аннотация
Обеспечение современных технологических средств обучения в сочетании с подходящими образовательными ресурсами и высокоскоростным интернетом являются исключительно благоприятными факторами для результатной интеграции цифровых технологий в учебной практике и успешного применения компьютерно-опосредованной формы обучения.
В статье систематизированы и описаны возможные варианты аппаратного доступа в ходе проектирования и создания учебно-образовательного пространства для прогимназиального технологического обучения.

Ключевые слова: аппаратный доступ, информационные и коммуникационные технологии, компьютерно-опосредованное обучение, технологические средства обучения, технологическое обучение


OPTIONS OF HARDWARE ACCESS TO TRAINING IN «HOME TECHNOLOGY AND ECONOMICS» AND «TECHNOLOGY» IN BULGARIAN SCHOOLS

Zoneva Lyubima Kirilova
Southwest University “Neofit Rilski” Blagoevgrad Senior, Bulgaria
Senior Assistant

Abstract
The provision of advanced technological training tools, combined with ubiquitous access to resources, high speed internet and appropriate means of communication are favorable factors for effective integration of digital and network technologies in teaching practice and successful implementation of the new - computer-mediated learning.
The article summarizes and describes the existing options for locating computer secured environment for technology training.

Библиографическая ссылка на статью:
Зонева Л.К. Варианты аппаратного доступа для обучения на уроках «Домашняя техника и экономика» и «Технологии» в болгарских школах // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2627 (дата обращения: 15.07.2023).

Современная социокультурная реальность и потребности обучаемых в так называемом „нет поколении“, которые являются активными потребителями цифровых технологий за пределами школы, требуют существенной трансформации образования путем полноценной интеграции в нем современных  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).  Инновация обучения при помощи цифровых технологий является приоритетом в современной европейской образовательной политике и основной целью в болгарской стратегии применения ИКТ в образовании и науке.

Как специфический образовательный феномен технологическое обучение создает богатые и разнообразные возможности для разработки и применения новых педагогических технологий,  использующих эффективно  компьютеры и сетевые коммуникации.  Обучение в культурно-образовательной области (КОО) „Быт и технологии“ является существенным элементом общеобразовательной подготовки в болгарской школе и ориентировано к усвоению знаний о факторах социального благополучия и умения для его достижения. Образовательная деятельность в этой культурно-образовательной области стремиться формировать технологическую грамотность и компетентность учеников как один существенный элемент их общей культуры. Включенные учебные предметы – „Домашний быт и техника“1-4 класс, „Домашняя техника и экономика“ -5, 6 класс и „Технологии“ – 7-8 класс  представляют собой  своеобразные ступени перехода от процесса создания культуры быта отдельной личности к процессу создания базисных умений для ее будущего карьерного развития.

Учебное содержание в прогимназиальном этапе (5-8 класс) объективно требует использования компьютерных средств для различных образовательных целей и реализации некоторых компьютерно-опосредованных форм технологического обучения.  „Computer-mediated learning“  представляет собой термин, используемый для обозначения обучения, при котором компьютер является средством для предоставления и помощи в обучении. Информационные машины и сетевые коммуникации используются в качестве посредника при реализации сложных взаимодействий между различными участниками в учебном процессе. Они содействуют традиционным формам обучения и расширяют учебно-образовательное пространство.

Эффективность интеграции  ИКТ в учебном процессе зависит от многих различных факторов.  Особенное воздействие оказывают ресурсное обеспечение, педагогическая компетентность и личностные характеристики, взгляды и убеждения  педагогов, поддерживающих институциональную политику и специфику предметного содержания.

В проведенном мета-анализе веб-опубликованных в период 1995-2006 г. эмпирических исследований относительно  использования компьютерных устройств в учебных целях,  К.Hew и Т.Brush (2007 г.) установили, что среди факторов, действующих в качестве барьера для компьютерно-опосредованного обучения, наибольшую относительную долю – 40%  имеет  недостаточная ресурсная обеспеченность.

Наличие технологических средств обучения имеет решающее значение в проектировании и применении компьютерно-помогающих педагогических технологий. Без адекватных аппаратных и программных возможностей учителей интегрировать ИКТ в обучении являются минимальными. Ресурсная обеспеченность предполагает не только наличие ИКТ в учебных помещениях. Актуальными становятся вопросы о расположении аппаратного обеспечения, организация рабочих пространств и управление взаимодействия в технологически обеспеченных классных комнат или специализированных кабинетов.

Статистические данные [1, с.5] указывают на то, чтобы доступ к компьютерам, терминалам или мобильным устройствам в болгарских школах является ниже, чем в среднем по этим показателям в странах Европейского союза.  Очевидно, необходима институциональная поддерживающая политика. На этом этапе разработаны специальные меры, а развитие единой современной информационной среды образования и обучения является основной целью в Стратегии эффективного применения ИКТ в образовании и науке (2014-2020 г.).  Углубление экономического кризиса и быстрая амортизация компьютерных средств затрудняют решение этой проблемы. С другой стороны, однако, технологические возможности цифровых устройств непрерывно растет. Они становятся все более мобильными и совместимыми, что предполагает больше возможностей для хорошей ресурсной обеспеченности учебного процесса.

Специфические решения требуют организации рабочих помещений использованных для обучения на уроках „Домашняя техника и экономика“ и „Технологии“. В этом  случае необходимо рационально сочетать места для доступа и обработки цифровой информации и специализированные места для манипулятивной и оперативной деятельности с разнообразными инструментами, машинами и материалами. Проектно базированное технологическое обучение также ставит ряд требований к доступу и организации.

При проведении технологического обучения на прогимназиальном этапе применяются  различные варианты аппаратного доступ, реализованные в школах или межшкольных центрах трудового обучения.

Очень часто рабочие помещения, в которых проводится обучение по учебным предметам из культурно-образовательной области „Быт и технологии“, располагают одним компьютером и  разнообразными связанными с ним устройствами (мультимедийные средства, интерактивные доски, принтеры, компьютерно-управляемые модели, камеры и т.д.). При выполнении некоторых практических задач ученики могут использовать цифровые инструменты для измерения и контроль, но дидактическое использование ИКТ часто ограничено одной компьютерной системой.  В большинстве случаев она является частью программного педагогического комплекса учителя и используется в основном преподавателем для решения различных образовательных задач. Особенно активным является использование компьютера в качестве средства для визуализации в учебном процессе.  В определенных случаях эта система используется и обучаемыми. Она функционирует как компьютерная учебная станция, на которой ученики  осуществляют опознавательную или практическую информационную деятельность. Доступ к ней является групповым или индивидуальным, при этом соблюдаются регламентированные правила или схемы.  При самой конфигурации технологических средств необходимо обеспечить такое пространственное расположение, при котором учитель может наблюдать и компьютер, и учеников одновременно. Специальные требования существуют при групповых электронных коммуникациях. Использование одного компьютера может быть эффективным при выполнении групповых задач и применения стратегий для кооперативного обучения.

Интерактивные доски и поверхности создают условия учителю и ученикам манипулировать компьютерно базированные объекты электронным путем.  При помощи подходящего программного обеспечения они осуществляют  групповые взаимодействия и коммуникации.  Так, например, наличие видеоконференцсвязи расширяет среду и участников в учебном процессе. Таким образом, могут быть организованы групповые виртуальные экскурсии, исследования, посещения музеев и лабораторий.  Возможность для совместной проектной деятельности с учениками со всего мира обеспечена при помощи включения в инициативу по использованию Скайпа в классных комнатах.

Интересный вариант аппаратного доступа всех обучаемых к одной компьютерной системе применяется в начальной школе путем системы программного обеспечения Envision. Эта система дает возможность через один компьютер, проектор и множество беспроводных мышек, для того, чтобы все ученики активно отвечали на поставленные вопросы и выполняли задачи.  По данным  Envision [6] до конца 2012 г. эта система применяется в более 200 школах в 90 городах Болгарии, Испании и Кипра.  На этом этапе нет, однако, разработанных модулей и электронных уроков для прогимназиального этапа  обучения (5-8 класс).  Хотя и имеют возможность для развития, необходимо учитывать, что при работе с системой в большинстве случаев ученики исполняют фронтально поставленные задачи. Независимо от того, что фиксируются их индивидуальные результаты,  обучаемые не имеют возможность для конструктивистки ориентированного и самостоятельного обучения.

Возможности облачных технологий и систем управления для обучения, вероятно, расширит образовательные возможности аппаратного доступа одним компьютером.

Использование специализированных компьютерных кабинетов для технологического обучения является другим вариантом для обеспечения аппаратного доступа большого количества обучаемых. Преимуществом этим зал является уменьшенная стоимость соотношения ученик: компьютер, что часто может достичь до  1:1,  то есть каждый ученик использует компьютер. Обычно компьютеры являются стационарными или используют сервер с терминальными решениями. Дизайн и организация рабочих помещений является различной.  Специализированные компьютерные кабинеты предоставляют подходящую рабочую среду только при  изучении определенных тем из учебных программ для технологического обучения.  Таким образом, например, они являются обязательными для проведения обучения на обобщенную тему „Компьютерная техника и коммуникационные технологии“ из учебного содержания по  „Технологиям“ в 7 классе.   Во время уроков на эту обобщенную тему бесспорно необходим индивидуальный компьютерный доступ каждого обучаемого.  Такой доступ является желательным и в обучении на другие обобщенные темы,  в случаях, когда формируются информационно инструментальные или функциональные знания и предусматривается ознакомление, изучение и индивидуальная  работа учеников  с выбранным программным обеспечением или решение практических задач при помощи компьютерных средств. Речь идет об урочных формах, при которых самостоятельная практическая деятельность осуществляется полностью с помощью цифровых технологий. Количество этих организационных форм обучения, однако, является более ограниченным.

Организация рабочего пространства в специализированных компьютерных кабинетах не предоставляет условия для преобразующих и манипулятивных видов деятельности с разнообразными материалами и инструментами. Нет условий для изготовления материальных моделей  и изделий, которые заложены  в учебном содержании по ДТЭ и Технологиям. По этим причинам специализированные кабинеты используются эпизодично и  не являются массово использованной формой аппаратного доступа для прогимназиального технологического обучения.

Другим вариантом доступа к компьютерным средствам,  очень подходящим для целей технологического обучения, но все еще не хорошо реализованным, является ситуирование так называемых мультикомпьютерных классных комнат или кабинетов для технологического обучения. В случае с рабочими помещениями, обосабливаются несколько компьютерных станций, использованные учениками на ротационном или другом принципе.

Преимуществом этого организационного способа является то, что он позволяет многократные  и более продолжительные доступы учеников к компьютерным конфигурациям. Не всегда требуется завершение всей задачи в рамках определенного для группы  времени работы. В то же время на лицо является цифровая и сетевая обеспеченность учебного процесса и обеспечивается достаточное пространство для преобразующейся практической деятельности обучаемых с разнообразными материалами и техническими объектами.

Разновидностью этого способа доступа к аппаратным средствам является использование портативных компьютеров – ноутбуков, планшетов  или стационарных компьютеров.  На рынке уже предлагаются компактные синхронизированные мобильные планшетные станции. В некоторых случаях даже можно достичь до варианта аппаратного доступ 1:1, то есть каждый ученик располагает компьютером.

Мобильные компьютерные средства позволяют обособление различного количества компьютерных станций и то, при необходимости. Таким образом, пространство в учебных помещениях является более адаптивным по отношению к конкретным образовательным задачам, и в то же время,  цифрово и сетево обеспеченным.

Личный  ученический аппаратный доступ является предпосылкой для реализации  урочной деятельности, при которой предусмотрено самостоятельное обучение при помощи компьютерных средств или Интернета.

Классные комнаты или учебные кабинеты по ДТЭ и Технологиям с компьютерным обеспечением 1:1  представляют собой организацию обучения, при которой каждый ребенок имеет доступ к личному портативному вычислительному устройству, постоянной связи с Интернетом при помощи беспроводных школьных сетей и инсталлированного высокопроизводительного программного обеспечения.  Термин „one- to-one computing“ характеризует не только способ аппаратного обеспечения и доступ ученика к цифровым ресурсам. Этот термин означает новую модель компьютерно-опосредованного обучения, со своими специфическими характеристиками и особенностями.  Оно поднимает и много новых проблем, связанных, например, с  концентрацией внимания на основных учебных видах деятельности, планирования и управления обучения, социальных взаимодействий и прочего. Обучение с использованием персональных вычислительных устройств  создает предпосылки для осуществления персонализированного обучения в мобильной учебной среде.

Количество школ в развитых и развивающихся странах, которые применяют  инициативу  „1:1 компьютеров“  в области образования стремительно растет.  В качестве варианта этому виду обучения применяется и обучение с собственными мобильными устройствами обучаемых.  Разрабатываются  образовательные платформы, программное обеспечение и образовательные ресурсы, позволяющие  синхронизацию и совместную деятельность различных цифровых устройств.

По инициативе „Классная комната будущего” Интел и Сирма медия в Болгарии в  2009 г. оборудован пилотный проект, а в 2011-2012 включено 17 школ из различных городов страны, в которых ученики имеют индивидуальный компьютерный доступ во время урочных занятий. Обеспечение на личных портативных компьютерных устройствах заложено в качестве цели и в проекте национальной стратегии по эффективному применению информационных и коммуникационных технологий в образовании и науке (2014-2020 г.). На этом этапе, однако, количество учебных заведений, которые могут  позволить себе доступ каждому ученику к персональным компьютерным средствам во время урочных занятий является ограниченным. В большинстве случаев это осуществляется путем участия в проектных видах деятельности.

Достаточное аппаратное обеспечение является только предпосылкой для интеграции ИКТ в обучении. Оно требует инновационных процессов обучения и преподавание и трансформирования образовательного процесса.


Библиографический список
  1. Стратегия за ефективно прилагане на информационните и комуникационни технологии в образованието и науката на Република България (2014-2020г.)
  2. Commission launches ‘Opening up Education’ to boost innovation and digital skills in schools and universities, http://europa.eu/rapid/press-release_IP-13-859_bg.htm
  3. Държавни образователни изисквания за учебно съдържание, http://mon.bg/?go=page&pageId=1&subpageId=25
  4. Clif Mims, Drew Polly, Michael Grant,  Integration in K-12, http://itfoundations.coe.uga.edu/index.php?title=Technology_Integration_in_K-12
  5.  Khe Foon Hew и Thomas Brush, (2007),  Integrating technology into K-12 teaching and learning: current knowledge gaps  and recommendations for future research, Journal: Educational Technology Research and Development , vol.  55, no 3, pp. 223-252, 2007р DOI: 10.1007 / s11423-006-9022-5
  6. Envision, http://www.nimero.com/info
  7. November A., A generic model for guiding the integration of ICT into teaching and learning,  Innovations in Education and Teaching International, Vol. 45, No. 4, 2008, 4
  8. http://novemberlearning.com/
  9. http://www.eschoolnews.com/current-issue/
  10. http://www.sirmamedia.com/bg/futureclassroom


Все статьи автора «lzoneva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: