Обращение к зарубежному опыту использования дистанционного обучения показывает, что развитие информационных технологий создает принципиально новые возможности для формирования высококачественной образовательной среды. С этой целью нами был проанализирован ряд обзорных и специальных отчётов и статей за период 2000 – 2012 гг., касающихся проблематики дистанционного образования в США и опубликованных в разные годы в рамках международных симпозиумов, правительственных и межгосударственных инициатив, в виде докладов и публикаций специальных образовательных профессиональных ассоциаций. В результате данного исследования были выявлены особенности и современные тенденции развития дистанционного образования в США.
Дистанционное образование на североамериканском континенте насчитывает почти столетнюю историю и в настоящее время прочно занимает свое место в образовательной системе США. Дистанционное образование используется для обучения жителей удаленных районов страны, поддержки школьного образования, профессиональной подготовки, корпоративного и военного обучения, высшего и непрерывного образования. В техническом плане здесь представлен весь спектр средств связи для преподавателя и ученика – компьтерные обучающие программы, веб-технологии, видео-конференции, спутниковое телевидение, активно используются учебные материалы на различных электронных носителях при обучении по переписке. [1]
Первая американская профессиональная организация в области дистанционного образования DETC (Distance Education Training Council) была создана в 1926 г. для утверждения образовательных стандартов и профессиональной этики. В 1955 г. была создана Аккредитационная Комиссия в сфере дистанционного образования, которая вскоре была признана Департаментом Образования США в качестве государственно признанной аккредитующей организации.
Длительное время развитие дистанционного образование в США было тесно связано с использованием телевидения в образовании. Первые учебные материалы такого рода были подготовлены еще в самом начале ХХ века. Вплоть до 60х годов применение телевидения в образовании привлекало внимание представителей образовательной индустрии, проводились исследования о влиянии телевидения на усвоение учебного материала. На пике популярности некоторые образовательные проекты привлекали довольно большое количество обучающихся, например, проект MPATI (Midwest Program on Airborne Television Instruction) транслировал учебные программы на 2000 школ и университетов, в которых обучалось почти 400 000 студентов в штате Индиана и пяти соседних штатах. В эти же годы было создано Национальное Образовательное Телевидение (National Educational Television Network (NET)), основной задачей которого были обмен учебными видеоматериалами и согласование расписаний образовательного вещания.
Вместе с тем, система телевизионного образования довольно жестко критиковалось экспертами, поскольку разница в эффективности традиционного и телевизионного обучения была несущественной: учебные материалы часто не сильно отличались от обычных лекций, записанных на видео, результативность в освоении учебных дисциплин была не столь очевидной. Кроме того, данная форма обучения требовала серьезных дополнительных финансовых вливаний.
Однако развитие всех видов удаленного образования (более всего это коснулось высшего образования), получило дополнительный импульс в 60-70 е годы, когда на фоне роста цен обучения в колледжах первые успехи продемонстрировал британский Открытый Университет. В эти годы начинаются активные экспериментальные программы в сфере высшего образования, такие как «Университет без стен», различные имитации британского Открытого Университета и т.п., поддержанные Комиссией Карнеги по Высшему Образованию.
Движение по развитию технологий обучения в конце 60х провозгласило установку на разотождествление технологии обучения и аудио-визуальной техники. В 1970 Департамент Аудивизуальных Технолологий Обучения переименовался в Ассоциацию по Образованию, Коммуникации и Технологии и дал более широкое определение собственной сфере деятельности – образовательным технологиям: «область практики, направленной на обеспечение обучения человека через систематическое определение, развитие, организацию и применение всего спектра обучающих материалов». В это же время наметилось повышенное внимание к технологиям обучения и системный подход к подготовке учебных материалов с опорой на когнитивную психологию и индивидуализированное обучение.
Программы дистанционного образования, появившиеся в 90е гг. ХХ века, характеризуются широким спектром подходов.[2] Программа CALS предлагает независимые учебные курсы через сети при основной опоре на компьютеризированный контакт со студентом и обратную связь. Nova University также предлагает компьютеризированные уроки с последующим обсуждением с инструкаторами при помощи электронной почты, плюс централизованные очные сессии и кластерные группы по выходным дням. Mind Extension University предлагает сертифицированные базовые и полные учебные курсы через сеть и дополняет видео-курсы текстами и другими сопутствующими материалами.
Конец 20 в. и начало 21 в. отмечены высоким уровнем развития дистанционного образования в США. По дистанционным программам обучаются около 20% всех студентов в стране и темпы роста этого показателя существенно выше, чем у традиционных форм обучения. В 2006м году из 17 млн. студентов, обучавшихся по разным программам в США (базовое высшее, бакалавриат, магистратура, аспирантура) 3 млн. обучались по дистанционным программам (преимущественно базовое высшее), на которых приходилось 100 000 преподавателей. Около 10% студентов колледжей, половина студентов по программам с аттестацией (базовое высшее, законченное высшее, бакалавриат), треть обучающихся по докторским и магистерским программам обучаются дистанционно. В 2004-2005 г. рост студентов дистанционных программ вырос на 35% (850 000 студентов) и темпы роста сохраняются на этом уровне. Около 2/3 преподавателей (в традицонных и дистанционных колледжах) работают по совместительству (неполный рабочий день). И хотя многие факультеты стремятся к тому, чтобы половина дистанционных программ преподавались их собственными постоянными преподавателями, в ряде успешных вузов этот показатель составляет только 15%: Университет Феникса (187 712 абитуриентов на дистанционные программы в 2006-2007 гг.), Университет Мерилэнда (40 000 абитуриентов), Колледж Бэйкер (17 633 абитуриентов), Центральный колледж Техаса (22 723 абитуриентов), Универистет Вальден (22 168 абитуриентов).
Одним из существенных факторов развития дистанционного образования в США является фигура профессора-адъюнкта (работающего на неполную ставку, по совместительству). При сравнении его стоимости для вуза, он обходится примерно в 20% стомости профессора, работающего на постоянной основе на полную ставку. Часто профессор-адъюнкт не имеет ни кабинета, ни почтового ящика, ни служебного телефона и нуждается в другой полноценной работе для того, чтобы выжить. По нормативам Бюро Статистики США годовой доход в 9573 доллара считался в 2003г. чертой бедности для одного человека. При полной загрузке и при текущих ставках оплаты профессор-адъюнкт может заработать 140% этого уровня годового дохода. При самых благоприятных условиях – 240-250%.[3]
Говоря о качестве дистанционных программ, нельзя не упомянуть вопросы их официальной аккредитации. Почти все дистанционные программы аккредитованы на региональном уровне и очень редко имеют аккредитацию федеральных профессиональных ассоциаций, таких как Ассоциация по совершенствованию в высших профессиональных школах бизнеса (AACSB). Так, например, заявления на обучение по магистерским образовательным программам составляют 42% всех дистанционных программ законченного высшего образования, из которых 64% профессионально аккредитованы. В области ухода за больными и библиотечном деле процент профессионально аккредитованных программ высок – 97% и 80%, но в общей структуре дистанционных программ эти программы составляют менее 10%.
Есть также Sloan Consortium, который выработал стандарты для полноценного дистанционного обучения в колледжах и университетах и эти стандарты можно использовать для определения качества программ. В список Sloan Consortium включены 900 дистанционных программ, включая программы как признанных лидеров, таких как MIT и Carnegie Mellon, так и программы провинциальных колледжей. Список постоянно пополняется и программы проходят повторные проверки.
Более половины абитуриентов на дистанционные программы поступают на 2х-годичные программы колледжей, по которым наличие профессиональной аккредитации может быть не лучшим индикатором. Часть этих программ предоставляет ценную профессиональную подготовку, аккредитованную отраслевой группой и завершается предоставлением сертификата об окончании, а не дипломом магистра или бакалавра. Из 1000 локальных колледжей только около десятка зарегистрированы в списке Sloan Consortium.
Дополнительным аспектом в изучении качества дистанционного образования является прогнозирование будущего дистанционного образования в высшей школе, учитывая статус института – поставщика этой услуги. Несколько сотен лидирующих университетов сделали ставку скорее на индивидуализированные курсы, чем на полномасштабные программы. Конечно, здесь есть и исключения, такие как Penn State, University of Florida, University of Massachusetts, которые имеют относительно масштабные дистанционные программы. Stanford University, the University of Southern California (USC), Columbia University и Georgia Tech являются лидерами по количеству поступивших на дистанционные магистерские программы по инжинирингу.[4] Вместе с тем, они также лидируют по затратам на семестровый учебный час, делая свой выбор в сторону инвестирования необходимых ресурсов в развитие высококачественных программ.
Дистанционному образованию в США, активно развивающемуся на рубеже веков, необходимо прояснить ряд стратегических вопросов, касающихся планирования строительства учебных зданий, двух-трех кратного бронирования учебных корпусов для смешанных (дистанционных и очных) учебных программ, государственных и региональных объединений, рассмотрения вопросов государственной политики в этой области образования в законодательной системе.[5]
Библиографический список
- Дистанционное образование в США и Канаде. htpp;//www.cnews.ru/reviews/free/national12006/articles/do_usa/index.shtml
- Раицкая Л.К. Дистанционное образование в США. Филологические науки в МГИМО.№10 (25), 2002.- С.147-155
- E-learning at Crossroads – What price quality?/ Stephen R. Ruth, Martha Sammons, and LindseyPoulinhttp://www.educause.edu/EDUCAUSE+Quarterly/EDUCAUSEQuarterlyMagazineVolum/ELearningataCrossroadsWhatPric/157453
- Beyond eLearning: practical insights from the USA. Report of a DTI Global Watch Mission. May 2006. http://www.e-skills.com/public/beyond%20e-learning%20practical%20insights%20from%20the%20USA%20DTI%20global%20watch%20report.pdf
- Валеева Р.З. Дистанционное обучение и его место в системе высшего образования // Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5344 (дата обращения: 03.02.2014).