УДК 379.823

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Кайль Яна Вячеславовна
Алтайский государственный университет

Аннотация
В статье рассматривается социальная сеть «Вконтакте» как фактор риска развития наркомании среди несовершеннолетних. Приводятся результаты авторского исследования групп социальной сети сдерживающих и способствующих распространение наркомании. Приводятся рекомендации по планированию внеклассной работы с учетом данного фактора.

Ключевые слова: внеклассная работа, наркомания несовершеннолетних, профилактика наркомании


EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ON THE PREVENTION OF ABUSE OF MINORS IN THE INFORMATION SPACE

Kail Yana Vyacheslavovna
Altai State University

Abstract
The article deals with the social network VKontakte as a risk factor of youth drug addiction. The article contains the results of the author’s research on the VKontakte communities either containing or promoting drug distribution. Provides guidelines for the planning of extracurricular activities taking into account this factor.

Библиографическая ссылка на статью:
Кайль Я.В. Внеклассная работа по профилактике наркомании несовершеннолетних в информационном пространстве // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2905 (дата обращения: 12.07.2023).

Здоровье ребенка – ценность и цель современной системы образования. Согласно ст. 3 действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012 г. приоритет жизни и здоровья человека является одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Охрана здоровья обучающихся включает в себя (по ст. 41 данного закона) 10 направлений деятельности: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи; 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации; 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. [1]

Объектом нашего исследования выступает одно из закрепленных законом направлений (п. 7) – профилактика наркомании среди несовершеннолетних. Актуальность исследования по данной тематике обусловлена складывающейся социальной ситуацией. Так, согласно статистическим данным ВОЗ, основной возраст первого знакомства с наркотическими веществами приходится на 10-14 лет (41%): в основном это курение марихуаны и гашиша, употребление ингалянтов [2].

Известно, что профилактике наркомании в образовательных организациях уделяется существенное внимание в процессе организации внеклассной работы с учащимися:

– проблемы вреда психоактивных веществ обсуждаются на тематических классных часах;

– в образовательных организациях проводятся социальные акции, направленные на пропаганду здорового образа жизни;

– в школах Алтайского края работает «Наркопост»;

– педагоги-психологи и социальные педагоги проводят тренинги серии «Умей сказать «нет», коммуникативный тренинг, тренинг гармонизации детско-родительских отношений;

– популярными становятся флэшмобы, привлекающие внимание целевой группы к здоровому образу жизни, позиционирующих ценность здоровья и здоровьесбережения.

Однако, на наш взгляд, в настоящее время во внеклассной работе важно учитывать влияние еще одного фактора риска – киберпространства, которое обусловливает изучение информационных ресурсов, влияющих на процесс социализации учащихся.

Всем известно, что современные школьники большую часть свободного времени проводят за компьютером, предпочтительно в социальных сетях. Сегодня трудно встретить ребенка, не имеющего аккаунт в социальной сети «Вконтакте», число зарегистрированных пользователей в которой на октябрь2014 г. составляет- 273209891 человек. Поэтому, можно считать заблуждением, что «дома ребенок полностью огражден от информации, способствующей распространению ПАВ». Это подтверждают результаты нашего исследования, предметом которого стала информация, провоцирующая пропаганду наркотических средств в данной социальной сети.

На сайте «Вконтакте» анализу подверглись группы, содержащие в своем названии слово «наркомания» и «наркоман». В процессе исследования таких групп выявилось – 13798. Создателями таких групп являются молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет. Анализ содержания представленных в социальной сети материалов показывает, что имеет место быть пропаганда употребления ПАВ. Например, 33 сообщества с названием «Дневники наркомана», где участники анонимно делятся личным опытом употребления различных видов наркотических веществ, можно назвать «пособием для начинающих» («Первый раз сегодня попробовала кокс. Сначала мы нюхали в женском туалете, а потом на паре. И знаете, это самая лучшая дрянь, которую я нюхала» или «Привет всем. Короче тема такая два года сижу на курительных, сначала травка, а сейчас только шок, пробовала скорость – пришлось не по вкусу, безумно хочу попробовать герыч, но что-то отталкивает меня от этой идеи. Посоветуйте мне такое, чтоб голову оторвало»). В данных группах можно получить информацию как выращивать мак и анонимно узнать цену на интересующее наркотическое вещество в конкретном городе.

Наиболее популярными темами для обсуждения «Вконтакте» являются: наличие опыта в употреблении, воздействие на организм наркотических веществ: «Признаешься своему парню, что употребляешь?», «Что заставило отказаться от употребления?», «У Вас есть сила воли бросить наркотик?», «Расскажите про дурман», «Скоро выходные. А вы уже затарились?», «Есть тут кто-нибудь, кто пробовал грибочки психоделические? Если да, то расскажите о своих впечатлениях, поделитесь мыслями» и др.

В социальной сети можно также встретить объявления типа: «Продам курительные смеси! Легальные наркотики! Супер Акция Доставка ПО РФ 1гр – 500рублей! Работаем закладками», а также любой желающий может узнать «свой» вид спайса, ответив на вопросы теста «Какой вид спайса тебе подойдет?».

Группы, позиционирующие себя в качестве противников наркомании, ценителей здорового образа жизни, тем не менее, пестрят многочисленными фотографиями и видеороликами, которые демонстрируют людей в наркотическом опьянении, а также способы приготовления «зелья» и как различные виды наркотиков влияют на настроение и т.п.

Таким образом, наше пилотное исследование показало, что социальная сеть в киберпространстве в настоящее время выступает фактором риска, катализатором распространения ПАВ в подростковой среде, в силу доступности, популярности и, полагаем, также по причине нехимической аддикции несовершеннолетних – Internet-зависимости. Поэтому при планировании внеклассной работы с учащимися важно учитывать влияние данного фактора. Каким образом? В качестве предложений, считаем, возможным:

– привлечение учащихся любых образовательных организаций (школ, училищ, колледжей, вузов) к исследовательской деятельности в направлении изучения содержания информации в социальных сетях;

– создание вместе с учащимися страниц в социальных сетях, пропагандирующих здоровый образ жизни, социально-полезные виды деятельности для несовершеннолетних;

– регистрацию классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, родителей в социальных сетях в целях отслеживания интересов несовершеннолетних, их подписок, друзей;

– создание в социальной сети «страницы доверия», где несовершеннолетний может анонимно рассказать о своей проблеме и получить консультативную помощь.

– социальную рекламу на сайте школы страниц и групп в социальных сетях, полезных для духовного, творческого, нравственного, физического, умственного, экологического, трудового воспитания учащихся.


Библиографический список
  1. Информационные ресурсы ВOЗ [Электронный ресурс]: информационные бюллетени. – Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/ru – Загл. с экрана.
  2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.12.2012 №273-ФЗ ред. от 29.12.2012.- Режим доступа: КонсультантПлюс.


Все статьи автора «Кайль Яна Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: