УДК 378.

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОГО СПОСОБА ПОИСКОВОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Аннотация
В статье анализируется проблема формирования у обучающихся навыков рационального способа поисковой и исследовательской деятельности в процессе изучения иностранного языка. Рекомендуется использовать упражнения для формирования как общих, так и специальных умений, в основе которых лежат действия по аналогии, сопоставлению, выбор из определенного набора, комбинирование, трансформация. Приводятся примеры заданий к упражнениям.

Ключевые слова: задания к упражнениям, изучение иностранного языка, обучающиеся, поисковая и исследовательская деятельность, рациональный способ, формирование навыков


FORMATION OF STUDENTS' SKILLS OF RATIONAL WAY OF SEARCH AND RESEARCH ACTIVITY IN THE COURSE OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Kargina Elena Mikhailovna
Penza state university of architecture and construction
PhD in Pedagogical Science; Penza state university of architecture and construction

Abstract
In the article the problem of formation of students' skills of rational way of search and research activity in the course of foreign language learning is analyzed. It is recommended to use exercises for formation as the general, and special skills at the heart of which actions by analogy, comparison, a choice from a certain set, a combination, transformation are. Examples of tasks to exercises are given.

Keywords: formation of skills, rational way, search and research activity, students, tasks to exercises, the learning of foreign language


Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Формирование у обучающихся навыков рационального способа поисковой и исследовательской деятельности в процессе изучения иностранного языка // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2681 (дата обращения: 11.09.2024).

Одна из задач преподавателя при обучении чтению – вооружить обучающихся рациональными способами поисковой и исследовательской деятельности, направленной на выявление логико-смысловых связей между элементами текста в процессе чтения. Для решения этой задачи в учебном процессе должны быть широко использованы упражнения, обучающие пониманию смыслового содержания и логико-смысловой структуры текста. Рекомендуется проводить упражнения для формирования как общих, так и специальных умений, в основе которых лежат действия по аналогии, сопоставлению, выбор из определенного набора, комбинирование, трансформация. Например, формировать умение выделять в тексте его смысловые элементы, соотносить отдельные факты друг с другом можно в упражнениях со следующими заданиями:

– подчеркнуть ключевое слово, словосочетание, предложение;

– найти факт, подтверждающий (опровергающий) идею текста или отрывка;

– определить количество фактов, изложенных в абзаце, тексте;

– распределить факты, изложенные в абзаце, по степени их важности;

– указать, какие факты можно опустить как второстепенные.

Умение обобщать, синтезировать отдельные факты можно формировать в упражнениях с такими заданиями:

– озаглавить абзац;

– сказать, какой из нескольких вариантов заголовка наиболее точно соответствует содержанию абзаца;

– придумать вопрос, ответом на который может служить данный абзац;

– прочитать отрывок и придумать его продолжение [1].

Контролировать понимание смыслового содержания прочитанного можно с помощью следующих заданий:

– скажите, соответствуют ли данные утверждения содержанию текста; если нет, исправьте их;

– выберите из данных предложений то, в котором содержится наиболее важная информация;

– скажите, какая информация в тексте заинтересовала Вас в наибольшей степени и почему [2].

При обучении чтению в курсе с технической направленностью освоению подлежат изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое типы чтения; при этом необходимо учитывать их особенности и взаимосвязь.

Изучающее чтение отличается анализом текста, в том числе средств его языкового выражения. Этот тип чтения предполагает полное понимание и последующее воспроизведение полученной информации (в виде пересказа, реферата, аннотации и т.д.). Задания в упражнении могут выглядеть следующим образом:

– переведите отмеченные в тексте предложения;

– проанализируйте содержание текста;

– скажите, какая из данных аннотаций передает наиболее адекватно содержание прочитанной статьи;

– сократите текст, опустив несущественные детали.

Ознакомительное чтение предполагает понимание общего содержания прочитанного без учета деталей и при отсутствии установки на последующее использование всей полученной информации. При таком типе чтения должно быт понято не менее 75% информации. Приведем примеры заданий к упражнениям:

– изложите основное содержание текста;

– определите ключевые слова данного текста;

– перечислите факты, на основе которых автор делает свои выводы;

– напишите номера предложений в последовательности, отражающей события в тексте;

– определите, какие из приведенных утверждений относятся к основным, а какие к второстепенным;

– назовите, какие из приведенных предложений можно было бы включить в текст, а какие исключить из текста;

– укажите, какие из приведенных предложений могли бы служить заглавием частей текста и в какой последовательности;

– исправьте предложенный план текста;

– разделите текст на части в соответствии с предложенным планом.

Просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании, на определение темы, сюжета текста (при этом типе чтения должно быть понято не менее 10–15% информации); оно используется также для поиска определенных данных (цифр, цитат и т.п.), о наличии которых обучающемуся заранее известно. При просмотровом чтении обучающиеся овладевают умениями отобрать и внимательно прочитывать те предложения, которые несут основную смысловую нагрузку. Рекомендуемые задания к упражнениям могут иметь следующий вид:

– определите, о чем идет речь в тексте;

– определите, освещаются ли в тексте следующие вопросы;

– просмотрите выделенные в тексте слова и скажите, о чем в нем идет речь;

– просмотрите статьи и скажите, какие из них относятся к проблеме …;

– просмотрите номер журнала и скажите, какая тематика в нем отражена.

Данный вид чтения поможет будущему специалисту быстро просмотреть текст и найти нужную для профессиональной деятельности информацию.

Поисковое чтение характеризуется прочтением текстового материала, в котором может быть найден ответ на поставленный вопрос, наличием специальной установки на обязательное последующее использование полученной при чтении информации на основе элементов фактической. В процессе поискового чтения обучающиеся должны уметь делать выводы из прочитанного, оценивать информацию с точки зрения ее ценности, объективности. В связи с этим можно предложить следующие задания к упражнениям:

– выберите самостоятельно текст по данной тематике;

– отберите в журнале статьи, освещающие проблему …;

– найдите в газете статью о ….

Обучение данному виду чтения поможет будущему специалисту подобрать информацию по интересующей его проблеме профессиональной деятельности.

С чтением связана также проблема развития у обучающихся различных видов догадок. К числу факторов догадки относятся разного вида опоры как в тексте, так и вне его. Например, известная обучающимся терминология из учебных предметов естественно-математического цикла способствует использованию ее в качестве смысловых опор при чтении иностранного текста, облегчает в целом его понимание и позволяет исключить ложное значение терминов.

В процессе работы с научно-технической литературой (включая научно-популярную) будущие специалисты овладевают различными способами обработки прочитанного – от составления плана текста до учебного реферирования и аннотирования; промежуточными действиями являются: перифраз, компрессия и пересказ.

Все приведенные виды чтения могут найти применение в будущей профессиональной деятельности студентов: на практике часто необходимо не только найти детальную информацию в тексте (изучающее чтение), но и понять основной смысл прочитанного (ознакомительное чтение).

Таким образом, профилизация преподавания иностранного языка находит отражение в профилизации обучения основным видам речевой деятельности [3] (в том числе – чтению), что проявляется как в лексическом и грамматическом материале, на основе которых построен текст, так и в дифференциации видов чтения.


Библиографический список
  1. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. – М.: Просвещение, 1987. – 197 с.
  2. Ленская, Е.А., Розанова, Е.Д. Чтение как средство обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 1981. – №2.
  3. Каргина, Е.М. Особенности преподавания иностранного языка в техническом вузе на профильной основе: монография. М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пензенский гос. ун-т архитектуры и стр-ва». Пенза, 2006. ‒ 97 с.


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: