В России в настоящее время образованию отводится ведущая роль в духовно-нравственной консолидации общества. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркивает: «Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а
укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России» [1].
Необходимым условием модернизации системы образования, на современном этапе в нашей стране, выступают компетентностный подход, идея гуманизации образования и непрерывность повышения педагогического мастерства педагогов общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждений, а также преподавателей высшей школы.
Под гуманизацией высшего образования следует понимать многоуровневый социокультурный процесс, который наполняет образование современным гуманистическим содержанием, формирует основы гуманистического мировоззрения, выражаемого в конкретных, близких людям духовно-нравственных образцах, которые закрепляются в общественных нормах и ценностях и таким образом переводят идеи гуманизма из должного в общественную практику [2].
Проблема гуманизации высшего медицинского образования закономерно становится актуальной в периоды модернизации различных сторон жизни общества. Это связано с тем, что профессия врача на протяжении своего исторического существования многократно подвергалась влиянию разнообразных социально-политических, экономических и других факторов, которые нередко приводили к дегуманизации этого вида профессиональной деятельности. Данное обстоятельство актуализирует постоянное обращение к обозначенной проблеме, необходимость анализа дегуманизирующих факторов и нахождения путей по их устранению [3].
Гуманизация высшего медицинского образования предполагает ориентацию будущих врачей на общечеловеческие гуманистические ценности и проблемы конкретного человека в системе медицинской помощи. Несмотря на исключительную важность того, что изучают студенты в медицинских вузах, содержание образования – это лишь часть многофункциональной и сложной по структуре системы профессионального медицинского образования, влияющей на качество подготовки специалистов и в дальнейшем на эффективность их профессиональной деятельности. Для того чтобы выпускники медицинских вузов в кратчайшие сроки успешно адаптировались к своей профессиональной среде, медицинское образование должно быть максимально адаптировано к существующей в государстве системе здравоохранения, процессам ее реформирования и тенденциям развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения для подготовки врачей различной специализации ориентирован на развитие креативных способностей студентов, на формирование профессионалов обладающих способностью к самостоятельному поиску и оперативной интеграции в свой профессиональный арсенал любой информации, способствующей формированию новых или обновлению уже имеющихся компетенций. Именно способность к самостоятельному совершенствованию своего профессионализма может обеспечить врачу в современном мире, в эпоху информатизации общества сравнительно независимое социально-экономическое положение. Только врачи способные к расширению диапазона профессиональных компетенций могут уверенно чувствовать себя на рынке труда, независимо от складывающейся экономической ситуации в стране и мире.
Между тем, следует особо подчеркнуть, что успех практического решения проблемы гуманизации современного медицинского образования во многом зависит и от того, насколько удастся снять социально-политические причины дегуманизации врачебной деятельности. Многих специалистов, имеющих значительный опыт работы в системе здравоохранения, понимание социальной обусловленности результатов врачебной деятельности нередко приводит к осознанию бессмысленности своих профессиональных усилий. Попытки вернуть здоровье людям, живущим в деформированной социальной среде, где «нормой» являются алкоголизм, наркомания, проституция, криминализация всех сфер жизни, зачастую имеют своим следствием профессиональную деформацию. В этом случае врач нередко становится равнодушным исполнителем рутинных обязанностей, ограничивая свою деятельность чисто медицинскими функциями [4].
Еще одной немало важной причиной, влияющей на дегуманизацию профессии врача, является постоянно углубляющаяся технологизация и специализация врачебного дела. Усложнение медицинской практики, внедрение в процессы лечения и реабилитации больных высокотехнологичных процедур, основанных на последних достижениях науки, характерные для систем здравоохранения развитых стран, обусловливают и узкую специализацию в подготовке врачей [4].
Однако не следует забывать, что всего лишь столетие назад медицинская подготовка осуществлялась в системе университетского образования на фундаменте основательной естественнонаучной и гуманитарной подготовки. Врачи, оканчивающие университеты, становились, как правило, врачами общей медицинской практики, что по определению предполагало системный подход к оценке человеческого здоровья и к лечению болезней. Дислокация медицинских факультетов в составе университетов способствовала широкому естественнонаучному и гуманитарному образованию будущих специалистов, обмену идей, концепций и теорий, что также способствовало формированию широкого научного мировоззрения будущих врачей. Интеллигентность как свойство личности всегда определялась и определяется поныне широтой культурного кругозора, обрести который можно только путем всестороннего образования, самообразования и развития креативных способностей.
Такого рода медицинское образование имело два неоспоримых преимущества: системный подход к человеку и его организму в процессе лечения и оценка врачом своей профессиональной деятельности как служения долгу перед Богом и человечеством. Суть русской медицинской традиции наиболее рельефно изложена отечественным философом И.А. Ильиным в статье «О призвании врача»: «деятельность врача есть дело служения, а не дело дохода»; безотказность в помощи; «в обхождении с больными … не обобщающее, а индивидуализирующее рассмотрение»; «служение врача есть служение любви и сострадания»; деятельный характер помощи; творческий подход в исцелении; в лечении должна быть опора на «человеческий организм, как живую индивидуальность, таинственную систему самоподдержания, самопитания, самообновления»; обязателен учет «духовной проблематики своего пациента» [цит. по 5, с. 6].
Такой подход явился на рубеже XIX-XX вв. главным условием для подготовки нескольких поколений земских врачей, внесших огромный вклад в сохранение здоровья нации и улучшение демографической обстановки в дореволюционной России в целом.
Углубление специальной подготовки современного врача, бесспорно, имеет объективный характер в век информационных технологий и глобального научно-технического прогресса в целом, но этот процесс должен оптимально уравновешиваться культурно-гуманитарной составляющей высшего медицинского образования, органично интегрируемой в учебный процесс. Только в этом случае можно реализовать креативную модель обучения и обеспечить высокий уровень профессиональной и социальной мобильности выпускника медицинского вуза, вооружить его необходимыми компетенциями и способностями к самообразованию, творчеству в условиях непрерывного расширения круга профессиональных задач. Только тогда можно вести речь о непрерывном послевузовском образовании в подлинном значении этого понятия в противоположность дискретному периодическому повышению квалификации, как это имеет место сегодня в большинстве медицинских образовательных учреждений.
При реализации в образовательном процессе компетентностного подхода не только профессиональные знания, умения и навыки, но и педагогический стиль, творческий опыт, мастерство становятся потенциалом развития обучающихся. Программы повышения квалификации, таким образом, должны трансформироваться в программы развития профессиональной компетентности, содействию в становлении профессиональной индивидуальности и самостоятельности в решении педагогических задач [6].
Современный педагог, работающий в медицинской высшей школе, должен быть не только профессионалом своего дела, но и обладать развитым педагогическим сознанием с присущими ему качественными характеристиками. Гуманистическая направленность, рефлексивность, креативность, диалогичность являются теми существенными характеристиками, которые подчеркивают особый характер педагогического сознания преподавателя высшей школы на современном этапе развития общества.
Обсуждение проблемы гуманизации подготовки современного врача был бы неполным вне ее деонтологической составляющей. Отношения врача и больного во все времена рассматривались как фактор, оказывающий существенное влияние на конечный результат лечения.
Сегодня ситуация сложилась таким образом, что здравоохранение не только в России, но и в большинстве стран мира становится объектом, прежде всего, рыночных, финансовых интересов. Следует признать, что медицина во все возрастающей степени утрачивает свою гуманистическую функцию [6].
Межличностные отношения врача и пациента не могут носить чисто медицинский характер. Они способствуют институционализации социального благополучия в целом, формируя у пациентов благоприятное социальное самочувствие и позитивные социальные установки. Данное обстоятельство, по мнению Л.В. Музалевской, дает основание для того, чтобы поставить профессию врача в один ряд с такими профессиями как социальный работник, учитель, психолог [7].
И хотя функция утверждения гуманистических отношений в обществе, если ее оценивать с позиций современного медицинского образования, не имеет прямого отношения к профессиональным обязанностям врача, социальная жизнь дает немало примеров гражданского служения врачей, активнодействующих там, где имеет место непосредственная угроза практическому гуманизму. Достаточно упомянуть имена таких врачей, которые являются гордостью не только отечественной, но и мировой медицины – Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Л.М. Рошаль, С.Н. Федоров и многие другие.
Поэтому большой вклад в решение проблемы гуманизации высшего медицинского образования могут внести исследования по истории медицины и использование биографического метода в исследовании жизненного пути выдающихся представителей медицинской профессии: А. Швейцера, Н.И. Пирогова, С.П. Боткина и др. Гуманизм, благоговение перед жизнью и высокий уровень духовности, присущие выдающимся представителям медицинской профессии – все эти черты составляют собирательный образ врача гуманистической ориентации.
В тоже время нельзя забывать, что этот образ составляют не только личностные черты представителей медицинской профессии. Гуманистическая направленность профессиональной подготовки врача включает в себя, также необходимость формирования и развития специальных навыков и умений, основанных на последних достижениях медицинской науки и доведенных до высочайшего уровня профессионального мастерства. Мировой опыт подготовки профессионалов различного уровня и профиля показывает, что специальные знания, умения и навыки усваиваются тем успешнее, чем выше уровень моральной ответственности и духовного развития будущего специалиста.
Трехмерная модель здоровья, отражающая не только физическое, но также душевное и социальное благополучие человека, и нашедшая всемирное признание, должна определять как развитие современных моделей здравоохранения, так и направленность модернизации системы высшего медицинского образования. Конечной целью этих инноваций должно стать обеспечение комплексной модели здоровья (физического, социального, духовного). Эта модель значительно расширяет профессиональные функции специалистов в области здравоохранения высшей квалификации, выводя их за рамки узкой врачебной специализации на уровень широкой человековедческой и социально ориентированной медицинской парадигмы [8].
Таким образом, гуманистически ориентированным высшим медицинским образованием можно назвать такое образование, которое развивает в будущем специалисте, прежде всего, бережное сострадательное отношение к больному человеку, как к полноправному субъекту процесса восстановления здоровья, независимо от его социально-экономического статуса. Исходя из этого, гуманизацию высшего медицинского образования следует понимать как стратегическое инновационное направление в функционировании и развитии медицинских вузов, вектор которого направлен на подготовку нового поколения врачей. Врачей, способных учитывать в процессе медицинского обслуживания населения не только медико-биологические, но также и социальные, и духовные детерминанты здоровья человека; врачей, способных включать позитивное и ослаблять негативное влияние биологических, социальных и духовных факторов в целях успешного развития и воспроизводства человека и человеческой культуры [9].
Библиографический список
- Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/17118(дата обращения: 06.02.2014).
- Черницкая А.Л. Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы: автореф. дис. …к-та философ. наук. М., 2008. 22 с.
- Юрасова Е.Л. Гуманизация как фундамент медицинского образования. // Современные технологии обучения : Тезисы докладов IV- й региональной научно-учебно-методической конференции / под. ред. И.Г. Урсова. Новосибирск, 1996. С. 209.
- Шкиндер В.И. К определению понятия «Гуманизация» в педагогике. // Гуманизация образования. Наб. Челны.1996. Вып. 2. С. 146-149.
- Харченко Е.В., Романова Е.Г., Яковлева А.Ю. О призвании врача: учебно-методическое пособие для врачей на факультативном занятии по этике и деонтологии врачебной деятельности. Барнаул, 2009. 108 с.
- Осин А.Я., Н.Г. Садова Непрерывное педагогическое образование преподавателей в условиях модернизации высшей медицинской школы. // Pacific Medical Journal. 2004. №3. Р. 79-82.
- Музалевская Л.В. Решение проблемы гуманизации медицины в рамках реформы сестринского образования. // Методологическое обеспечение современных философских проблем : сб. науч. тр. Иркутск. 2006. Вып. 5. С. 213-226.
- Никифоров Г.С. Здоровье как системное понятие. // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб. 2000. С. 128-129.
- Есауленко И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие. Воронеж, 2011. 384 с.