Изменения, связанные с реализацией процесса информатизации затрагивают, без исключения, все направления человеческой деятельности. Особенно они заметны в системе образования, поскольку именно она является основным катализатором этих изменений.
Активное использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования привело к пересмотру существующих возможностей образовательных технологий и созданию новой, дистанционной, формы обучения, базирующейся на сервисах и ресурсах сети Интернет. Создание и реализация технологии дистанционной формы повышения квалификации педагогов сформировали необходимость исследования концептуальных подходов реализации ее составляющих, углубленного анализа его содержания, организационных и методических составляющих.
Исследованию различных аспектов дистанционного обучения (ДО) посвящены работы Андреева А.А., Кухаренко В.М., Моисеевой М.В., Морзе Н.В., Полат Е.С., Рыбалко О.В., Хуторского А.В. и др. Проблемы организации и внедрения ДО в процесс повышения квалификации педагогических работников рассматриваются в работах Антощук С.В., Быкова В.Ю., Гравита В.А., Клокар Н.И., Ляхоцкой Л.Л., Олейника В.В., Самойленко А.Н., Сиротенко Н.Г., Сысоєвой С.О., Шуневича Б.И. и др. При этом вопрос построения и реализации модели технологии дистанционной формы повышения квалификации учителей информатики еще недостаточно изучены и требуют дополнительных исследований.
Повышение квалификации учителей информатики общеобразовательных школ является сложным организационно-педагогическим процессом, включающим различные аспекты организации и проведения обучения, реализации мероприятий педагогического контроля и т.д. Соответственно, одним из важнейших вопросов создания технологии дистанционной формы повышения квалификации учителей информатики является построение соответствующей обобщенной модели, обоснование ее структуры, определение ее содержания и алгоритма реализации.
Как известно, моделирование является одним из основных категорий теоретического познания, методом опосредствованного изучения процессов и явлений, в котором используются разного рода модели [1, с.118-119]. Правильно построенная научная модель представляет собой воображаемую или материально реализованную систему, которая адекватно отражает различные свойства объекта исследования и способна заменить его таким образом, что изучение модели позволит получить новую достоверную информацию относительно объекта. По мнению Ельниковой Г.В. [2] основным преимуществом моделирования является возможность охватить систему целостно. Таким образом, следствием построения модели является возможность прогнозирования поведения объекта как в целом, так и его отдельных структурных элементов в процессе исследования. Полученная модель позволяет предусмотреть и предупредить негативные тенденции развития ситуации.
Рисунок 1 Обобщенная модель построения и реализации технологии дистанционной формы обучения в процессе повышения квалификации учителей информатики
Рассмотрим детальнее предложенную нами обобщенную модель построения и реализации технологии дистанционной формы обучения в процесс повышения квалификации учителей информатики (рис. 1). При разработке указанной модели учитывался опыт внедрения и структура дистанционной формы повышения квалификации педагогических работников в ГВУЗ «Университете менеджмента образования» (УМО) НАПН Украины, Винницком областном институте последипломного образования педагогических работников (ВОИПОПР), а также в других институтах и методических центрах системы последипломного педагогического образования (ППО).
Модель, представленная на рис. 1, содержит 4 основных этапа, а именно: предварительный, концептуальный, технологический и этап реализации. Каждый этап представляет собой отдельную функциональную подсистему указанной модели и определяется конкретными целями, структурой, содержанием. Рассмотрим выше перечисленные этапы.
Основным заданием предварительного этапа является обоснование целесообразности и возможности внедрения технологии дистанционного обучения в процесс повышения квалификации учителей информатики с целью повышения качества и эффективности обучения слушателей. Структурно-функциональная модель предварительного этапа представлена на рис. 2.
Рисунок 2. Структурно-функциональная модель предварительного этапа создания и реализации технологии ДО в процессе повышения квалификации учителей информатики.
Результатом реализации предварительного этапа стали анализ и оценка состояния подготовки учителей информатики; обоснование целесообразности внедрения ДО в процесс повышения квалификации учителей информатики в ВОИПОПР; создание различных видов обеспечения процесса повышения квалификации учителей информатики. Это позволило способствовать принятию решения руководства института о внедрении дистанционной формы повышения квалификации учителей информатики в ВОИПОПР и переходу к реализации концептуального этапа.
Разработка концептуальных подходов внедрения ДО в процесс повышения квалификации учителей информатики в ВОИПОПР базировалась, в первую очередь на концепции ДО в системе повышения квалификации работников образования, разработанной В.В.Олейником [3]. Кроме того, учитывался опыт работы УМО НАПН Украины, как лидера внедрения ДО в системе ППО, ВОИПОПР и других украинских ВУЗов.
Рисунок 3. Структурно-функциональная модель концептуального этапа создания и реализации технологии ДО в процессе повышения квалификации учителей информатики
Основной задачей второго этапа стала разработка, обсуждение и утверждение концепции и программы внедрения ДО в процесс повышения квалификации учителей информатики. Структурно-функциональная модель концептуального этапа внедрения ДО представлена на рис.3.
В процессе реализации концептуального этапа были конкретизированы, относительно ВОИПОПР, общенаучные категории внедрения ДО, а именно: цель, этапы, стратегия, формы организации и т.п.; определены принципы внедрения ДО, которые учитывают как общепедагогические положения, так и особенности последипломного педагогического образования. Была разработана соответствующая программа внедрения дистанционной формы повышения квалификации, прошедшая обсуждение и утверждение ученым советом ВОИПОПР, которая позволила решить проблемы взаимодействия структурных подразделений института, реализации педагогического контроля и т.п.
Концептуальный этап внедрения ДО позволил обосновать необходимость поэтапной структуры повышения квалификации, выбор очно-дистанционной формы обучения, «кейс»+сетевую технологию ДО, а также бюджет времени повышения квалификации учителей информатики в ВОИПОПР (рис.4), что позволило прейти к третьему, технологическому этапу.
Рисунок 4. Бюджет времени повышения квалификации учителей информатики с использованием очно-дистанционной формы обучения
Основным содержанием технологического этапа внедрения ДО в процесс повышения квалификации учителей информатики является разработка и апробация документов, которые регламентируют организацию учебного процесса, а также его обеспечения. Основным документом ВОИПОПР, регламентирующим организацию и обеспечение учебного процесса в дистанционной форме обучения является Положение об организации очно-дистанционного повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в Винницком областном институте последипломного образования педагогических работников [4]. На основе указанного положения для учителей информатики нами были разработаны две группы документов: регламентирующие (программа повышения квалификации по очно-дистанционной форме обучения, учебный и учебно-тематические, индивидуальный планы) и учетные (таблицы результатов педагогического контроля, зачетная ведомость, протокол заседания комиссии по защите выпускных работ, а также ведомость учета успешности повышения квалификации – документ, который фиксирует фактические результаты повышения квалификации).
Рисунок 5. Структурно-функциональная модель технологического этапа создания и реализации технологии ДО в процессе повышения квалификации учителей информатики.
Как представлено на рис. 5, основным содержанием второй части технологического этапа является апробация разработанных нами всех видов обеспечения организации учебного процесса на базе ДО в ходе планового повышения квалификации учителей информатики. Апробация была проведена в рамках программы проведения педагогического эксперимента по внедрению ДО в процесс повышения квалификации учителей информатики, который проводился в ВОИПОПР в течении 2010-2013 гг.
Результаты апробации всех видов организации и обеспечения повышения квалификации учителей информатики позволили реализовать заключительный этап в процессе перехода к ДО при повышении квалификации учителей информатики. Основными заданиями этого этапа стали:
- Утверждение в установленном порядке всех документов, которые регламентируют организацию учебного процесса повышения квалификации учителей информатики на основе ДО;
- Закрепление за слушателями определенной категории специально оборудованной аудитории (компьютеров, установленного программного обеспечения, подключения к Интернет и т.п.);
- Внесение в план-график повышения квалификации педагогических работников на год групп учителей информатики с использованием очно-дистанционной формы обучения;
- Размещение на сайте института необходимой информации относительно повышения квалификации учителей с использованием ДО.
Таким образом, разработанная нами структурно-функциональная модель создания и реализации технологии ДО в процесс повышения квалификации учителей информатики содержит основные существенные, взаимосвязанные, но функционально отличные, элементы процесса внедрения ДО, демонстрирует связи и отношения между ними, а также определяет последовательность их разработки. Модель базируется на соответствующей концепции и четко структурирует процесс внедрения ДО, наглядно представляет его в виде логически завершенного процесса.
Предложенная нами модель универсальна, так как может быть применена для других категорий слушателей института ППО с учетом возможных изменений в структуре и содержании последипломного педагогического образования.
Библиографический список
- Линёва И.О. Педагогические условия подготовки руководителей общеобразовательных учебных заведений к внедрению образовательных инноваций. / И.О.Линьова //дис… канд. пед. наук: 13.00.04 / Киевский университет им.Б.Гринченка. –Киев, 2012. – 245с., с.118-119
- Теоретические и методические основы моделирования профессиональной компетентности руководителей учебных заведений: монография /[Ельникова Г.В., Зайченко О.И., Маслов В.И. и др.]; под ред. Г.В.Ельниковой. – К.; Черновцы: Книги –XXI, 2010. -460с.
- Олейник, В. В. Концепция дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников / В. В. Олейник. – К. : ЦИППО, 1999. – 14 с.
- Положение об организации очно-дистанционного повышения квалификации руководящих и педагогических работников в Винницком областном институте последипломного образования педагогических работников. Утверждено ученым советом института 31 марта 2008 года. Протокол №1. Винница, 2008. – 40 с.