Активное использование современных информационных технологий в учебном процессе является неотъемлемой атрибутом современных педагогических систем. Мультимедийные презентации, аудио-, видео-, офисные системы и другие программные продукты в современных школах применяются постоянно. А компьютерная техника совершенствуется и модернизируется с каждым днем. Возможность ежедневно обновлять аппаратно-программную базу в школе отсутствует [1].
Соответствие обязательному государственному образовательному стандарту требует существенных материальных затрат для приобретения компьютерных программ и аппаратных средств в школы. Каждый предмет нуждается в использовании определенных программных средств, которые в большинстве недоступны из-за их высокой стоимости. Во многих учреждениях устанавливается свободное программное обеспечение, хотя большинство домашних компьютеров снабжено платным лицензионным ПО. Поэтому обучающиеся и преподаватели вынуждены подстраиваться под данные условия, хотя разные программные средства не всегда совместимы.
Выходом из данной ситуации является использование альтернативных web-приложений и прочих облачных сервисов, которые бы сформировали облачный инструментарий современного педагога. Отличием от платных десктопных приложений является то, что web-приложения являются полнофункциональными, бесплатными аналогами, доступ к которым можно получить через браузер. В данном случае установка на локальный компьютер не требуется. Создавать, хранить, изменять учебные материалы и разработки можно в личном кабинете online-сервиса, образуя собственное информационное пространство.
Особенностями использования online-сервисов являются: простота и доступность в использовании; возможность создавать на сайтах группы и сообщества; web-редактируемая паутина, которая позволяет нескольким пользователям одновременно работать с одним документом; доверие в управлении контентом коллективному разуму; интерактивность; взаимосвязь с другими сайтами и сервисами; уникальная личная зона; поддержка всеми браузерами и платформами.
В учебном процессе инновационные облачные сервисы можно применять как учителю для проведения уроков, так и ученику для работы над исследовательскими и учебными проектами, создания портфолио, виртуальных путешествий и экскурсов.
В структуру облачного инструментария современного школьного учителя могут входить следующие блоки [2,3]:
1. Облачные сервисы общего назначения. Можно использовать как хранилище контента, инструмент для обмена данными, вспомогательный педагогический ресурс. Примерами таких сервисов могут служить хостинги картинок, аудио- и видео- файлов, поисковые системы и т.п.
2. Агрегаторы учетных записей. Любой облачный сервис требует авторизированного доступа. Большинство из них поддерживает доступ с помощью учетных записей популярных социальных и почтовых ресурсов. Агрегаторы используются для консолидации учетных записей от большого количества сайтов и объединения их в одну универсальную.
3. Облачные офисные приложения. Самыми популярными и востребованными программами является офисные пакеты MS Office и OpenOffice. Данные системы использует практически любой учитель и ученик. Существуют эффективные облачные аналоги данным незаменимым программным продуктам, которые реализуют почти все функции и являются бесплатными. Примерами таких web-сервисов являются Google Docs и OneDrive.
4. Облачные презентации. Стандартные линейные презентации постепенно устаревают и им на смену приходят новые инновационные сервисы и нелинейной подачей материала. Примером такого сервиса является Prezi.com [4].
5. Графические облачные сервисы. Пакеты компьютерной графики сегодня используют практически все участники учебного процесса, и данный вид программного обеспечения тоже нуждается в полноценном облачном аналоге. Отличной альтернативой популярного коммерческого растрового графического редактора Photoshop является сервис Pixlr.com.
6. Специализированные облачные сервисы. Этот тип сервиса отражает специфику отдельного предмета. Примерами являются ленты времени, картографические сервисы, переводчики и т.п. [5].
Результатами внедрения облачного инструментария могут быть: реализация нового способа организации коллективной работы, повышение креативного потенциала учителя в организации учебного процесса, повышение мотивации обучающихся за счет нестандартного подхода к организации коллективной работы и подготовке домашнего задания, реализация возможности организации проектной деятельности на уроках всех дисциплин, реализация возможности организации совместной работы в режиме реального времени, высвобождение времени у всех участников учебного процесса, создание единого для школы образовательного пространства, повышение качества образования за счет повышения мотивации и расширения педагогического инструментария учителя, экономическая выгода (все рекомендуемые облачные сервисы являются бесплатными).
Библиографический список
- Никифорова Е.И., Корепина Т.А., Никифоров О.Ю. Методические особенности использования web-сервисов при преподавании информатики в школе // Современная педагогика. 2014. № 1
- Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Особенности инновационной архитектуры учебного взаимодействия в цифровой школе//Инновационный Вестник Регион. 2012. № 4. С. 69.
- Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Использование «облачных» сервисов при обучении информатике//Сборник научных статей конференции «Системные стратегии: наука, образование, информационные технологии». Выпуск 1. Под ред. доц. О.Б. Голубева и доц. Н.А. Ястреб. Вологда: ВГПУ. 2013. С. 45.
- Никифоров О.Ю., Корепина Т.А. Использование современных интернет-сервисов для работы с интеллект-картами//Современные научные исследования и инновации. 2013. № 4
- Никифоров О.Ю., Селезнева А.Л. Виртуальные интерактивные стенды//Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4.