УДК 372.8

О РЕАЛИЗАЦИИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВИДЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА»

Николаева Наталья Семеновна
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры сервиса, рекламы и социальной работы

Аннотация
В статье описывается авторская методика оценивания учебной деятельности по дисциплине «Виды и тенденции развития туризма». Уделено внимание разработке показателей оценивания самостоятельной работы. Представлены критерии оценки деятельности и их показатели.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, оценка деятельности, самостоятельная работа


ON THE IMPLEMENTATION OF SCORE-RATING SYSTEM FOR COURSE «TYPES AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF TOURISM»

Nikolaeva Natalia Semenovna
Sholom-Aleichem Priamursky State University
candidate of pedagogical sciences, associate professor, Associate Professor of the service, advertising and social work

Abstract
The article describes the author's method of evaluation of learning activities in the discipline «Types and trends in the development of tourism». Attention is paid to the development of indicators for the assessment of independent work. Presents criteria for evaluating the activities and their indicators.

Keywords: evaluation, independent work, score-rating system


Библиографическая ссылка на статью:
Николаева Н.С. О реализации балльно-рейтинговой системы по дисциплине «Виды и тенденции развития туризма» // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2788 (дата обращения: 13.07.2023).

Балльно-рейтинговая  система контроля достижений студентов является одной из составляющих системы управления качеством образования в любом высшем учебном заведению. Балльно-рейтинговая система состоит из двух взаимосвязанных подсистем: модульной и рейтинговой.

Модульная  подсистема ориентирована на обеспечение регулярной работы студентов в течение всего семестра и на объективность оценки преподавателем знаний, полученных студентом в период изучения того или иного модуля. Основой модульной подсистемы является деление содержания учебной дисциплины на смысловые блоки (модули). Освоение каждого модуля завершается контрольной точкой. Успешность освоения каждого смыслового блока отображается в баллах, начисляемых за качество текущей деятельности и качество прохождения контрольной точки.

Рейтинговая подсистема направлена на обеспечение объективности контроля учебных достижений студентов по изучаемой дисциплине. Основой рейтинговой подсистемы является формирование сводной оценки (рейтинга) учебных достижений каждого студента по дисциплине. Любое заинтересованное лицо  (студент, преподаватель, родитель, работодатель и др.) имеет право свободного доступа для ознакомления со всей базой балльно-рейтинговой системы на сайтах университета [1].

Все преподаватели кафедры сервиса, рекламы и социальной работы разрабатывают на основе общих положений по своим дисциплинам балльно-рейтинговую систему контроля достижений студентов.

Исследованиями в области  разработки балльно-рейтинговой системы занимались многие ученые. М.В.Афонина,  А.А.Смолкина [2] рассмотрели балльно-рейтинговую систему в решении педагогических задач. С.Н.Белова [3] показала балльно-рейтинговую систему оценки качества подготовки студентов как элемент системы менеджмента качества образовательного процесса в вузе. Модульно-компетентностный подход к подготовке специалистов представила М.И.Бекоева [4]. Как метод оценки качества образования в вузе использовала балльно-рейтинговую систему Н.В.Богдан [5]. Е.Г.Булатова [6] применила квалиметрический подход для расчёта рейтинга студента. Н.А.Зайцева [7] показала особенности и практику применения балльно-рейтинговой системы. Компетентностно ориентированная технология организации самостоятельной работы студентов в деятельности профессорско-преподавательского состава разрабатывалась И.В.Ильиной [8]. В.М.Каточков, М.А.Сафронова [9] исследовали внедрение кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем в образовательный процесс университета. И.Н.Мовчан показала роль контроля в учебной деятельности студентов [10]. О.Б.Голубев, О.Ю.Никифоров представили особенности инновационной архитектуры учебного взаимодействия в цифровой школе [11]. Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации выделил Р.И.Остапенко [12]. На примере дисциплин математического цикла показал применение балльно-рейтинговой системы в вузе А.О.Сыромясов [13]. Исследования Ю.А.Шихова и др. показали важность квалиметрического подхода в формировании компетенций будущих педагогов [14-16].  В Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема описали применение балльно-рейтинговой системы Н.Баженова,  Б.Фишман [17], Р.И.Баженов [18-23], Д.В.Лучанинов [24-26], Ю.П.Штепа [27-28].

Представим пример работы по балльно-рейтинговой системе в рамках дисциплины  «Виды и тенденции развития туризма».

Вся дисциплина разбита на четыре модуля:

  • подвиды и разновидности туризма,
  • активный и пассивный туризм,
  • тенденции развития международного туристского рынка;
  • приоритетные направления развития туризма в России.

Содержание моделей отражается в темах: Подвиды и разновидности туризма. Активный и пассивный туризм. Деревенский и экзотический туризм. Культурный и событийный туризм. Молодежный и космический туризм. Тенденции развития международного туристского рынка. Тенденции развития международного туристского рынка по (А.Ю.Александровой). Тенденции развития международного туристского рынка (по В.А.Квартальнову). Современные и перспективные направления развития индустрии гостеприимства (по Е.А.Джанджугазовой). Важнейшие направления развития туризма. Приоритетные направления развития туризма в России. Особенности национального туристского рынка. Основные тенденции изменения характера туристских потоков в конце20-начале 21 века. Перспективы развития туризма в нашей стране.

Пропорции максимальных баллов по видам деятельности распределены следующим образом:

  • рубежный контроль (зачет) (РК)- 40%;
  • текущая деятельность (ТД) – 30%;
  • все контрольные точки (КТ) – 30%.

Представленное распределение согласуется с зарубежными исследованиями [29] и программами учебных дисциплин [30].

Итоговая оценка является аддитивной величиной: менее 50 баллов – «неудовлетворительно»; 50-59 баллов – «удовлетворительно»; 60-84 баллов – «хорошо»; 85-100 баллов – «отлично».

Большую роль в формировании профессиональных компетенций играет самостоятельная работа по дисциплине. При подготовке к занятиям студенты изучают различную литературу, знакомятся с научным опытом преподавателя [31-33]. Покажем распределение баллов для оценивания самостоятельной работы (табл. 1). В табл.1 представлены виды самостоятельных работ студентов по дисциплине и указаны баллы, которые может заработать студент за текущую деятельность, за контрольные точки и рубежный контроль.

Таблица 1 – Распределение баллов по видам деятельности

Вид оцениваемой деятельности

Всего
баллов (б)

ТД

(б)

КТ

(б)

РК

(б)

СРС1.Защита реферата по теме «Полярный туризм»

3

3

СРС2. Защита реферата по теме «Озерный туризм»

3

3

СРС3. Опишите механизм функционирования туристского рынка

13

3

10

СРС4. Составьте перечень туристских центров, объектов, явлений, способных вызвать наибольший интерес у иностранных туристов ДФО

13

3

10

СРС5. Перечислите и охарактеризуйте основные тенденции динамики туристского рынка

13

3

10

СРС6. Определите факторы благоприятствующие и препятствующие развитию туризма в России

3

3

СРС7. Каковы направления развития внутреннего туризма в России?

3

3

СРС8.Перечислите основные факторы развития международного туризма

3

3

СРС9. Какова роль внешних и внутренних факторов в развитии международного туризма?

3

3

СРС10. На каких принципах основана концепция устойчивого развития туризма?

3

3

Зачет

40

40

ИТОГО

100

30

30

40

Важную роль в балльно-рейтинговой системе играют критерии оценки деятельности и составление их показателей (табл.2).

Таблица 2 – Критерии оценки деятельности и их показатели

Вид оцениваемой деятельности

Показатель оценки

Баллы

Выполнение и защита лабораторной работы Защита результатов, ответы на контрольные вопросы

(в зависимости от сложности  работы)

2-8

Выполнение работы, показ результатов и отчета

1

Оценка участия в дискуссии

Активное включение в процесс работы

2

Промежуточное значение

1

Пассивность во время занятия или отсутствие на нем

0

Оценка совместного выполнения задач поставленной группе Активное включение (не менее 6 сообщений)

2

Промежуточное включение (от 3 до 6 сообщений)

1

Пассивность или отсутствие

0

Оценка выполненного задания Задание выполнено полностью, без замечаний (с незначительными замечаниями)

2

Задание выполнено частично, с недочетами (ошибками)

1

Задание не выполнено или выполнено менее чем на 50 %

0

Оценка преподавателем и студентами активности и содержания обсуждения

Активное включение (не менее 6 сообщений)

2

Промежуточное включение (от 3 до 6 сообщений)

1

Пассивность или отсутствие

0

Тест по СРС оценка в тесте «4» или «5»

2

оценка в тесте «3»

1

Зачет

Округление до большего  целого (процент правильных ответов*40)

0-40

Важно в начале семестра довести до студентов график освоения дисциплины (табл.3).

Таблица 3 – График освоения учебной дисциплины

Модули Характеристика контрольной точки Сроки прохождения контрольной точки
Подвиды и разновидности туризма Коллоквиум по теме «Активный и пассивный туризм» 4 неделя
Тенденции развития международного туристского рынка Дискуссия на тему «Молодежный и космический туризм» 8 неделя
Приоритетные направления развития туризма в России Круглый стол «Перспективы развития туризма в нашей стране» 12 неделя

Учитывая характер баллов, начисляемых за качество прохождения контрольной точки, представленный в  графике освоения учебной дисциплины, принято следующее распределение максимальных баллов (табл. 4).

Таблица 4 – Распределение баллов за прохождение контрольных точек

Контрольные точки Контрольная точка 1 Контрольная точка 2 Контрольная точка 3
Баллы за качественное прохождение 20 20 10

Таким образом, максимально возможная величина баллов, начисляемых за качество прохождения контрольной точки, будет составлять 50 баллов.

Определение текущего значения баллов за прохождение контрольной точки выполняется согласно следующим критериям: качество освоения учебного материала и реальное самоуправление текущей учебной деятельностью. Учет указанных критериев отражен в табл.5.

Таблица 5 – Оценка прохождения контрольной точки

Критерии
Качество освоения учебного материала Реальное самоуправление
Показатели Баллы Показатели Баллы
Задание контрольной точки выполнено полностью 6 (8) Контрольная точка пройдена в срок 4
В ходе верного выполнения задания контрольной точки были допущены отдельные ошибки 4 (6) Контрольная точка пройдена с опозданием до одной недели 2
Задание контрольной точки не выполнено, но намечен верный путь решения задания контрольной точки 3 (4) Контрольная точка пройдена с опозданием более чем на одну неделю 0

При работе по балльно-рейтинговой системе важным является распределение максимально возможной величины баллов, начисляемых за качество текущей деятельности (табл.6). Студенты, не прошедшие контрольную точку по уважительной причине, получают ноль баллов и имеют право на текущий добор баллов в течение семестра по усмотрению преподавателя.

Таблица 6 – Оценка качества текущей деятельности

Деятельность студента, учитываемая в системе баллов, начисляемых за качество текущей деятельности Баллы
Посещение лекций 12
Продуктивность участия в практических занятиях 16
Самостоятельная работа с литературой 10
Доклад по одной из тем, предложенных для самостоятельной работы студента (по желанию) 12

В результате многолетнего использования балльно-рейтинговой системы можно сказать, что она дает положительный результат, позволяет студентов привлечь к алгоритмизированному оцениванию своей деятельности, стимулирует  выполнение самостоятельной работы, четко обоснование оценки  на экзамене или зачете.


Библиографический список
  1. Стандарт организации система менеджмента качества Балльно-рейтинговая система контроля достижений студентов СТО-СМК-ДП-8.2.02-2008. Биробиджан, 2008. С.6-7.
  2. Афонина М.В., Смолкина А.А. Балльно-рейтинговая система в решении педагогических задач // Педагогическое образование на Алтае. 2013. № 1. С. 217-219.
  3. Белова С.Н. Балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов как элемент системы менеджмента качества образовательного процесса в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 70-81.
  4. Бекоева М.И. Модульно-компетентностный подход к подготовке специалистов в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова //  Школа будущего. 2013.  № 3 . С. 98-103
  5. Богдан Н.В. Балльно-рейтинговая система как метод оценки качества образования в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. № 3 (179). С. 42-45.
  6. Булатова Е.Г. Использование квалиметрического подхода для расчёта рейтинга студента // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4-2. С.76-78.
  7. Зайцева Н.А. Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 4. С. 98-105.
  8. Ильина  И.В. Компетентностно ориентированная технология организации самостоятельной работы студентов в деятельности профессорско-преподавательского состава // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 3. С. 56-62.
  9. Каточков В.М., Сафронова М.А. Внедрение кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем в образовательный процесс университета // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 24 (157). С. 37-42.
  10. Мовчан И.Н. О роли контроля в учебной деятельности студентов // Сборник научных трудов Sworld. 2007. Т. 15. № 4. С. 3-4.
  11. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Особенности инновационной архитектуры учебного взаимодействия в цифровой школе //Инновационный Вестник Регион. 2012. № 4. С. 68-72.
  12. Остапенко Р.И. Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 23-35.
  13. Сыромясов А.О. Применение балльно-рейтинговой системы в вузе (на примере дисциплин математического цикла) // Интеграция образования. 2013. № 2. С. 15-21.
  14. Шихов Ю.А. Теоретические основы квалиметрического мониторинга качества подготовки в системе “профильная школа-втуз”: монография: Екатеринбург-Ижевск, 2007. 141 с.
  15. Шихов Ю.А., Шихова О.Ф., Юшкова В.В. Формирование квалиметрической компетенции бакалавров – будущих педагогов // Образование и наука. 2013. № 1 (100). С. 30-41.
  16. Шихов Ю.А., Шихова О.Ф. Модель мониторинга качества образования в условиях компетентностного подхода//Международное научное издание. Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013.№4(11).С.35-39.
  17. Баженова Н., Фишман Б. Балльно-рейтинговая система в ДВГСГА // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 122-127.
  18. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 48.
  19. Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 20.
  20. Баженов Р.И. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» // Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1. С. 101-102.
  21. Баженов Р.И. О методике обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 (35). С. 30-38.
  22. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика. 2014. № 8 (21). С. 24-31.
  23. Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
  24. BazhenovR.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
  25. Лучанинов Д.В. О применении балльно-рейтинговой системы образовательной организации высшего образования для оценивания учебных достижений студентов в ходе изучения дисциплины «Мультимедиатехнологии в образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38881 (дата обращения: 16.10.2014).
  26. Лучанинов Д.В. Изменение тенденций в формах занятий в контексте смешанного обучения // Информатика и образование. 2013. № 8 (247). С. 37-39.
  27. Штепа Ю.П. Оценка сложности учебных задач по информационному моделированию // Информатика и образование. 2014. № 2 (251). С. 66-67.
  28. Штепа Ю.П. Применение балльно-рейтинговой системы контроля достижений студентов для оценивания результатов педагогической практики // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39370 (дата обращения: 16.10.2014).
  29. Swinton O.H. The effect of effort grading on learning // Economics of Education Review. 2010. V.29. Is.6. P. 1176–1182.
  30. CS2316- Syllabus. URL: http://www.cc.gatech.edu/classes/AY2015/cs2316_fall/syllabus.html
  31. Баженова Н.Г., Луценко Е.Л., Николаева Н.С., Шмурыгина Н.В. Студенчество вуза в социологическом измерении. Биробиджан: Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, 2013. 316 с.
  32. Луценко Е.Л., Николаева Н.С. Трудовая занятость студентов вуза: социологический анализ // Региональные проблемы. 2012. Т. 15. № 2. С. 67-70.
  33. Николаева Н.С. Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2011. № 4. С. 172-177.


Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: