УДК 37.017.92:378.047:8020

CИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Куратова Ольга Анатольевна
Университет иностранных языков и деловой карьеры
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Аннотация
В данной статье отмечено, что интеграция межпредметных знаний представляет собой важный способ успешного формирования личности студента. Эта деятельность естественно связана с высшим образованием и направлена на достижение определенной цели - формирование значимых социальных и ценностных качеств студента языкового вуза. Особое значение в формировании у студентов гуманных качеств личности имеет воспитание их в духе национальной толерантности.

Ключевые слова: синергетический принцип, формирование гуманистической личности студента


ТHE SINERGETICHESKY APPROACH IN THE COURSE OF FORMATION OF THE HUMANISTIC PERSON OF THE STUDENT

Kuratova Olga Anatolevna
University of foreign languages and business career
candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of foreign languages

Abstract
In given article it is noticed, that integration of intersubject knowledge represents the important way of successful formation of the person of the student. This activity is naturally connected with higher education and directed on definite purpose achievement - formation of significant social and valuable qualities of the student of language high school.

Библиографическая ссылка на статью:
Куратова О.А. Cинергетический принцип в процессе формирования гуманистической личности студента // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3081 (дата обращения: 12.07.2023).

Необходимо отметить, что в последнее время научно-педагогическая общественность проявляет живой интерес к проблеме межпредметных связей. И это вполне естественно, так как опыт лучших педагогов страны доказал эффективность использования межпредметных связей не только в процессе обучения, но и во всестороннем воспитании и развитии студентов.
К.Д.Ушинский по поводу межпредметных связей писал: «Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и по возможности обширный взгляд на мир и его жизнь», «…кроме специальных понятий, принадлежавших каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам» [1, с. 124].
Как свидетельствуют данные, педагоги пришли к общему мнению, что идея межпредметных связей в большей степени развивается именно по линии координации учебных предметов на основе общности их учебно-познавательных целей.
В «Концепции гуманитарного образования Республики Казахстан» указывается, что на уроках истории, литературы, иностранного языка и других предметов надо последовательно воспитывать гуманно-нравственные качества и формировать умения отстаивать свои гуманистические убеждения, на основе чего формировать гуманистическое поведение учащейся молодежи [2].
Нами предпринята попытка выявить потенциальные возможности дисциплин «Иностранный язык» и «Казахская литература» в гуманизации образования студентов средствами межпредметных связей. В основу данной идеи взято положение о преобразующей функции такого педагогического феномена как «межпредметная интеграция знаний» в формировании гуманной личности.
Иностранный язык вносит большую лепту в воспитание социально-активной личности; что способствует формированию гуманистических убеждений студента, на место человека в природе и в обществе, на характер отношений в сфере, в которой он живет, к самому себе и т.д. При обучении осуществляется воспитание важнейших моральных качеств личности: патриотизм и гуманизм. Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания средствами иностранного языка является чтение художественной литературы на занятиях по домашнему чтению, т.к. художественная литература направлена на познание человека и позволяет накапливать жизненный опыт.
Взаимосвязь иностранного языка и литературы приносит свои положительные плоды: происходит приобщение к богатствам национальной и мировой художественной культуры, что способствует формированию диалектического мировоззрения, гуманистических убеждений студентов, их активной жизненной позиции. Главный акцент ставится на анализ литературного текста, его ценностей как самостоятельного литературного явления, на подготовку студентов к его полному восприятию. Происходит извлечение из текста содержащихся в нем идей для обогащения студентов системой общегуманистических ценностей. В этом плане существенное значение придается изучению творческих биографий писателей.
Наши наблюдения показали, что художественные произведения представляют богатый материал для анализа проблем гуманизма, таких как выяснение сущности смысла жизни, долг, честь, совесть. Они прививают студентам такие качества как честность, добросовестность, доброту. Прекрасное в характере литературных героев должно рождать у студентов высокие чувства. Для этого студентов нужно приучать к сопоставлению характеров литературных героев, к анализу их поступков, воспитывать требовательность к своему поведению, стремление к самодисциплине и самосовершенствованию.
Особое значение в формировании у студентов гуманных качеств личности имеет воспитание их в духе национальной толерантности. Художественные произведения немецких и казахских писателей содержат достаточный материал, чтобы показать, что объединяет народы, проживающие в Казахстане. Художественная литература изображает жизнь людей, раскрывает их духовный мир посредством художественных образов. В процессе экспериментально-опытной работы мы убедились в том, что благодатным материалом для установления межпредметных связей, оказывающих эффективное воздействие на гуманное воспитание студентов, является изучение жизни и творчества писателей (Гете, Абая).
Примечательно в этом отношении высказывание А.Энштейна о том, что моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для становления поколения и всего хода жизни, чем чисто интеллектуальные достижения [3, с. 78].
Следовательно, большое место должно отводиться изучению биографии писателей. Именно на этом материале можно показать тесную связь между становлением нравственного облика писателя с эпохой, в которой он жил и работал, и доказать, что созданное им произведение рождено конкретными историческими условиями. Отсюда появляется необходимость глубоко и всесторонне раскрывать связи передовых идей того времени с общественной деятельностью, идеалами и стремлениями самого писателя, его отношение к ведущим идеям эпохи. Здесь прослеживается связь между иностранным языком, литературой и историей. Исторические знания студентов влияют на восприятие социального смысла явлений
художественных произведений. Поэтому преподаватели, занимающиеся проблемой межпредметных связей, прежде чем приступить к изучению отдельных произведений, считают необходимым глубже разобраться в тех исторических событиях, которые отражены в них, дать им совместно со студентами соответствующую оценку. Использование художественной литературы вызывает соответствующее эмоциональное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждает сочувствие, восхищение, одобрение. Исторические события и факты становятся более понятными, развивается интерес к историческим знаниям, осознается значение художественной литературы, для лучшего осмысление исторических явлений,
законов развития общества, для более глубокого понимания жизни.
Перед педагогами появляется задача помочь студентам как можно лучше извлечь из содержания гуманитарных дисциплин все самое ценное и необходимое для формирования гуманной личности студента. Изучение художественных произведений дает благоприятные возможности обратить внимание студентов на человека, как субъекта деятельности, творчества, высокие человеческие идеалы и с этих позиций помочь вникнуть студентам во внутренний мир героев произведений и использовать их идеи для формирования гуманистических убеждений личности и соответствующего поведения.
В процессе изучения художественных произведений обогащаются чувства гуманности студентов, так как гуманность начинается с умением понять другого человека, понять чужой образ жизни, обычаи, склад мышления, гуманизм еще означает способность замечать положительное у другого человека, у другого народа, верить в его созидательные силы, означает желание заимствовать положительное, стремиться к дружеским контактам.
Следует отметить, что единые задачи – воспитывать и образовывать личность имеют литература и педагогика.
Назначение педагогики в содружестве с гуманитарными науками можно обозначить следующим образом: литература вместе с философией отражают определенные педагогические ценностные явления, выполняют мировоззренческие функции. Художественное слово является ярким выразителем педагогических идей, наравне с философией, этикой, социологией.
Литература как наука об искусстве слова имеет свои закономерности и специфику. Но человековедческая направленность ставит ее в один ряд с этнопедагогикой и педагогикой. Литература неразрывно развивается с культурой народа, всецело отображала ее тенденции. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей созданных в ходе его эволюции, транслируется через каждый предмет, в особенности гуманитарно-художественного цикла. Литература – часть культуры… Литературное образование, согласно точки зрения ученого М.В.Черкезовой – это воспитание и развитие личности в процессе изучения художественной литературы.
Исходя из определения функциональной особенности литературы, необходимо заключить, что литература воспитывает и развивает. В этом видится ее общность с педагогикой и психологией. Бесспорна мысль о гуманистической миссии как философии так и литературы и педагогики. Объединившись, они создают целостное сочетание на границе разных знаний с ярко выраженным воспитательно-развивающим потенциалом [4].
На рисунке представлена интеграция гуманитарных дисциплин, направленная на формирование гуманистической личности студента.
Убеждения формируются в опыте человека под влиянием окружающей действительности, всего строя его жизни и деятельности, в процессе учебно-воспитательной работы. Знания не будут служить источником убеждений, если для них не будет подготовлена почва путем создания у студентов опыта общественных отношений, нравственного поведения. Опыт жизни и деятельности студентов должен соответствовать тем моральным нормам, которые лежат в основе формирующихся убеждений.
Современный процесс обучения, построенный на межпредметных связях, формирует у студента широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования.


Библиографический список
  1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М.: 1989, 27 с.
  2. Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан //Вестник высшей школы Казахстана.-1995.-№2.
  3. Шалтаева Р. Теоретические и практические предпосылки создания в современном вузе системы формирования нравственной культуры студентов //  Достояние нации. -  2005.- № 4. – С. 96-99.
  4. Черкезова М.В. Литература  и культура. //Культурная инициатива. М.: 1999, 237 с.


Все статьи автора «kuratova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: