В настоящее время в мире складывается достаточно напряженная военно-политическая обстановка, обусловленная попытками США удержать любой ценой глобальное мировое превосходство. Чтобы удержать свое лидирующее геополитическое положение в современном мире американские правящие круги используют не только экономические и финансовые рычаги, чтобы воздействовать на Россию и ряд других суверенных государств, но и создают зоны военной нестабильности вдоль границ ряда стран, пытаются втянуть их в локальные и региональные войны. Трагические события, развернувшиеся на Украине в 2014 году, являются яркой иллюстрацией попыток США сохранить за собой позиции мирового гегемона и вершителя судеб (естественно, только исходя из американских геополитических интересов) всего человечества. Особый цинизм американским попыткам развязать вооруженный конфликт между братскими славянскими народами придает то, что земли центральной Украины практически являются колыбелью всей Русской цивилизации.
В такой непростой международной обстановке в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова (РВВДКУ) в период с 28 июня по 24 июля 2014 года прошли мероприятия профессионального отбора кандидатом для поступления в училище для обучения по программам высшего и среднего профессионального образования.
Установленная численность набора курсантов высшего образования в соответствии с расчетом комплектования первого курса вуза составляла более пятьсот человек по специальностям: управление персоналом, инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи, перевод и переводоведение.
Для рассмотрения в качестве кандидатов для поступления в вуз поступило из военкоматов и войск две тысячи четыреста семьдесят пять личных дел.
Из них не прошли профессиональный отбор около тысячи человек. Основные причины: несоответствие требованиям профессионально-психологического отбора – более двухсот человек, неудовлетворительная физическая подготовка – сто шестьдесят восемь человек. По конкурсу не прошли более четырехста человек. Были и другие критерии, по которым кандидаты не соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Например, по недисциплинированности не были допущены к профессиональному отбору или отчислены в ходе сдачи экзаменов двадцать три кандидата.
По специальности «Управление персоналом ВДВ» количество кандидатов для поступления в вуз составило 6,0 чел. на одно учебное место, по специальности «Управление персоналом» (специальных подразделений) – 2,8 чел., по специальности «Перевод и переводоведение» – 1,4 чел., по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи» (юноши) – 8,3 чел., а по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи» (девушки) – 5,3 чел.
В ходе профессионального отбора с абитуриентами были проведены: прием ЕГЭ, прием внутренних вступительных испытаний, проверка состояния здоровья, определения категории профессионально-психологической пригодности, физической подготовленности кандидатов.
По итогам ЕГЭ получены следующие результаты (таблица 1). Наблюдалась явная тенденция снижения уровня общеобразовательной подготовленности абитуриентов по дисциплинам: русский язык, математика, иностранные языки, физика и наблюдалось повышение уровня физической подготовленности и улучшение знаний истории.
Т а б л и ц а 1 – Результаты профессионального отбора по итогам ЕГЭ
Дисциплина |
Порог |
2012 |
2013 |
2014 |
Русский язык |
36 |
59,5 |
63,8 |
61,0 |
Математика |
24 |
48,6 |
50,8 |
46,0 |
Физика |
36 |
43,2 |
52,2 |
45,4 |
Иностранный язык |
20 |
- |
51,9 |
43,2 |
История |
32 |
- |
53,0 |
55,7 |
Обществознание |
39 |
55,0 |
58,9 |
55,5 |
Физическая подготовленность |
80 |
92,4 |
92,5 |
97,3 |
Расчет-комплектование первого курса среднего профессионального образования (СПО) составлял более восемьсот человек.
В состав факультета СПО было зачислено на обучение более шестьсот человек. Количество кандидатов, включенных в конкурсные списки для поступления в вуз составило более 0,7 чел. на одно учебное место.
Отметим, что методики профессионального отбора не изменялись с 2005 года. Поэтому приходилось определять уровень профессионально-психологической устойчивости батареей методик, с недостаточным выбором вариативной части, что снижает качество определения реального уровня подготовки абитуриентов.
В 2014 году для обучения в РВВДКУ по программам высшего и среднего профессионального обучения было принято более тысячи человек, из них пятнадцать девушек. В настоящее время в училище накоплен положительный опыт обучения военнослужащих-женщин [1], что позволяет достаточно эффективно и результативно работать с этим контингентом обучаемых.
Через несколько лет после окончания училища в войска прибудут высококвалифицированные военные кадры. Весь многолетний педагогический и профессиональный опыт преподавательского состава РВВДКУ безусловно это гарантирует. Если возникнет необходимость, то интересы нашей Родины будут надежно защищены.
Краткие выводы:
В связи с введением внутренних вступительных испытаний необходимо качественно и в короткие сроки разработать по каждой дисциплине материалы, по которым вуз принимает экзамены самостоятельно, варианты заданий которые позволят максимально точно проверять и переводить в 100 бальную шкалу результаты.
Необходимо разработать варианты траекторий обучения и дальнейшего прохождения службы выпускниками факультета СПО. Создать рекламный ролик и проспект с базовым набором льгот и социальных гарантий, которые приобретают выпускники СПО, включая получение воинского звания «прапорщик», что позволит повысить привлекательность прохождения обучения на факультете СПО и создаст конкурентную среду для качественного отбора кандидатов.
Библиографический список
- Пархоменко А.В., Гумелёв В.Ю., Разиков В.Н., Явина Е.С. Опыт обучения техническим дисциплинам военнослужащих-женщин // Современная педагогика. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/01/1999 (дата обращения: 01.10.2014).