Для того, чтобы изучение иностранного языка не становилось повинностью, рутиной и, учитывая, что система организации обучения и занятий в частности может являться травматичным фактором для здоровья учащихся и может привести к снижению их успеваемости и мотивации, ухудшению дисциплины, состоянию тревожности, представляется необходимым созданием особой эмоциональной здоровьесберегающей среды посредством формирования эмоционального интеллекта на занятиях иностранного языка, который мотивирует к изучению языка и показывает его практическое применение.[1].
В зарубежной и отечественной педагогике применяется термин “эмоциональный интеллект”, который означает совокупность знаний, умений и способностей, связанных с регуляцией эмоциональной сферы личности и необходимых для эффективной социализации и коммуникации. Понятие включает умения различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями партнёров по коммуникации. По словам Г. Бреслава, понятие «эмоциональный интеллект» позволило исследователям по-новому взглянуть на эмоциональную составляющую и увидеть, что «люди различаются не только по тому, какие у них эмоциональные явления и как они протекают, но и по тому, как они умеют обходиться с ними».[2].
В преподавании иностранного языка многие компоненты “эмоционального интеллекта” (саморегуляция, эмпатия, мотивация достижения, рефлексия) необходимы для успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Эмоциональный интеллект развивается только в процессе коммуникации, модулируемой на занятиях иностранного языка. Подключение эмоциональной сферы учащегося в процессе изучения иностранного языка способствует более успешному его усвоению.
Принципы формирования эмоционального интеллекта.
Самооценка. На занятиях следует уделять внимание способностям и возможностям каждого учащегося. В оценке важен не только результат, но и усилия, затраченные учащимся для его достижения. Необходимо показывать сильные стороны каждого учащегося и результаты успешной работы, что способствует мотивации к изучению иностранного языка.
Самосознание. В обучение необходимо включить элемент самоконтроля, то есть позволять учащимся самостоятельно оценивать свою работу.
Управление эмоциями. Преподавателю нужно внимательно слушать каждого учащегося и приучать их слушать других участников общения.
Мотивация достижения. Необходимо ставить перед учащимися выполнимые цели и задачи, использовать проектные и проблемные задания.
Эмпатия. На занятиях учащимся необходимо научиться реагировать на эмоции других людей в различных ситуациях. Важно научить их ценить личные и совместные успехи и достижения.
Социальные навыки. Необходимо давать задания в парах, в группах, что способствует общению.
Существуют различные приемы, технологии и упражнения, формирующие и развивающие эмоциональный интеллект. Их можно сгруппировать в понятии арт-технологии. Использование арт-технологий позволяет сделать обучение иностранному языку особенно в неязыковом вузе творческим, интересным и разнообразным.[3].
Среди наиболее часто используемых приёмов выделяют игровые формы заданий (ролевые игры, инсценирования, игры на развитие общения), стихи, рисунки и фото, музыку и песни, конкурсы, соревнования.
Инсценирования на иностранном языке развивают эмоциональный интеллект учащихся в процессе изучении иностранного языка естественным путем через формирование жизненных ситуаций и видов поведения.
Стихи на иностранном языке можно использовать и при введении в тему и в качестве конкурсов.
Песни на иностранном языке способствуют прочному усвоению и расширению лексического запаса и усваиванию грамматических конструкций. В песнях знакомая лексика преподносится в новом контексте и встречающиеся в песнях реалии стран изучаемого языка развивают чувство языка и знания стилистических особенностей, а также песни способствуют эстетическому воспитанию.
Групповые обсуждения позволяют совместить эффективность с развитием личностных составляющих эмоционального интеллекта. Таким образом, речевая направленность дискуссий предполагает использование различных ситуаций, ролевое и имитационное общение. Следовательно, эти виды деятельности реализуются в виде общения, которое организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями.
Отметим, что речевая направленность процесса обучения заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть самое практическое использование иностранного языка.[4].
Ролевые игры приближают речевую деятельность к реальной коммуникации. Ролевая игра представляет собой речевую деятельность, одновременно игровую и учебную, в процессе которой обучающиеся выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. [5].
Пословицы и поговорки развивают языковую интуицию, закладывают привычку думать лингвистическими понятиями, расширяют словарный запас, делают речь яркой и выразительной.
Видео на занятиях иностранного языка открывает возможности для преподавателя и учащихся для овладения иноязычной культурой, в особенности в формировании социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом. Грамотно подобранный фильм или обучающее видео на иностранном языке позволяет учащимся вливаться в среду изучаемого языка и познавать и совершенствовать определённые нормы этики и морали. [6]. Необходимо изучать и использовать правила речевого этикета, обращать внимание на манеры и ведение беседы, выбор фраз и выражений, показывая различные подходы, характерные для носителей иноязычной культуры.[7].
Использование подобных технологий способствует, в том числе, и осуществлению эффективной межкультурной коммуникации с носителями языка.
Как известно, необходимыми условиями эффективной коммуникации двух или более представителей различных культур являются владение иностранным языком, а также знание норм и правил поведения, психологии и менталитета.[8].
Занятия иностранного языка как нельзя лучше подходят для интеграции эмоций в процессе обучения, а добавление эмоционального компонента способствует более успешному его изучению и применению; формирование же эмоционального интеллекта помогает развитию коммуникативной компетентности и более эффективному межкультурному общению.
Библиографический список
- Кириллова А.И. Возможности формирования ценности здорового образа жизни на уроках иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. – Апрель 2013. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2788
- Бреслав, Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2004.
- Кириллова А.И. Использование арт-технологий на уроках иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5398
- Новгородова Е.Е. Особенности формирования устной иноязычной речи посредством речевого взаимодействия на занятиях по английскому языку // Современные научные исследования и инновации. – Январь 2014. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30526
- Валеева Р.З. Ролевая игра как активный метод обучения иностранному языку в вузах культуры и искусств // Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5479
- Устинина Г.Ф. Использование видеоматериалов на занятиях иностранного языка как средство формирования навыков межкультурной коммуникации // Гуманитарные научные исследования. – Март 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2469
- Кириллова А.И. Межкультурная коммуникация через стратегии речевого поведения // Гуманитарные научные исследования. – Январь 2014. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5741
- Сатарова Л.Х. Основные проблемы межкультурной коммуникации как фактор развития современного общества // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29074