Одна из задач преподавателя при обучении чтению – вооружить обучающихся рациональными способами поисковой и исследовательской деятельности, направленной на выявление логико-смысловых связей между элементами текста в процессе чтения. Для решения этой задачи в учебном процессе должны быть широко использованы упражнения, обучающие пониманию смыслового содержания и логико-смысловой структуры текста. Рекомендуется проводить упражнения для формирования как общих, так и специальных умений, в основе которых лежат действия по аналогии, сопоставлению, выбор из определенного набора, комбинирование, трансформация. Например, формировать умение выделять в тексте его смысловые элементы, соотносить отдельные факты друг с другом можно в упражнениях со следующими заданиями:
– подчеркнуть ключевое слово, словосочетание, предложение;
– найти факт, подтверждающий (опровергающий) идею текста или отрывка;
– определить количество фактов, изложенных в абзаце, тексте;
– распределить факты, изложенные в абзаце, по степени их важности;
– указать, какие факты можно опустить как второстепенные.
Умение обобщать, синтезировать отдельные факты можно формировать в упражнениях с такими заданиями:
– озаглавить абзац;
– сказать, какой из нескольких вариантов заголовка наиболее точно соответствует содержанию абзаца;
– придумать вопрос, ответом на который может служить данный абзац;
– прочитать отрывок и придумать его продолжение [1].
Контролировать понимание смыслового содержания прочитанного можно с помощью следующих заданий:
– скажите, соответствуют ли данные утверждения содержанию текста; если нет, исправьте их;
– выберите из данных предложений то, в котором содержится наиболее важная информация;
– скажите, какая информация в тексте заинтересовала Вас в наибольшей степени и почему [2].
При обучении чтению в курсе с технической направленностью освоению подлежат изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое типы чтения; при этом необходимо учитывать их особенности и взаимосвязь.
Изучающее чтение отличается анализом текста, в том числе средств его языкового выражения. Этот тип чтения предполагает полное понимание и последующее воспроизведение полученной информации (в виде пересказа, реферата, аннотации и т.д.). Задания в упражнении могут выглядеть следующим образом:
– переведите отмеченные в тексте предложения;
– проанализируйте содержание текста;
– скажите, какая из данных аннотаций передает наиболее адекватно содержание прочитанной статьи;
– сократите текст, опустив несущественные детали.
Ознакомительное чтение предполагает понимание общего содержания прочитанного без учета деталей и при отсутствии установки на последующее использование всей полученной информации. При таком типе чтения должно быт понято не менее 75% информации. Приведем примеры заданий к упражнениям:
– изложите основное содержание текста;
– определите ключевые слова данного текста;
– перечислите факты, на основе которых автор делает свои выводы;
– напишите номера предложений в последовательности, отражающей события в тексте;
– определите, какие из приведенных утверждений относятся к основным, а какие к второстепенным;
– назовите, какие из приведенных предложений можно было бы включить в текст, а какие исключить из текста;
– укажите, какие из приведенных предложений могли бы служить заглавием частей текста и в какой последовательности;
– исправьте предложенный план текста;
– разделите текст на части в соответствии с предложенным планом.
Просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании, на определение темы, сюжета текста (при этом типе чтения должно быть понято не менее 10–15% информации); оно используется также для поиска определенных данных (цифр, цитат и т.п.), о наличии которых обучающемуся заранее известно. При просмотровом чтении обучающиеся овладевают умениями отобрать и внимательно прочитывать те предложения, которые несут основную смысловую нагрузку. Рекомендуемые задания к упражнениям могут иметь следующий вид:
– определите, о чем идет речь в тексте;
– определите, освещаются ли в тексте следующие вопросы;
– просмотрите выделенные в тексте слова и скажите, о чем в нем идет речь;
– просмотрите статьи и скажите, какие из них относятся к проблеме …;
– просмотрите номер журнала и скажите, какая тематика в нем отражена.
Данный вид чтения поможет будущему специалисту быстро просмотреть текст и найти нужную для профессиональной деятельности информацию.
Поисковое чтение характеризуется прочтением текстового материала, в котором может быть найден ответ на поставленный вопрос, наличием специальной установки на обязательное последующее использование полученной при чтении информации на основе элементов фактической. В процессе поискового чтения обучающиеся должны уметь делать выводы из прочитанного, оценивать информацию с точки зрения ее ценности, объективности. В связи с этим можно предложить следующие задания к упражнениям:
– выберите самостоятельно текст по данной тематике;
– отберите в журнале статьи, освещающие проблему …;
– найдите в газете статью о ….
Обучение данному виду чтения поможет будущему специалисту подобрать информацию по интересующей его проблеме профессиональной деятельности.
С чтением связана также проблема развития у обучающихся различных видов догадок. К числу факторов догадки относятся разного вида опоры как в тексте, так и вне его. Например, известная обучающимся терминология из учебных предметов естественно-математического цикла способствует использованию ее в качестве смысловых опор при чтении иностранного текста, облегчает в целом его понимание и позволяет исключить ложное значение терминов.
В процессе работы с научно-технической литературой (включая научно-популярную) будущие специалисты овладевают различными способами обработки прочитанного – от составления плана текста до учебного реферирования и аннотирования; промежуточными действиями являются: перифраз, компрессия и пересказ.
Все приведенные виды чтения могут найти применение в будущей профессиональной деятельности студентов: на практике часто необходимо не только найти детальную информацию в тексте (изучающее чтение), но и понять основной смысл прочитанного (ознакомительное чтение).
Таким образом, профилизация преподавания иностранного языка находит отражение в профилизации обучения основным видам речевой деятельности [3] (в том числе – чтению), что проявляется как в лексическом и грамматическом материале, на основе которых построен текст, так и в дифференциации видов чтения.
Библиографический список
- Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. – М.: Просвещение, 1987. – 197 с.
- Ленская, Е.А., Розанова, Е.Д. Чтение как средство обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 1981. – №2.
- Каргина, Е.М. Особенности преподавания иностранного языка в техническом вузе на профильной основе: монография. М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пензенский гос. ун-т архитектуры и стр-ва». Пенза, 2006. ‒ 97 с.