Наблюдая за людьми в различных видах деятельности: в труде, учении, игре и общении мы нередко убеждаемся в различии способностей, быстроте усвоения каких-нибудь видов труда или результатах деятельности. Есть тезис о том, что способности формируются в самом процессе деятельности.
Способностями принято называть индивидуально-психологические особенности человека, от которых зависит полнота, быстрота, легкость, глубина приобретения знаний, навыков и умений, а также успешность ее выполнения [1]. Наличие у человека способностей к какой-либо деятельности служат 2 показателя. Первый показатель это:
- легкость и быстрота овладения той или иной деятельностью. Kак мы знаем любой ребенок может научиться играть на музыкальном инструменте и при желании стать хорошим музыкантом. Человек, у которого есть комплекс необходимых для этой деятельности способностей таких как: концентрация внимания, развитая двигательная и музыкальная память, чувство слуха и ритма, быстро и неплохо научиться играть на инструменте. Тот, у кого таких способностей недостаточно, тоже научиться неплохо играть, но для этого ему надо будет больше усилий, усердия времени и терпения. Но он никогда не станет выдающимся музыкантом, в отличие от ребенка которому занятия музыкой давались легко. Второй признак способностей это:
- гибкость и качество достижения, а также возможность совершать действия разными способами. Различие между способным и неспособным музыкантом проявляются со всей очевидностью в способности импровизировать, т.е. если человек быстро, успешно и легко не только овладевает какой-либо деятельностью, но также легко приобретает умения и навыки и самостоятельно импровизирует.
Здесь следует отметить, что нельзя судить о способностях только по достижению, не зная того, с какими затратами труда они связаны, какой ценой достался успех. Способный человек, не имеющий хорошего образования, не окажется успешным. Поэтому, способности к освоению какого-либо дела превращаются в реальную профессиональную квалификацию только в результате обучения. И если человек начинает интенсивно учиться, его возможности быстро возрастают. И он имеет все шансы быстро обогнать того, кто менее способен, но показывал более высокие результаты, будучи лучше обученным. Но в тоже врем способный человек если не находит дела, в котором его способности оказываются востребованы, или для работы не хватает воли и трудолюбия то говорить о развития способностей нельзя. При этом уже не важно, каков у этого человека запас способностей, знаний и умений.
Не бывает людей вообще без каких-либо способностей. Но есть люди с плохими способностями к определенным видам деятельности. Они в сравнении с другим людьми при одинаковых затратах времени и труда достигают меньших результатов, осваивают деятельность медленно и с трудом. Но все равно рано или поздно осваивают. Поэтому правильнее говорить о яркой или слабой выраженности способностей, а не об их наличии или отсутствии. В качестве примера можно задуматься над вопросом: много ли воды решетом начерпаешь? Это как посмотреть: сколь долго и интенсивно придется черпать. Если продолжительное время и усердно, то, наверное, довольно много. Способности проявляются не в том, что усвоено, а в том, насколько быстро, при равных условиях быстро, глубоко и легко происходит усвоение.
Многие ученые считает, что развитие способностей зависит от задатков. Но способности никогда не могут развиваться из задатков сами но себе. Поэтому сам по себе факт достижения результата еще не позволяет достоверно судить о способностях, нужно знать и «цену» такого достижения то, с какими затратами труда оно связано. Также задатки еще не предопределяют психические свойства. Задатки являются только одним из условий очень сложного процесса формирования и развития способностей. Если человек даже с самыми выдающимся задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, то способности у него не разовьются.
Современные исследования показывают что примерно 50-60% способностей предопределены врожденными характеристиками, а на оставшиеся 40-50% – условиями жизни человека. Усилия человека и благоприятные условия для развития могут компенсировать недостаток врожденных способностей, но лишь отчасти. Поэтому в таких областях деятельности, где требуется высший уровень сложности исполнения (искусство, музыка, спорт, космос) важен предварительный отбор по способностям.
Также, для успеха в деятельности кроме наличия способностей, необходим ряд черт характера, таких как трудолюбие, настойчивость, любовь к делу, организованность, сосредоточенность, целеустремленность и сила воли. Знакомые нам черты характера, имеют прямое отношение к формированию способностей. Недаром все талантливые люди говорят, что талант-это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду. Без сформированных данных качеств, нельзя развить никакую способность, даже если человек обладает самыми блестящими задатками. Способности развиваются тем ярче и полнее, чем разнообразнее и содержательнее деятельность человека, чем больший интерес он проявляет к ней. Б.М.Теплов считал, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития [2]. Развитие, как было уже сказано выше, происходит в деятельности. Основными требованиями, предъявляемые к деятельности, развивающей способности человека, являются:
-творческий характер деятельности;
- оптимальный уровень ее трудности для исполнителя;
-должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей [3]. Л.С. Выготский это называл «зоной ближайшего развития»
Таким образом, говоря о способностях, необходимо учитывать как внутренние, так и внешние условия и, прежде всего, саморазвитие личности, взаимодействие человека с окружающим миром.
Библиографический список
- Давлетшин М.Г. Общая психология. – Т., 2002.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – изд.АПН РСФСР.-М.Л.,1968.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – М., 1981.