Система физического воспитания рассчитана на привлечение к физической культуре подрастающего поколения (Положение об организации физического воспитания и массового спорта в учебных заведениях Украины от 02.08.2005 № 458) [4].
Цель физического воспитания в школьные годы – укрепить здоровье, повысить уровень физического состояния, физическую подготовленность и трудоспособность, удовлетворить потребности отдельных учеников и общества в формировании духовно и физически развитого человека и активной жизненной позиции.
Практическая реализация физического воспитания школьников осуществляется в виде специально организованных занятий физической культурой. Все виды занятий подразделяют на две группы: уроки и внеурочные формы. Урок физической культуры – основная форма физического воспитания школьников.
Цель занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня – создать предпосылки оптимальной умственной работоспособности на других уроках (повышение или восстановление).
Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня ограничены по содержанию и подчинены решению гигиенических задач, проводятся ежедневно, дополняют уроки, делают вклад в гармоничное физическое развитие школьников. Выделяются два вида внеклассных и внешкольных занятий: систематические и эпизодические.
Систематические занятия проводятся в кружках физической культуры для младших школьников, из видов спорта в секциях, в группах с учетом интересов учащихся (разновидности аэробики, восточные единоборства, оздоровительное плавание, виды фитнеса).
Эпизодические занятия – ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, турпоходы, прогулки, экскурсии, спортивные праздники и развлечения.
В процессе проведения внеклассных и внешкольных занятий обязательное соблюдение общих и методических принципов, принципов спортивной тренировки. В практике общеобразовательных школ действует базовая программа по физическому воспитанию, в которой регламентированы требования к учебному предмету «Физическая культура», предусмотренные цели и задачи, организационно – методические указания, ориентировочное распределение часов, базовый раздел содержания.
Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в школе обусловлены возрастным развитием детей: процессами роста и развития детского организма – неодновременность (гетерохрония), волнообразное созревания и совершенствования систем и функций. Школьный возраст включает три периода: младший, средний старший. Переход от одного периода к другому – переломный этап индивидуального развития организма.
Физическое воспитание организуется на основе преподавания специальной учебной дисциплины – физическая культура. Структура процесса обучения в практике физического воспитания школьников сохраняет общепринятые этапы (начальное и углубленное разучивание, совершенствование). Компоненты содержания, методы и методические примеры конкретизированы в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Компоненты содержания обучения двигательным действиям: создание предпосылок и стимулов учебной деятельности (определение задач, мотиваций, преодоления трудностей, возникающих, акцент на усвоено ранее); восприятия учащимися нового материала; овладение техникой двигательных действий на основе знаний; опыт применения специальных знаний, двигательных умений и навыков в сложных условиях; формирования гармоничной телосложения, предупреждения нарушений осанки, развитие двигательных качеств, необходимых для усвоения двигательного действия; самоконтроль, анализ, взаимооценка и самооценка учениками достигнутого результата в усвоении техники двигательных действий [5]
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Учитывая психологические особенности младших школьников, программа позволяет планировать комплексные уроки, которые дают возможность включать в урок разноплановые физические упражнения, повысят заинтересованность и эмоциональное состояние учащихся.
Экспресс – оценку психофизиологического состояния проводили ранее, согласно проекта „За здоровый способ жизни и физическое усовершенствование” (2009 – 2012гг.). По результатам проведенных нами исследований высокий уровень готовности к занятиям в школе у 29% учащихся 1-4 классов и только у 1% учащихся 1-х классов. Приседания за 10 секунд – наиболее сложное упражнение как для учеников 4-х классов мальчиков и девочек, так и для учеников 1-х классов [1; 2].
С целью определения исходных данных (октябрь) физической подготовленности учащихся проводили определение резервных возможностей по видам, определяющим уровень развития основных физических качеств, координации движений. Учащихся заранее ознакамливали с нормативными требованиями физической подготовленности детей к занятиям в школе [6] (таблица 1).
№
|
Упражнения
|
Возраст
|
|||
6
|
7
|
8
|
9
|
||
1 | Прыжок в длину с места (см) |
100
|
125
|
140
|
145
|
2 | Броски мяча в стену и ловля с расстояния 1 м, за 30 секунд (количество раз) |
19
|
22
|
24
|
26
|
3 | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (количество раз) |
6
|
9
|
12
|
15
|
4 | Прыжки через скакалку до усталости (количество раз) |
24
|
40
|
60
|
85
|
5 | Подъем туловища из положения лёжа в сед (количество раз) |
30
|
40
|
50
|
60
|
6 | Максимальное количество приседаний до усталости (количество раз) |
40
|
60
|
80
|
100
|
Оценивали степень соответствия двигательного возраста паспортному (календарному) по технологии физической подготовленности – определяли двигательный возраст учащихся с помощью тестирования физических и двигательных качеств (таблица 2) .
Возраст (годы) |
Оценка в баллах за тест
|
Тесты – упражнения
|
Сумма набранных баллов
|
Возрастной уровень
физической подготовленности |
||||
Прыжок в дожину с места
|
Бросок – ловля мяча
|
Поднимание туловища в сед до усталости
|
Сгибание и разгибание
рук от пола |
Прыжки на скакалке
|
||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
6 |
1
|
90
|
11
|
6
|
1
|
2
|
0-5
|
Низкий
|
2
|
95
|
13
|
8
|
2
|
6
|
6-10
|
Ниже среднего
|
|
3
|
105
|
15
|
10
|
3
|
10
|
11-15
|
Средний
|
|
4
|
115
|
17
|
12
|
4
|
14
|
16-20
|
Выше среднего
|
|
5
|
120
|
18
|
14
|
5
|
18
|
21-25
|
Высокий
|
|
7 |
6
|
125
|
19
|
16
|
6
|
22
|
26-30
|
Низкий
|
7
|
130
|
20
|
18
|
7
|
24
|
31-35
|
Ниже среднего
|
|
8
|
135
|
21
|
20
|
8
|
28
|
36-40
|
Средний
|
|
9
|
140
|
22
|
22
|
9
|
32
|
41-45
|
Выше среднего
|
|
10
|
145
|
23
|
24
|
10
|
36
|
46-50
|
Высокий
|
|
8 |
11
|
148
|
24
|
26
|
11
|
40
|
51-55
|
Низкий
|
12
|
150
|
25
|
28
|
12
|
45
|
56-60
|
Ниже среднего
|
|
13
|
152
|
26
|
30
|
13
|
50
|
61-65
|
Средний
|
|
14
|
154
|
27
|
32
|
14
|
55
|
66-70
|
Више среднего
|
|
15
|
156
|
27
|
34
|
15
|
60
|
71-75
|
Высокий
|
|
9 |
16
|
158
|
28
|
36
|
16
|
65
|
76-80
|
Низкий
|
17
|
160
|
28
|
38
|
17
|
70
|
81-85
|
Ниже среднего
|
|
18
|
162
|
29
|
40
|
18
|
75
|
86-90
|
Средний
|
|
19
|
164
|
29
|
42
|
19
|
80
|
91-95
|
Выше среднего
|
|
20
|
166
|
30
|
44
|
20
|
85
|
96-100
|
Высокий
|
|
10 |
21
|
167
|
30
|
46
|
21
|
90
|
101-105
|
Низкий
|
22
|
168
|
31
|
48
|
22
|
95
|
106-110
|
Ниже среднего
|
|
23
|
169
|
31
|
50
|
23
|
100
|
111-115
|
Средний
|
|
24
|
170
|
31
|
52
|
24
|
103
|
116-120
|
Выше среднего
|
|
25
|
171
|
32
|
54
|
25
|
105
|
121-125
|
Высокий
|
|
11 |
26
|
172
|
32
|
56
|
25
|
108
|
126-130
|
Низкий
|
27
|
173
|
32
|
58
|
26
|
110
|
131-135
|
Ниже среднего
|
|
28
|
174
|
33
|
60
|
27
|
112
|
136-140
|
Средний
|
|
29
|
175
|
33
|
62
|
27
|
115
|
141-145
|
Выше среднего
|
|
30
|
176
|
33
|
65
|
28
|
120
|
146-150
|
Высокий
|
|
12 |
31
|
177
|
34
|
66
|
28
|
123
|
151-155
|
Низкий
|
32
|
178
|
34
|
67
|
29
|
125
|
156-160
|
Ниже среднего
|
|
33
|
180
|
34
|
68
|
29
|
128
|
161-165
|
Средний
|
|
34
|
181
|
35
|
69
|
30
|
130
|
166-170
|
Выше среднего
|
|
35
|
182
|
35
|
70
|
30
|
133
|
171-175
|
Высокий
|
Оценивали степень соответствия двигательного возраста календарному в баллах:
“5″ – соответствие двигательного возраста календарному на уровне ” высокого” и ” выше среднего” развития физических качеств или его опережение;
“4″ – соответствие двигательного возраста календарному на уровне “среднего”, “ниже среднего” и “низкого ” уровня развития физических качеств;
“3″ – отставание двигательного возраста от календарного на один год на уровне “высокого” и “выше среднего развития физических качеств;
“2″ – отставание двигательного возраста от календарного на один год и более.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
Тестирование по определению уровня развития основных физических качеств, координации движений проводили как соревнования «Внимание!» между учениками 1 – 4 классов как среди девочек, так и среди мальчиков общеобразовательной школы № 225 в октябре – ноябре 2010 – 2011 учебного года и специализированной школы № 120 в ноябре – декабре в 2011 – 2012 учебном году города Киева (проект „За здоровый способ жизни и физическое усовершенствование” (2009 – 2012 гг.). Ученикам, принявшим участие в соревнованиях «Внимание!», выданы сертификаты, где указаны результаты и рейтинг в видах программы.
Ученикам рекомендовали принять участие во всех видах программы соревнований: бросок мяча в стену и ловля, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, прыжки через скакалку, подъем туловища из положения лёжа в сед, прыжок в длину с места, приседания на двух ногах. На одном уроке учащиеся выполняли одно упражнение. В тестировании приняли участие 356 учеников (175 девочек и 181 мальчик) 1-4 классов основной и подготовительной медицинской группы. По результатам выполнения упражнений высчитывали средние величины, среднее квадратическое отклонение и коэффициенты вариации [7] (таблица 3).
Упражнения
|
Классы
|
Пол
|
Количество
участников |
хmin
|
xmax
|
x‾±sx
|
Норматив
|
Баллы
|
V,%
|
Броски мяча в стену и ловля с расстояния 1м, за 30 с, (раз)
|
4-й
|
Дев.
|
44
|
7
|
48
|
29,32±7,46
|
26
|
18
|
25,4
|
Мал.
|
54
|
12
|
51
|
29,69±8,49
|
26
|
18
|
28,6
|
||
3-й
|
Дев.
|
42
|
13
|
44
|
29,14±6,92
|
24
|
18
|
23,7
|
|
Мал.
|
47
|
16
|
43
|
28,39±6,72
|
24
|
16
|
23,7
|
||
2-й
|
Дев.
|
62
|
12
|
36
|
23,60±5,73
|
22
|
10
|
24,3
|
|
Мал.
|
52
|
39
|
52
|
23,29±6,85
|
22
|
10
|
29,4
|
||
1-й
|
Дев.
|
27
|
30
|
27
|
21,19±5,22
|
19
|
8
|
24,6
|
|
Мал.
|
28
|
38
|
28
|
19,5±8,19
|
19
|
6
|
42,0
|
||
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, (раз)
|
4-й
|
Дев.
|
43
|
0
|
33
|
11,84±7,56
|
15
|
11
|
63,9
|
Мал.
|
53
|
2
|
70
|
24,08±16,32
|
15
|
24
|
67,8
|
||
3-й
|
Дев.
|
41
|
0
|
30
|
12,66±6,78
|
12
|
12
|
53,6
|
|
Мал.
|
45
|
2
|
40
|
18,37±9,68
|
12
|
18
|
52,7
|
||
2-й
|
Дев.
|
61
|
0
|
35
|
13,33±8,02
|
9
|
13
|
60,2
|
|
Мал.
|
51
|
1
|
61
|
17,55±12,3
|
9
|
17
|
70,1
|
||
1-й
|
Дев.
|
25
|
2
|
30
|
11,84±6,81
|
6
|
11
|
57,5
|
|
Мал.
|
27
|
1
|
22
|
10,7±5,73
|
6
|
10
|
53,3
|
||
Прыжки через скакалку до утомления, (раз)
|
4-й
|
Дев.
|
43
|
0
|
150
|
66,12±34,92
|
85
|
14
|
52,8
|
Мал.
|
49
|
0
|
212
|
50,57±37,49
|
85
|
10
|
74,1
|
||
3-й
|
Дев.
|
41
|
0
|
100
|
54,85±18,08
|
60
|
13
|
32,9
|
|
Мал.
|
41
|
0
|
154
|
49,39±26,22
|
60
|
12
|
53,1
|
||
2-й
|
Дев.
|
63
|
0
|
110
|
36,01±18,51
|
40
|
10
|
51,4
|
|
Мал.
|
51
|
1
|
70
|
25,37±16,72
|
40
|
5
|
65,9
|
||
1-й
|
Дев.
|
28
|
0
|
87
|
28,75±20,1
|
24
|
6
|
69,1
|
|
Мал.
|
21
|
3
|
38
|
18,43±9,83
|
24
|
4
|
53,3
|
||
Подъём туловища
в сед, раз |
4 -й
|
Дев.
|
43
|
0
|
100
|
47,51±19,52
|
60
|
21
|
41,1
|
Мал.
|
50
|
17
|
67
|
53,5±11,97
|
60
|
24
|
22,4
|
||
3-й
|
Дев.
|
39
|
13
|
59
|
44,95±10,49
|
50
|
20
|
23,3
|
|
Мал.
|
41
|
33
|
50
|
49,59±2,65
|
50
|
22
|
5,3
|
||
2-й
|
Дев.
|
61
|
0
|
110
|
38,25±15,85
|
40
|
17
|
41,4
|
|
Мал.
|
50
|
1
|
70
|
30,28±16,44
|
40
|
13
|
54,3
|
||
1-й
|
Дев.
|
25
|
1
|
44
|
22,8±10,31
|
30
|
9
|
45,2
|
|
Мал.
|
25
|
0
|
115
|
30,88±23,51
|
30
|
13
|
76,1
|
||
Прыжок в длину
с места, см |
4-й
|
Дев.
|
44
|
90
|
172
|
131,23±13,10
|
145
|
7
|
9,98
|
Мал.
|
49
|
90
|
173
|
140,63±17,74
|
145
|
9
|
12,6
|
||
3-й
|
Дев.
|
40
|
100
|
180
|
124,08±17,56
|
140
|
5
|
14,1
|
|
Мал.
|
44
|
90
|
180
|
133,27±18,60
|
140
|
7
|
13,95
|
||
2-й
|
Дев.
|
63
|
75
|
150
|
114,75±18,21
|
125
|
3
|
15,9
|
|
Мал.
|
51
|
90
|
170
|
126,90±18,96
|
125
|
6
|
14,9
|
||
1-й
|
Дев.
|
26
|
75
|
125
|
101,23±13,42
|
100
|
2
|
13,3
|
|
Мал.
|
26
|
80
|
163
|
113,96±20,76
|
100
|
3
|
18,2
|
||
Приседания на двух ногах до усталости, (раз)
|
4-й
|
Дев.
|
24
|
9
|
100
|
59,08±33,98
|
100
|
-
|
57,5
|
Мал.
|
30
|
11
|
160
|
57,03±37,8
|
100
|
-
|
66,3
|
||
3-й
|
Дев.
|
12
|
20
|
120
|
65,58±28,71
|
80
|
-
|
43,8
|
|
Мал.
|
15
|
23
|
115
|
59.47±32,13
|
80
|
-
|
54,0
|
||
2-й
|
Дев.
|
21
|
26
|
100
|
50,67±18,22
|
60
|
-
|
36,0
|
|
Мал.
|
27
|
16
|
206
|
57,74±34,54
|
60
|
-
|
59,8
|
||
1-й
|
Дев.
|
25
|
15
|
110
|
43,32±21,12
|
40
|
-
|
48,8
|
|
Мал.
|
29
|
11
|
52
|
36,34±9,07
|
40
|
-
|
25,0
|
Проведённые нами исследования позволили установить, что все учащиеся справились с выполнением только одного контрольного норматива бросок мяча в стену и ловля (рисунок 1).
С выполнением упражнения сгибание и разгибание рук в упоре лёжа не справились только девочки 4-го класса (рисунок 2).
Рисунок 2. Выполнение норматива физической подготовленности: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.
Выполнили норматив по прыжкам через скакалку только девочки 1-го класса, у мальчиков отсутствует навык выполнения этого упражнения (рисунок 3).
Упражнение подъём туловища в сед выполнили норматив только мальчики 1-го класса, у многих детей недостаточно развита мускулатура брюшного пресса (рисунок 4).
Рисунок 4. Выполнение норматива физической подготовленности: подъём туловища в сед.
Норматив прыжках в длину с места выполнили мальчики 1 и 2 классов и девочки 1-го класса (рисунок 5). У детей не справившихся с заданием недостаточно развиты скоростно – силовые качества, взрывная сила.
Развитие мышечной мускулатуры ног позволяет определить упражнение приседания на двух ногах. С нормативом справились только девочки 1-го класса (рисунок 6). Значительное отставание в развитии мышечной мускулатуры ног наблюдается в учеников и мальчиков, и девочек 3-4 классов.
По результатам наших исследований было установлено, что:соответствие двигательного возраста календарному на уровне “высокого” и “выше среднего” развития физических качеств или его опережение с оценкой “5″ у 36% учащихся: 14,2 % – ученики 2-х классов и 10,5% – учащиеся 3-х классов;
соответствие двигательного возраста календарному на уровне “среднего”, “ниже среднего” и “низкого ” уровня развития физических качеств с оценкой “4″ у 22% учащихся: 8,5% – ученики 2-х классов;
отставание двигательного возраста от календарного на один год на уровне “высокого” и “выше среднего развития физических качеств с оценкой “3″ у 13% учащихся: 5,1% – ученики 2-х классов;
отставание двигательного возраста от календарного на один год и более с оценкой “2″ у 28% учащихся, где 14% – это ученики 4-х классов (рисунок 7).
Рисунок 7. Соответствие двигательного возраста и календарному возраста
По большинству показателей наблюдается внутригрупповые (V от 9-23% до 76%) значительные разногласия в величинах индивидуальных показателей физической подготовленности учеников 1 – 4 – х классов, что требует дифференцированный подход к процессу обучения. Также необходимо рассматривать урок физической культуры как тренировочное занятие, а учебный год как годичный цикл в построении тренировочного процесса. В планировании учебно – тренировочного процесса необходимо опираться на принцип углублённой специализации.
ВЫВОДЫ
- Проведённые нами исследования позволили установить:
- что все учащиеся справились с выполнением сложнокоординационного упражнения бросок мяча в стену и ловля;
- в учеников 1-4 классов развита мускулатура рук – выполнили норматив в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; не справились только девочки 4-го класса;
- у мальчиков отсутствует навык исполнения прыжков через скакалку;
- у многих детей недостаточно развита мускулатура брюшного пресса. Выполнили норматив в упражнении подъём туловища в сед только мальчики 1-го класса;
- скоростно – силовые качества развиты соответственно возрасту у мальчиков и девочек 1-го класса и мальчиков 2-го класса (прыжок в длину с места);
- развита мышечная мускулатура ног у девочек 1-го класса – упражнение приседания на двух ногах. Значительное отставание в развитии мышечной мускулатуры ног наблюдается у мальчиков и девочек 3-4 классов.
- По результатам тестирования физических и двигательных качеств установили соответствие двигательного возраста календарному на уровне “высокого” и ” выше среднего” развития физических качеств с оценкой “5″ только у 14,2% учеников 2-х классов, 10,51% – учеников 3-х классов и по 5,68% – учеников 1-х и 4-х классов.
- Следует обратить внимание на то, что у 28% учащихся 1-4 классов отставание двигательного возраста от календарного на один год и более с оценкой “2″, из них 14% – это ученики 4-х классов.
Библиографический список
- Тымчик С.Г. Современный взгляд в управлении физическим воспитанием в начальной общеобразовательной школе. адаптация учеников 1 – 4-х классов // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3475
- Тимчик С.Г. Сучасний підхід в управлінні фізичним вихованням в загальноосвітньому навчальному закладі. – л.: Вид-во ЛПУ ім. Франка. 2014. – Вип. 2014.
- Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и её практическое применение.-К. Олимпийская література. – 2013
- Круцевич Т.Ю. Фізична культура 1-4 класи. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів, К. 2011
- Теорія і методика фізичного виховання, т. 1, 2 / За ред.Т.Ю.Круцевич. – К.: Олімпійська література, 2008
- Дубогай О. Навчання в русі: здоров’язберігаючі педагогічні технології в початковій школі.-К.: Вид. Л.Галіцина, 2005
- Лакин Г.Ф. Биометрия: Учеб.пособие для биолгич.спец.вузов.- М.: Высш.школа, 1980
- Вітос Я. Рівень психофізичної підготовленості дошкільнят до навчання в школі. //Слобожанський науково-спортивний вісник. – 2012. – №3
- ОмельченкоТ.Г. Біологічний вік як критерій для визначення донозологічного стану організму молодших школярів. //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту. – 2011.- № 8
- ОмельченкоТ.Г. Пріоритетні фактори структури донозологічного стану організму дітей молодшого шкільного віку. //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту. – 2011.- № 12
- Презлята Г. Заняття фізкультурою та здоров’я: Мед.-пед. Моніторинг – К.,2006