Проблемы здоровья младших школьников в последние десятилетия являются темой обсуждения медиков, педагогов, общественных деятелей – всех заинтересованных лиц. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Российской Академии медицинских наук количество здоровых дошкольников около 10%, среди поступающих в школу хронические заболевания имеют 50% детей. Введение последних стандартов образования и соответствующие изменения согласно новому закону «Об образовании в РФ» предполагают внедрение здоровьесберегающих методов и приемов работы с обучающимися, в том числе с младшими школьниками.
Работа воспитателем младшей группы в течение 17 лет в санаторной школе-интернате для детей, нуждающихся в длительном лечении, позволила мне накопить большой практический опыт и разработать комплексно-целевую программу оздоровительной направленности для младших школьников. Официальный статус школы предполагает обучение и оздоровление детей, нуждающихся в длительном лечении. Под это определение попадают дети из семей социального риска или дети, чьи родители лишены родительских прав. На практике это означает, что ребенок не только не подготовлен к школе, но не владеет даже первичными навыками гигиены и санитарии. Обучить его всему этому – наша задача. Для этого и разработана уникальная авторская Программа курса санитарно-гигиенического просвещения, рассчитанная на 4 года. Программа одобрена Воронежским ОИПКиПРО, Информационно-диагностическим центром.
Она предусматривает поэтапный процесс овладения первичными, необходимыми и достаточными знаниями, умениями и навыками в области санитарии и гигиены. Особенно актуальна она для младших учеников школы-интерната, овладевающих этими знаниями позднее своих сверстников из полноценных семей.
Посредством практикумов, ролевых игр, реальных и виртуальных экскурсий, театральных представлений воспитывается самостоятельность ребенка в санитарно-гигиеническом обслуживании, происходит знакомство с правилами личной гигиены, усваиваются понятия об основах физиологии человека, о простейших приемах сохранения здоровья.
Воспитатели младшей группы, педагоги и медики принимают активное участие в реализации данной Программы. Цель ее – сформировать в сознании маленького человека прочную доминанту здорового образа жизни, правильный режим работы и отдыха, осознанно отрицательное отношение к вредным привычкам (курение, алкоголь, наркотики и др.), в конечном итоге, заложить стремление к здоровому образу жизни в целом. Серьезнейшие задачи санитарно-просветительской работы решаются в виде игры в «Школе доктора Пилюлькина». Уроки проходят еженедельно, в рамках занятий в общешкольной Программе развития младших школьников «Солнечный город». «Уроки доктора Пилюлькина» помогают ликвидировать пробелы в представлениях детей о гигиене и санитарных нормах, принятых в цивилизованном обществе, дают необходимые знания о наиболее распространенных болезнях и их симптомах, о лекарствах и опасности их бесконтрольного применения.
Важным этапом в освоении ребенком мира и приобщении к социуму является получение необходимых в повседневной жизни навыков. Получаемые на этом этапе развития знания расширяют круг возможностей ребенка, развивают его как личность. А результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей сформируются понятия о здоровом образе жизни.
Библиографический список
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием// АЛЬМАНАХ ИКП, 2001.- №4
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка, М., 2000
- Буре Р.С. Воспитатель и дети.- М.: Просвещение, 2006.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. -СПб. Питер, 2007
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
- Дошкольная педагогика/Под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой -М.: Просвещение, 1988
- Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- Саратов: СГУ, 1999
- Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., 2010