Вопрос о помощи детям с ограниченными возможностями здоровья был и будет значимым для общества. Государство разрабатывает конвенции, где прописаны права инвалидов. Всячески помогают их развитию и жизни в нашем мире. Многие, кто не сталкивался с этой проблемой лично, полагают, что таким детям нужно меньше уделять внимания. В обществе необходимо воспитывать гуманные отношения между всеми людьми. Все мы разные. Все мы имеем право на жизнь.
В России функционируют различные центры. Центры помощи детям и их семьям. Это не только моральная, психологическая поддержка, а и духовная. Существование такого рода учреждений, позволяют родителям таких детей, отвлечься, пообщаться с такими же родителями, дружить. Устраивать совместные праздники, вылазки на природу, летний отдых. Очень часто друзья и близкие отворачиваются от мамы и ребенка с таким диагнозом. А поддержку искать негде. А без нее никак.
Педагоги, работающие с такими детьми, обязаны владеть специальными приемами и способами обучения. Они не только должны быть компетентны в этой области, но и уметь относиться детям с любовью, верой в их возможности, терпением.
Наука, изучающая как работать с детьми с церебральным параличом и другими физическими и психическими отклонениями это специальная педагогика. Дефектология и Коррекционная педагогика ее синонимы, используемые в нашей стране, и не только. Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемой существующей культурой затруднительно и невозможно. Иными словами, специальная педагогика изучает процесс воздействия обучения детей в тех условиях, которые им наиболее комфортны, которые им подходят. Специальная педагогика является разделом Дефектологии. Дефектология, в свою очередь, изучает психофизические особенности развития детей с психологическими и физическими недостатками. Как уже было выше указано, специальная педагогика это раздел дефектологии. Но не только специальная педагогика входит в это раздел. Специальная психология, сурдопедагогика и тифлотехника так же входят. Специальная педагогика является наукой, которая связывает педагогику и дефектологию.
Не только нужно развивать таких детей. Но и пытаться донести до всех людей, что такие дети, не являются необычными, дефектными, слабыми детьми, аномальными, странными, ненормальными, калеками, малоспособными. Объектом специальной педагогики есть специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Предметом есть теория и практика специального образования. Включает в себя особенности развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности. Использования этого знания, для выявления наилучших способов и путей условий, которые обеспечат коррекцию психических и физических недостатков. Которая обеспечит ему максимально независимую жизнь. Все это так же относится к предмету специальной педагогики.
Особенно сложно работать с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом. Они еще плохо говорят, стеснительные, иногда не знают чего точно хотят. Детский церебральный паралич – это поражение двигательных систем головного мозга (двигательные нарушения, обусловлены спазмом мускулатуры), повреждение мозга, которое влияет на контроль за мускулами и суставами. Факторы воздействия делятся на две группы: факторы неблагоприятного воздействия на плод внутриутробно (родовые травмы, внутриутробные инфекции, инфекционные заболевания перенесенные матерью во время беременности, экологическое неблагополучие, интоксикация плода и токсикозы беременности, кислородное голодание, физические травмы, ушибы плода, психические травмы ( отрицательные эмоции), некоторые лекарственные препараты, физические факторы ( перегревание, облучение и. т. д. ): вторая группа это факторы неблагоприятно воздействующие на ребенка: длительные лихорадки, внутричерепные кровоизлияния, ушибы головы, травмы, паралич, перенесены в детстве тяжелые болезни менингит и другие.
Развитие таких детей имеет свои особенности. У них наблюдается нарушения в развитие речи, наличие насильственных движений, нарушение равновесия и координации движений, нарушения психического развития, задержка интеллектуального развития, нарушения формирования и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Последнее приводит к эгоцентричным установкам, пассивности. Дети раннего возраста не сразу понимают, что с ними. Важно дать понять, что они такие же дети. И вот это нарушение формирования взаимоотношение, другими словами социализация, очень важна. Необходимо начинать ею заниматься с ранних лет. Как родители, учат детей ходить, кушать самостоятельно. Все обучаемое ранее, легко применяется на практике повзрослевшим ребенком. Детям с диагнозом ДЦП и так сложно. Им сложно вести нормальный образ жизни, ходить в школу. За ними постоянно присматривают. И очень важно дать возможность быть немного самостоятельными. Обязательно организовать хобби. Если у ребенка будет что-то отлично получатся, его радости не будет предела. Это будет его восхищать, придавать ему силы. А если мы еще научим его общаться со сверстниками, цены нам не будет. Умение общаться, вести разговор, играть вместе, находиться около друг друга. Это же такое счастье. Никто из нас не любит одиночество. Оно съедает нас изнутри. А представьте, сидеть целыми днями в квартире, в своей комнате, видеть пред глазами одно и тоже, слышать только голоса родных. Это удручает.
Так как же научить их общаться между собой. Как правильно развивать коммуникативную деятельность? Лучше всего заниматься по парам. Или небольшими группами. Максимум 6 человек. Это позволит максимально контролировать процессы оказать необходимую помощь.
Начинать нужно с поэтапного обучения специфическим игровым действиям. А так же отношениям при использовании специальных игровых заданий и упражнений. С помощью моделирования игровых ситуация и целенаправленного метода организации, происходит компенсация недостаточного коммуникативного опыта в процессе игры. Чтобы дети не так уставали от специфических игр, чередуйте с легкими играми. Например, ролевыми. Но не между детьми. Имеется в виду, один ребенок играет за семью, или магазин. Он руководит всеми игроками. Он исполняет все роли. Он сам выдумывает сценарий, все действия персонажей. Взрослый может показать пример. Или первое время поиграть вместе, или посидеть рядом. Так же поможет хорошему восприятию, моральному отдыху сопровождение классической музыки, или звуки природы, или что нравится ребенку. Позвольте ему выбрать. Положите перед ним знакомые диски, игры. Пусть он делает сам. Такие дети должны чувствовать свою самостоятельность.
Если есть возможность, нужно комбинировать прогулки. Спокойные в парке, отдых с семьей на природе. Встречи с детьми. И не только с такими как он сам, но и с обычными детками. Дошкольники не видят разницы между ним и ребенком с церебральным параличом. Он с ним будет играть, разговаривать, дружить. Это такое теплое чувство, такая радость внутри. Такая практика будет положительно сказываться на обоих детях. Хорошее отношение, гуманное отношение ко всем детям. Радость, что его принимает общество, сверстники, что он один из них. Такие встречи, прогулки, один из лучших способов развития коммуникативной деятельности.
Библиографический список
- Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс.-2-е изд. – М., 2010. – 376 с.