Реформы с системе образования Узбекистана начались еще в 1997 году. Уже тогда стало ясно, что подготовка специалистов высшего и среднего звена не отвечает требованиям рыночной экономики. Прежде всего реформы затронули структуру образования. Современное образование стало непрерывным, претерпели изменения среднее специальное и высшее образования. Изучая опыт развитых стран, мы внедрили бакалавриат и магистратуру, а в 2012 году Указом Президента была ликвидирована ученая степень «кандидат наук». Оновременно со структурой изменились и ГОС и учебные планы. Во всех вузах в первом блоке стали изучаться педагогические дисциплины и психология. Начали функционировать и факультеты профессионального образования, в нашем случае это медико-педагогический.
Внедрение педагогических дисциплин в учебные планы преследовало задачу подготовки педагогов нового поколения. Целью изучения педагогики в медицинском вузе является формирование основ психолого-педагогической компетентности и расширение профессиональных функций медицинского работника. Изучая педагогику, студент-медик должен реализовать следующие основные задачи:
– усвоить и принять лично для себя педагогические аспекты деятельности медицинского работника;
– овладеть основами педагогических знаний, повысить общую педагогическую культуру;
– понять значение педагогических знаний для развития своих способностей в период обучения и для профессионального роста.
В течение семи лет медики-педагоги изучают общую и профессиональную педагогику, педагогическое мастерство, новые педагогические технологии, дидактику. Такое детальное изучение педагогических дисциплин крайне необходимо нашим студентам. Многие выпускники, чаще девушки, устраиваются на работу в средние специальные медицинские заведения. Они выполняют функции преподавателя общемедицинских и медицинских дисциплин в колледжах и лицеях, а также учителя в общеобразовательных учреждениях с профильным медико-биологическим обучением. Но педагогические знания необходимы не только педагогам. Для воспитания гармоничного поколения необходима интеграция школы, семьи и психологической медицины. Гармоничное развитие включает в себя развитие различных сторон психической жизни – ума, чувства, воли, сочетание различных сторон воспитательного воздействия – умственного, нравственного, эстетического, развитие духа и тела – психическое и физическое воспитание.
Важно отметить, что многие известные ученые медики обращали свое внимание на важность педагогического образования для врача. В этой связи большой интерес представляют научные взгляды В.М. Бехтерева. Отправным моментом и основной задачей его научных поисков выступал человек как целостное онтологическое бытие, биосоциальное образование в единстве всех его сторон, во взаимодействии с миром: природой, космосом и социумом. Впервые в отечественной науке глубоко и полно было обосновано представление о человеке как биосоциальном существе [4]. Бехтерев сумел подойти к исследуемому объекту “больной и здоровый человек” аналитически и в то же время комплексно, синтетически охватив разные стороны и уровни его состояния. Будучи специалистом в области анатомии, гистологии, морфологии и физиологии мозга, психо- и невропатологии, психологии и педагогики, Бехтерев впервые ввел понятие медицинская педагогика. Анализ научного наследия Бехтерева показывает, что основной его целью было создание единого целостного учения, изучающего все стороны личности, ее взаимодействия с миром на основе неких общих универсальных законов, объединяющих и объясняющих все многообразие исследуемых разноуровневых явлений. Основу психического здоровья и развития личности Бехтерев видел как в природе организма, т.е. его генетической обусловленности и соматических особенностях, так и в природной и социальной среде обитания человека. Особенно интересным представляется здесь утверждение о важности активной общественной позиции личности в ее развитии: где нет общественной деятельности, там нет и полного развития личности” [4]. Выдающийся русский ученый В.П. Кащенко считал, что лечебно-педагогическое воздействие на детей, особенно с недостатками характера, возможно тогда, когда, с одной стороны, медицина тесно переплетается с педагогикой, а с другой – когда психонервные отклонения у детей устраняются при помощи педагогических методов и приемов. По его мнению “успех возможен только при взаимном глубоком проникновении одной области в другую, при дружном содействии врача и педагога”. Одно лечение, так же как и одно воспитание, по его мнению, малорезультатно без взаимного проникновения деятельности педагога и врача, имеющих специальную подготовку: врач – в педагогических дисциплинах и лечебной педагогике, педагог – в психоневрологии детского возраста и лечебной педагогике. Под последней ученый понимал интеграцию медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью исправление характера и личности ребенка. Кащенко, напутствуя своих учеников, особо подчеркивал их “призвание сочетать в себе педагогов и врачей”, отмечал, что в хорошо организованных медико-педагогических учреждениях синтез медицины и педагогики позволяет изучать ребенка во всей полноте его особенностей и черт [4].
Приоритет гуманистических ценностей развития личности, внимание к тем психолого-педагогическим условиям, которые необходимы для саморазвития, побуждают преподавателей к поиску оптимальных форм, методов и средств обучения. Роль педагогических дисциплин в подготовке специалистов, в частности, врачей, является одним из факторов подготовки гармоничной, развитой личности, пристальное внимание к педагогике приближает нас к международному уровню профессиональной квалификации и компетентности медика-педагога.
Библиографический список
- Акрамов Н.М., Акрамова Л.Ю. Современная организация медицинской помощи в Узбекистане. Международный Сборник научных статей : «Развитие общества и экономики постсоветского пространства: современные тенденции и перспективы».- Липецк; «Гравис», 2012. Стр.6-8.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.; Высшая школа, 1990
- Новгородцева И.В. Педагогика в медицине: Учебное пособие.-М.; «Флинта», 2012.
- Медицина и педагогика на пути интеграции. Режим доступа: http://stud-baza.ru/meditsina-i-pedagogika-na-puti-integratsii-referat-pedagogika
- Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с.