В настоящее время в сфере профессиональной деятельности в различных областях производства и интеллектуального труда резко возросла потребность в творческой, не подчинённой строгим алгоритмам, деятельности и в специалистах, способных её выполнять. Интенсивное увеличение объёма научно-технической информации, постоянное обновление технологий требуют от специалиста высокого уровня фундаментальной подготовки, способностей и навыков самообразования, умения включиться в непрерывный процесс повышения квалификации.
Эти факторы, в свою очередь, обусловили смену парадигмы, в том числе, военного образования, так как на современном этапе развития вооружённые силы и специальные ведомства предъявляют всё более высокие требования к будущему специалисту – выпускнику военного вуза, который уже на начальном этапе своей служебной деятельности должен быть максимально готов к выполнению профессиональных задач. Внедрение в военную систему образования компетентностной модели подразумевает чёткое определение понятий «компетенции» и «компетентность» для будущих военных специалистов. Однако, исходя из анализа научной педагогической литературы, можно сделать вывод, что к настоящему моменту среди педагогов-исследователей нет единого понимания данных дефиниций. При этом, рассматривая формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов в военном вузе, как педагогический феномен, необходимо произвести анализ и других ключевых понятий, определяющих смысловое содержание данного процесса. Декомпозируя процесс формирования профессиональных компетенций будущего военного специалиста, целесообразно ограничиться тремя основными составляющими:
- Компетенции и компетентность выпускника военного вуза, являющимися основой его будущей профессиональной деятельности.
- Профессионализм, выступающий как особое свойство человека, определяющее его способность выполнять сложную деятельность в разнообразных условиях.
- Специфика профессиональной подготовки выпускника военного вуза, определяемая его будущей служебной деятельностью.
Следует отметить, что рассматривая термин компетентность, применительно к выпускникам военных вузов как к будущим офицерам, необходимо выделить некоторые отличительные особенности этого понятия, обусловленные целями, задачами и результатами воинского труда. Во-первых, это наличие общественного социального заказа, определяющего цели и задачи военной службы, закреплённые в законах, уставах Вооружённых сил и других руководящих документах; во-вторых, полифункциональность военной профессиональной деятельности, определяющая многообразие задач воинского труда; в-третьих, интегративный характер профессиональной деятельности военного специалиста, объединяющий в себе готовность подразделения в целом, морально-психологическое состояние личного состава и готовность к выполнению задач по предназначению каждого военнослужащего.
Результаты анализа показали, что в настоящее время существует достаточно широкий спектр определений, затрагивающий ту или иную сторону понятия компетентность. Однако проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что при признании очевидной важности ключевых и социальных компетенций для жизнедеятельности индивида, основными, определяющими уровень мастерства специалиста в определённом виде деятельности, являются профессиональные компетенции.
Другими словами, рассматривая профессиональные компетенции как педагогическую категорию, следует иметь в виду не только определённую совокупность знаний, умений и навыков, но также необходимо учитывать профессионально-значимые качества человека, определяющие его профессионализм в определённой области деятельности.
Вопросы профессионализма в контексте профессиональной компетентности освещены в работах педагогов-психологов: Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Ю.П. Поваренкова, А.К. Макаровой и др. В большинстве известных работ понятие профессионализма связано с совокупностью профессионально-важных качеств, процессом их формирования и оценки.
В военной педагогике профессионализм понимается как степень овладения военнослужащими профессиональными навыками, а профессионалом считается военнослужащий, основным занятием которого является его профессия, специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию [1].
С.А. Дружилов под профессионализмом понимает особое свойство человека систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях [2]. Он выделяет четыре компонента профессиональной компетентности педагога:
1. Мотивационно-волевой компонент (мотивы, цели, потребности и ценностные установки);
2. Функциональный компонент (знания о способах определённой деятельности);
3. Коммуникативный компонент (умения должным образом излагать мысли, производить анализ, убеждать, высказываться, организовывать и поддерживать общение);
4. Рефлексивный компонент (способность осуществлять контроль результатов собственной деятельности).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие профессионализм:
– включает в себя знания, умения и навыки, необходимые для конкретного вида профессиональной деятельности;
– характеризуется профессионально-значимыми качествами конкретного индивида, который должен обладать чётким осознанием окружающей действительности в целом и трудных нестандартных ситуаций в частности, а также владеть искусством постановки и решения профессиональных задач.
Проведённый анализ различных подходов сущности понятий и структуры «компетентность», «профессионализм», «профессиональные компетенции» позволяет говорить о том, что в настоящее время не существует чёткого и единого определения этих терминов. Общим для всех подходов является понимание компетенций как способности индивида решать различные проблемы, возникающие в процессе профессиональной деятельности. Компетентность, как и компетенции, выступает интегральной характеристикой личности, качествами, которые можно приобрести в процессе обучения.
Таким образом, в педагогике нет единого подхода к определению рассматриваемых понятий, однако понятие «профессиональные компетенции» закреплено в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения, там же перечислены основные профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза.
Всё это позволило сформулировать авторское понятие профессиональных компетенций, близкое к точке зрения И.А. Зимней. Профессиональные компетенции –это система потенциальных внутренних новообразований (умственный багаж, программы и алгоритмы действий, личностные качества, система ценностей и т. д.), заключающихся в актуальных деятельностных проявлениях, позволяющих индивиду быть способным применять знания, умения и навыки для успешной деятельности в определённой области.
Рассматривая процесс формирования профессиональных компетенций у будущих выпускников военных вузов необходимо обозначить особенности организации образовательного процесса в военном вузе при изучении специальных дисциплин. К этим особенностям модно отнести следующее:
– отношения в учебном военном коллективе и с преподавателями, основаны на вертикальной иерархической подчиненности;
– наличие ограничений, накладываемых требованиями, определёнными уставами вооружённых сил, приказами командиров и начальников и различными нормативными документами;
– строгая регламентация служебного времени, в том числе подготовка к занятиям только в специально отведенное время самоподготовки в составе учебных групп;
– наличие ограничений, накладываемых требованиями по организации режима секретности при изучении отдельных тем специальных дисциплин;
– высокая динамика развития средств вооружения, при условии ограничений бюджета учебных подразделений, определяющая актуальность совершенствования умений и навыков c использованием программных симуляторов;
– отсутствие достаточно сформированных педагогических ресурсов военно-специальных кафедр;
– усложняющееся содержание военно-профессиональной деятельности, уплотнение информации, необходимой для формирования высокого уровня профессиональных компетенций.
То есть специфика военного вуза обусловлена действием различных требований к военной службе, поэтому сущность и структура профессиональных компетенций выпускника должна соответствовать характеру и задачам современного воинского труда.
Таким образом, очевидно, что требования социального заказа к качеству подготовки выпускника военного вуза выполнимы в полной мере, если по окончании обучения будущий военный специалист овладеет профессиональными компетенциями, определяющими интегральную характеристику его личности и включающими уровень сформированности знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности, а также умение жить, комфортно и эффективно функционировать в обществе и, в частности в военной организации в постоянно изменяющихся условиях.
Подводя итог, можно сделать вывод, о том, что формирование профессиональных компетенций у выпускников военных вузов является педагогической проблемой, потому что выходным результатом этого процесса является компетентный специалист, соответствующий требованиям, определённым в ФГОС ВПО, обладающий широким набором общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющим ему легко адаптироваться и функционировать в системе профессиональной военной деятельности, в новой окружающей обстановке, овладевать новыми знаниями и умениями, необходимыми для осуществления изменяющихся и усложняющихся профессиональных функций.
Библиографический список
- Дружилов, С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. - 2005. – №8. – С.26-44.
- Корчемный, П. А. Военная психология : учебник : для студентов вузов, обучающихся по специальности 020400 “Психология” / П. А. Корчемный. – Москва : Изд-во ОВЛ, 2005. – 317 с.